Влюблённые в музыку
Представьте на мгновение ситуацию: теплая погода, вечерний закат, красивое небольшое здание музыкальной школы. Маленькая девочка, проходя мимо открытого окна музыкальной школы, захотела зайти в учебный класс, где как раз шел урок вокала… К сожалению, тогда не получилось, но через несколько лет я смогла узнать, как и чему учат в детской музыкальной школе.
На эту тему мы побеседовали с заместителем директора по учебной части детской музыкальной школы им. Курмангазы Райгул Айсангалиевой. Говорили и об учениках, и о преподавателях, и о том, что союз ребенка с музыкой — прежде всего воспитание духовно богатой личности.
— Райгул Кайдаркызы, известно, что занятия музыкой требуют не только непрестанного труда ученика, но и несокрушимого родительского терпения. Вы тоже придерживаетесь такой точки зрения?
— В детстве родители должны поддерживать ребенка в его увлечениях, направлять. Не важно, что это: музыка или спорт. Музыка — специфическая область, поэтому нужно стимулировать, помогать своим детям, пусть они не вырастут музыкантами, но музыка будет сопровождать их всю жизнь.
— За каждым учеником музыкальной школы, за его успехами стоит не только родитель, а также преподаватель. Расскажите о вашем коллективе.
— В преподавательском составе около 70 работников. И каждый из них ценен, все в единственном экземпляре, если уйдет один, пострадает школа, качество образовательного процесса существенно пострадает. Кадры решают все. Наши преподаватели принимают участие в конкурсах и часто побеждают.
— Значит, помимо работы с учеником, обучения игре на инструменте, педагоги музыкальной школы стараются расти в профессиональном плане, занимаются самообразованием, повышают свою квалификацию.
— Если ты не будешь сам расти, у тебя даже талантливый ученик перестанет расти. Это уже прописная истина.
Двери детской музыкальной школы им. Курмангазы открыты для всех тех, кто хочет научиться играть на музыкальных инструментах, кто стремится совершенствовать свои вокальные данные. Педагоги, настоящие мастера своего дела, формируют у учеников чувство прекрасного, прививают им любовь к искусству. Одна из них заведующая теоретическим отделением и преподаватель постановки голоса Назгуль Рахметова.
— Чем современные дети отличаются от тех, кто был десять, пятнадцать, двадцать лет назад?
— Они сейчас часто гиперактивны, и очень сложно их заинтересовать и усадить, очень сложно сконцентрировать их внимание – все сложнее и сложнее, потому что современные технологии отвлекают детей от учебы. Я по себе знаю, как это увлекательно, когда ты в виртуальную реальность заходишь, вроде кнопка за кнопкой, и вот это еще интересно, а посмотрите, уже прошел незаметно час, другой, третий. А нужно еще уроки сделать, музыкой позаниматься.
— Есть случаи, когда ваши бывшие ученики своих детей приводят?
— Есть, конечно. Это мои «внуки». С этими родителями уже легче договориться. Родители очень важны в процессе обучения.
— Чему вам важно, в первую очередь, научить детей?
— Быть самостоятельными не только в плане дисциплины, но и самостоятельно думать, принимать решения. Есть способные ученики, но им трудно себя заставлять работать. Это для них мучительный процесс. Я им всегда объясняю, что и для чего мы делаем, зачем надо работать над тем-то и тем-то. Я преподаватель по постановке голоса и сольфеджио. Помимо специальности, параллельно ведутся групповые предметы по сольфеджио, хору, казахской и музыкальной литературе, теории музыки, оркестру, сводному хору и по выбору ещё один предмет. Считаю, что предмет сольфеджио интересный. Этот урок схож с математикой, шахматами. Оно развивает логическое мышление ученика. Это усвоение голоса – инструмента, расположенного внутри нас, построение и пение, где должны работать все внутренние органы. Итальянская школа пения гласит: «Пение — это оздоровление себя изнутри».
Я уже третий год готовлю своих учеников по сольфеджио на республиканскую олимпиаду, которая проходит в Астане, организаторы — Казахский национальный университет искусств (Қазақ ұлттық өнер университеті). И, по-моему, небезуспешно — мои ученики Ангелина Каменщикова и Тихон Дмитриев заняли призовые места.
Музыка пробуждает в наших сердцах самые сокровенные, самые искренние чувства. В стенах школы юные воспитанники приобщаются к волшебному миру, постигают азы теории и практики, учатся играть на самых разных инструментах — от фортепиано до шертер.
— Я учусь в музыкальной школе по классу «вокал». Нередко выступаем перед публикой. Перед началом концерта я всегда волнуюсь, но когда выхожу на сцену, страх пропадает. Музыка для меня очень важна, благодаря ей легче выражать различного рода эмоции. Когда в гости ко мне приходят подруги, мы включаем компьютер и слушаем разнообразную музыку, ищем вышедшие новинки и обсуждаем вместе музыкальные композиции. Я не представляю свою жизнь без музыки. Музыкальная школа предоставила мне возможность узнать много полезной, нужной информации и, конечно, петь, — говорит Эсмира Садыкова.
— Если у меня плохое настроение, послушав хорошую музыку, я возвращаюсь в позитивное состояние. В голову приходят мысли, которые могут мне помочь в любой ситуации. Меня интересует жанр классической музыки, очень нравится звучание разных инструментов по отдельности. Иногда хочется отвлечься и побыть одному, а музыка для меня единственный и хороший вариант, – так, по-взрослому рассуждает восьмилетний Асылжан Айтбай.
Рахима ХАЛЕЛ