ОбразованиеНовостиОбщество

Компьютер vs учитель

Сегодня технологии меняют всё – от простого общения до точных наук, и образование не стало исключением. Всё больше учеников и студентов используют искусственный интеллект для обучения, задавая вопросы чат-ботам, читая их объяснения и даже сдавая работы, написанные нейросетями. Но насколько эффективно это работает? Может ли ИИ действительно заменить живого педагога? Чтобы проверить это, редакция «ПК» провела эксперимент.

Договорившись с Атырауским Высшим политехническим колледжем имени С. Мукашева, мы разделили группу учащихся на две подгруппы: одна занималась с преподавателем Мейрамгуль Тукпатовой, другая изучала тему «Ремонт расширителя трансформатора» с помощью искусственного интеллекта. В конце урока оба коллектива прошли тест, чтобы определить, какой метод обучения оказался более эффективным.

Студенты, которые занимались через ИИ, остались вместе с автором строк и во время беседы объяснили, что уже активно пользуются новыми технологиями в учебе. Однако делают это с оглядкой.

– Например, ChatGPT, конечно, помогает, но он может дать не совсем точные ответы, иногда приходится проверять, что он написал. Есть программа «Gamma», которая может создать презентацию, но и она уступает тому, что может сделать человек самостоятельно, – поделился своим опытом Адильхан Батыржанулы. Другие ребята подтвердили, что просто копировать информацию – не вариант, нужно обязательно сверять её с учебными материалами и разъяснениями преподавателей. Александр Ряснов высказал мнение, что чаты часто отвечают слишком кратко, а если сформулировать запрос подробнее, можно получить более развернутый и полезный ответ.

Так давайте проверим!

Вот начался урок. Студенты сразу достали телефоны и начали разбираться в теме. Кто-то сосредоточенно нажимал на экран, не отвлекаясь ни на секунду, а кто-то, наоборот, пролистал пару строк и задумался. О чем именно – осталось загадкой. Ведь стоило ему задать вопрос, и телефон снова оказался в руках. Может, как раз размышлял об идеальном запросе? Заглянув в соседний кабинет, я увидел, что здесь работа шла иначе. Например, на интерактивной доске было изображение разных деталей, а отвечающие сопоставляли линии к их названиям. В другом задании они также соединяли термины и фразы, расставляя их в правильном порядке. Система сразу показывала, верно ли всё выполнено. Здесь уже был гибридный формат обучения: современные технологии помогали усваивать материал, но преподаватель оставался главным проводником знаний.

kompyuter vs uchitel 1

На изучение информации у подгрупп было около 30 минут, а потом вся группа прошла тест с одинаковыми вопросами. Подгруппа, готовившаяся с помощью ИИ, не уступала по скорости сдачи, но всё решали результаты. И они оказались… не в пользу цифрового обучения. Учащиеся, работавшие полностью с искусственным интеллектом, набрали от 8 до 13 баллов, тогда как вторая группа показала более стабильные результаты – от 11 до 13 баллов. Ребята не расстроились, а наоборот, подтвердили своими действиями, что нельзя всю работу отдать компьютеру.

«На самом деле – это отличный инструмент»

 По словам Мейрамгуль Тукпатовой, современные технологии уже прочно вошли в образовательный процесс, и большинство педагогов применяют их в той или иной форме.

–Во-первых, это экономит время. Во-вторых, позволяет сделать урок более наглядным и интерактивным, а значит, и более запоминающимся. Сегодня, несмотря на то, что эксперимент был проведён, чтобы узнать, какой объем знаний дадут нейросети, могу точно сказать: смешанный формат — самый эффективный, – отметила преподаватель.

Как рассказала собеседница, при подготовке к занятию она использует сразу несколько платформ. Например, Examica автоматически генерирует тесты, и ученики могут пройти их через смартфон. Однако опробовать её во время этого урока не удалось – подвело интернет-соединение.

– Главное просто загрузить тему, и система сама сгенерирует тест. Можно также ввести уже свои готовые вопросы и ответы, а студенты будут отвечать через платформу. Помимо ChatGPT, использую Microsoft Copilot, Deepseek и другие инструменты. Сейчас множество сервисов помогают в поиске информации, нужно просто знать, как их правильно применять, – рассказывает педагог.

Преподаватель также отметила полезность сервисов для создания видео, таких как Fliki.ai.

– Если подходящего ролика нет в открытом доступе, его можно создать с помощью искусственного интеллекта. Это очень удобно при подготовке учебных материалов, – добавила Мейрамгуль Тукпатова. Но предупредила: большинство из нейросетей имеют ограничение, и более обширный и качественный материал получится только при покупке подписки.

– Самое главное – научить ребят не просто получать информацию, а анализировать её. Искусственный интеллект может помочь, но не заменит живого обучения и личного опыта, – подвела итог специалист.

Георгий ШАПОШНИКОВ

Георгий Шапошников

Корреспондент

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button