СоциумНовостиОбщество

Остров ненужных детей…

Осенью и зимой в атырауский центр адаптации несовершеннолетних поступает детей больше обычного. Вот и в минувшие зимние каникулы ЦАН вновь пополнился новенькими. «ПК» побывала там, чтобы узнать подробности.

В Центре адаптации несовершеннолетних, что на конечной остановке в мкр. Авангард, царит уютная и теплая атмосфера. Детишки играют, воспитатели развешивают белье, повар готовит еду. А педагог-психолог беседует с ребенком, и вот он-то раскрывает его способности. Порой детские истории звучат как сценарии трагических фильмов. Но это жизнь. И от нее – злость и недоумение. Как можно так поступать со своими детьми?

На сегодняшний день в ЦАНе проживают 25 несовершеннолетних (а всего центр рассчитан на такое количество), оставшихся без родительского присмотра, или те, кто оказался без должного воспитания, или гуляли без сопровождения взрослых после 23:00.

— В прошлом году мы приняли 143 ребенка. Ежегодно в центр поступает около 100 детей, особенно осенью, когда их количество возрастает. Например, если ребенок стал реже посещать школу, это может быть тревожным сигналом. В таких случаях инспектор по делам несовершеннолетних рассматривает ситуацию и при необходимости ставит школьника на учет, после чего его могут направить к нам. Окончательное решение принимают комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при акиме города Атырау и суд, — пояснила руководитель центра.

ostrov nenuzhnyh detej… 3

Кундуз Гиниятова рассказала, что недавно сюда поступили восемь детей из одной семьи. У них разные отцы, в школу не ходили. Ранее общественный фонд «Харакет» подарил их матери жильё в пригородном поселке Сарыозек (район Черной речки), но «подарок» оказался не нужен – она запустила дом до полной  антисанитарии. Сейчас женщине дали три месяца на восстановление жилища.

Кабинет педагога-психолога Гайни Баяновой больше похож на детскую комнату. Везде расставлены игрушки, но они не обычные, а логические и развивающие, помогающие детям в обучении и адаптации. Мы побывали у нее на приеме. Первым пришел десятилетний ребенок.

— В этом возрасте дети должны знать свои биографические данные, но, например, этот мальчик помнит только год рождения, а дату назвать не может. Я провожу педагогическую диагностику, выявляю пробелы, анализирую логическое мышление. Обязательно даю психологические тесты, — рассказывает Гайни Баянова — Первым делом использую проективный метод «Дом, дерево, человек» — в рисунке ребенок отображает то, что его волнует. Провожу опросы, определяю тип личности. Каждое занятие длится 50 минут, в день может быть до трех встреч. С дошкольниками мы занимаемся в игровой форме, с использованием интерактивных и развивающих игрушек. Для диагностики применяю методику Забрамной, которая помогает оценить уровень развития психических процессов у ребенка. Затем дети проходят ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), где получают заключение. Например, бывает, что ребенок учился в седьмом классе, но не смог ответить на вопросы по программе. Тогда его оставляют на второй год. В заключении может быть указано, что у него микрозапущенность.

К слову, дети в ЦАНе могут находиться три месяца. Здесь трудятся 35 сотрудников: воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, методист, библиотекарь, врач, парикмахер, диетолог и повара. Детей кормят шесть раз в день. Рацион составляется заранее — меню разрабатывается на две недели.

ostrov nenuzhnyh detej… 5

Недавно здесь провели текущий ремонт: покрасили стены, заменили двери, перестелили полы. В общем, делается все, чтобы ребенок почувствовал себя, как дома.

Как отметила педагог-психолог Гайни Баянова, во всех детских бедах виноваты взрослые:

— Вероятно, они неосознанно шли к рождению детей, не задумываясь о последствиях. Но и среда играет большую роль — когда ребёнок растёт в семье, где алкоголь становится нормой, где нет чёткого понимания ответственности, это накладывает отпечаток. Дети растут в условиях, где любовь сочетается с хаосом. Они привязаны к родителям, но при этом вынуждены взрослеть раньше времени, брать на себя обязанности, которые не соответствуют их возрасту. И самое сложное — разорвать этот круг, чтобы в будущем они не повторили судьбу своих родителей.

Об этом сотрудники ЦАНа постоянно говорят мамам и папам, когда те приходят навещать детей.

А бывают и приятные случаи. Например, родной отец забрал своего сына – одного из постояльцев – к себе в Узбекистан после того, как его мать, жительницу Атырау, лишили родительских прав.

Часто психолог по рисункам детей может определить, что с ним

— Это рисунок восьмилетней девочки. Обратите внимание, что она изобразила себя вместе с мамой, но за руки они не держатся. Это означает нехватку психологической теплоты дома, потому что вся любовь и забота отдается младшим детям. Поэтому материнская фигура воспринимается как холодная и нелюбящая. В рисунке прослеживаются тревожность, ощущение незащищенности, неуверенность в себе, страх быть покинутой, так как отсутствие дыма из трубы указывает на это. Дети не посещали школу, и учебное заведение сообщило об этом инспектору ИДН. Родители в разводе, а ее маме, очевидно, требовалась поддержка.

— Здесь рисунок подростка. По нему можно понять, что девочка следует традициям, стремится к стабильности и с осторожностью относится ко всему новому. Например, маленькие уши на рисунке могут указывать на её консервативность и склонность откладывать изменения. Один используемый цвет говорит о возможной медлительности. Девочка воспитывалась бабушкой, так как мама занималась своей личной жизнью, вышла замуж во второй раз, но условий для проживания дочери  не создала. В поисках тепла и внимания девочка часто любила гулять с друзьями, что в итоге привело её в центр. Короткие встречи с мамой не давали ей возможности для полноценного общения. Обычно они происходили либо когда мама приходила в гости к родным, либо когда девочка гуляла рядом с её домом. Она покинула центр, а маме подсказали, как лучше с ней общаться дальше.

ostrov nenuzhnyh detej… 1

— Девочке — 12 лет. У нее выражена потребность в любви, она энергичная и настойчивая, но при этом испытывает беспокойство. На ее рисунке изображены дождь и солнце. Первый символизирует тревожность, но сквозь него все же пробивается солнце — это говорит о надежде. Однако себя она нарисовала темной, без глаз, что указывает на ощущение безличности и заниженную самооценку. Читать её научил отец, потому что мама злоупотребляла алкогольными напитками. Вскоре мама с папой расстались. С рождения у девочки не было документов, и, видя, что сверстники ходят в школу, она ощущала себя иначе, что еще больше снижало ее самооценку. Это подтверждается и тем, что в первом рисунке она изобразила себя еще ниже, — говорит педагог-психолог. — В ЦАНе документы ей оформили. Мама — гражданка другого государства. У девочки есть младшая сестра, которая ходит в первый класс, но у той с документами проблем не было.

— Видите, тут дружеские отношения между родителями, они держатся за руки. Девочка быстро принимается за работу, умеет о себе рассказать, активная, позитивная, общительная. К сожалению, её родители пьют. Вообще, по словам специалистов, у родителей, злоупотребляющих алкоголем, дети нередко вырастают особенно заботливыми и привязанными к семье. В семье шестеро детей, и все очень дружны. Сейчас они находятся в центре адаптации несовершеннолетних. Девочка считает отчима отцом, ведь её папа умер. Эти дети здесь уже второй раз, но родители каждый раз навещают, — говорит педагог-психолог Гайни Баянова.

Рахима ХАЛЕЛ

Рахима Халел

Старший корреспондент

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button