Как бизнесу от налоговой реформы получить плюсы

Казахстан нуждается в модернизации налоговой системы, однако налоговая реформа не должна подорвать развитие предпринимательства и сохранить конкурентоспособность экономики. Это подчеркнул прибывший в Атырау вице-министр национальной экономики Республики Казахстан Бауыржан Омарбеков на совещании, прошедшем 14 февраля на площадке департамента государственных доходов по Атырауской области.
Во встрече приняли участие заместитель председателя комитета государственных доходов МФ РК Жаныбек Нуржанов, заместитель акима Атырауской области Жасулан Бисембиев, представители Региональной палаты предпринимателей и субъекты бизнеса.
О реформе налогово-бюджетной политики на расширенном заседании Правительства 28 января 2025 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что к этому вопросу приковано общественное внимание. Поэтому вся работа должна проводиться открыто, понятно и на высоком профессиональном уровне.
Сформировано шесть групп для обсуждения с региональными бизнес-сообществами инициатив Правительства по налогообложению, разработан график выездов данных групп в регионы.
Таким образом, основной темой обсуждения на площадке ДГД по Атырауской области стала предстоящая налоговая реформа, в том числе изменения в системе налогообложения, включая повышение ставки НДС и введение дифференцированного подхода.
Вице-министр Бауыржан Омарбеков представил предложение Правительства по установлению базовой ставки НДС на уровне 16%, введению пониженной ставки 10% для ряда приоритетных отраслей и по освобождению от налога сельхозтоваропроизводителей, сопроводив свое выступление слайдами.
В настоящее время в аграрном секторе крестьянские хозяйства не платят НДС, а юридические лица в силу имеющихся льгот платят лишь 30% от положенных к уплате налогов в бюджет. По новым механизмам никто из них НДС платить не будет, что даст возможность сделать казахстанскую сельхозпродукцию более конкурентоспособной.
В ходе открытого диалога предприниматели высказали свою позицию и озвучили опасения по поводу возможного увеличения нагрузки на бизнес. Особое внимание было уделено вопросам трансформации специального налогового режима и розничного налога.
Было подчеркнуто, что при реализации налоговой реформы ожидается рост налоговых поступлений в бюджет страны на 4-5 трлн тенге ежегодно. Рост поступлений в бюджет позволит решить стоящие перед государством задачи, поможет сократить зависимость от Национального фонда, снизить уровень государственного долга и направить дополнительные ресурсы на кредитование инвестиционных проектов, развитие АПК и институтов развития, инфраструктуры, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, обрабатывающей отрасли, теплоэнергетической системы.
Член Регионального совета палаты предпринимателей Атырауской области, директор ТОО «Saurida Oil and Gas» Гибрат Сарсенов высказал мнение, что повышение НДС сильно повлияет на бизнес.
– Мы, бизнес-сообщество, тоже понимаем, что Казахстан – не единственная страна, которая сталкивается с тем, что существует дефицит бюджета. Когда происходит увеличение по НДС, это международная практика. Ни для кого не секрет, все должны прекрасно понимать, что рост инфляции неизбежен, и он повлияет на бизнес. Надо отметить, что больше всего от этого пострадает именно малый и средний бизнес, можем точно говорить о том, что доля малого и среднего бизнеса ну никак не увеличится, – считает Гибрат Шахадатович. – Четко понимаем, какие плюсы для государства в виде фискальной политики. Видим, что одномоментно будет пополняться бюджет от 4 до 5 трлн тенге – сумма значительная. Все это будет вложено в человеческий капитал, в поддержку бизнеса, льгот, субсидий. Конечно, все уважаемые экономисты нашей страны уже высказались по данному поводу, опасения и плюсы – в возможной перспективе. Пополнение бюджета для государства – это важно, тогда станет меньше внешнего заимствования, наш кредитный рейтинг, как у страны, улучшится. Да, все прекрасно понимаем. От государства есть такое предложение – 16 процентов, важно отметить, что если оно идет как фискальная политика, затыкание дыр, то плохо выльется для бизнеса. А если все программы станут работать, в том числе помощь бизнесу, действительно вкладывать в инфраструктуру, это может повлиять на экономику нашей страны, плюс получит не только государство, но и бизнес в том числе.
На это выступление отреагировал вице-министр, обратив внимание, что государство со дня обретения независимости вкладывается в инфраструктуру, поддержку бизнеса, но так получилось, что с годами наш бюджет стал сильно социально ориентированным.
– В республиканском бюджете 37-38 процентов – это только социальный бюджет, – обратил внимание Бауыржан Омарбеков. – А если еще по зарплате, в целом по бюджетной сфере – все 66 процентов, то есть базовый бюджет, который, в принципе, очень сложно пересмотреть. Если коснуться бюджета развития, то он составляет 8,2 процента, очень низкий показатель. В других передовых странах бюджет развития составляет 25 процентов и выше. Нам критически надо поднимать бюджет развития до 20-25 процентов, чтобы у нас заработала экономика. Поэтому финансирование данных направлений, стоящих перед государством, среди них и поддержка предпринимателей, очень важно. Да, в местном бюджете ситуация получше, но в республиканском, как уже отметил, на развитие отправляется всего восемь процентов.
Члены Регионального и отраслевых советов при палате предпринимателей внесли ряд предложений. Все они направлены на минимизацию рисков для бизнеса и обеспечение стабильности налоговой системы.
Вице-министр подчеркнул, что Казахстану требуется модернизация налоговой системы, вместе с тем процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы не подорвать развитие предпринимательства и сохранить конкурентоспособность экономики. При этом подчеркнув, что мнения бизнеса обязательно будут учитываться при дальнейшем обсуждении реформы.
Консультации с предпринимательским сообществом будут продолжены, так как необходимо выработать сбалансированные подходы к реформированию налоговой системы с учетом интересов всех сторон.
Светлана НОВАК