Тот, кто подарил нам мир

tot kto podaril nam mir 4 scaled e1718876893796 Новости

Когда отец Маржан Халидоллаевны уходил на фронт, ее еще и на свете не было, она родилась только в 1954-м. И, несмотря на то, что совсем мало что знает о боевом крещении своего папы, женщина бережно хранит все его документы, фотографии, награды военных и послевоенных лет. В этом году Халидолле Мирманову исполнилось бы 100 лет.

Ранение – госпиталь – и снова в бой!

По скудным сведениям и воспоминаниям отца, его дочь знает, что он ушел на фронт добровольцем в 1942 году.

– Когда папе было 17 лет, он, окончив шестимесячные курсы Гурьевской школы пехотинцев, в звании младшего лейтенанта был направлен на Сталинградскую битву в составе ополченцев Южного фронта, – начала рассказ о своем отце Маржан апа. – В первом же бою его тяжело ранили, и после госпиталя он вновь отправился на фронт. В июле 1943-го папа воевал уже в составе 221-й стрелковой дивизии, участвовал в Таганрогской битве и опять получил тяжелое ранение. Немного подлечившись, он возвращается на поле боя, но теперь уже участвует в операциях по уничтожению захватчиков по Корсунь-Шевченковскому направлению, освобождает город Звенигород.

За проявленное в боях мужество лейтенанту Халидолле Мирманову дважды объявлялась благодарность от имени Верховного Главнокомандующего Красной Армии И.В. Сталина. Засим молодому лейтенанту доверили возглавить саперно-технический взвод 54-й стрелковой бригады Третьей ударной армии Второго Прибалтийского фронта. Они освобождали Великие Луки, Псков, Ригу. И тут мужество и бесстрашие молодого казахского парня не остались незамеченными: его представили к государственной награде – ордену Красной Звезды.

– В этой же бригаде воевала и наша землячка, снайпер, Герой Советского Союза, гордость всего Казахстана Алия Молдагулова. Папа очень гордился этим фактом. Позже рассказывал, что видел Алию в бою и восхищался ее выдержкой и мужеством. И когда до них дошла весть, что она погибла, бойцы их бригады плакали, особенно казахи, – рассказывает собеседница.

В конце 1944-го лейтенанта Мирманова вновь настиг осколок мины. Раны, по меркам медицины того времени, были серьезными: осколки попали в голову, ногу и руку. Поэтому после госпиталя он был комиссован и отправлен в тыл. На родину Халидолла вернулся инвалидом второй группы.

Рассказывая об отце, Маржан апа листает старый пожелтевший альбом, куда своими руками бережно вклеивала фотографии и шариковой авторучкой подписывала каждый снимок, ласково поглаживая, где был запечатлен ее отец.

– Вот здесь он со своими боевыми товарищами в Риге. Это 1974 год. Он же был почетным гражданином этого города. Его каждый год приглашали на День Победы в города, которые они освобождали: Псков, Великие Луки, Вильяны (Латвия). И он ездил. Из дивизии, где служил, выжили только 43 человека, – комментирует старое фото дочь ветерана. – А вот эта фотография 1948 года. Тут моему папе 24 года. Со старого черно-белого фото на нас смотрел молодой человек в военной форме, сидящий у небольшой каменной стеллы, на которой высечена фамилия «Мирманов». Оказалось, что у этой фотографии есть своя история…

Дядя

В тот год Халидолла поехал разыскивать своего родного дядю Молдагали – брата отца. Тот был офицером, и из-за боевых ранений, которые сказывались на здоровье, он попал в военный госпиталь Семипалатинска, там и скончался. В послевоенное время приехать за телом было некому, тогда сотрудники госпиталя хоронили «бесхозных» умерших в общих могилах. Молдагали умер в апреле, а Хамидолла смог поехать туда только в мае. Добившись разрешения раскопать братскую могилу, чтобы найти тело родного дяди, он перезахоронил его, поставив небольшой памятник.

– По воспоминаниям папы, в общей могиле были захоронены девять человек, среди которых он и нашел дядю. Отец рассказывал, что благодаря суровой зиме земля даже в мае еще была мерзлой, и тела не успели подвергнуться тлению. Поэтому он смог распознать родственника среди девяти захороненных тел. На снимке, где запечатлен мой отец, – это могила дяди, которого он похоронил в Семипалатинске, – продолжает рассказывать Маржан апа.

Папа-строитель в послевоенные годы

После войны Хамидолла женился, устроился работать в школу имени Жамбыла военруком, потом окончил высшую партийную школу в Ленинграде, политехнический институт в Алматы, получив диплом строителя. По словам Маржан Халидоллаевны, на счету ее отца много домов и зданий, которые служат людям до сих пор.

– Он – один из тех, кто первым строил дома на ножках у Каспийского моря в Мангышлаке, а в Атырау до сих пор стоят здания гостиницы «Акжайык», вокзала, аэропорта, областной больницы, налоговой, облтелецентра, которые проектировал и курировал мой папа, – с гордостью говорит дочь.

Надо сказать, что Халидолла Ауельбаевич на протяжении многих лет возглавлял строительные учреждения области. За ответственный подход к работе, высокий организаторский талант ему доверили возглавить отдел строительства областного исполнительного комитета. Но судьба отвела ему совсем немного, пули военных лет догнали фронтовика: три тяжелых ранения дали о себе знать. Он ушел из жизни, когда ему было всего 55 лет. Однако за короткую нелегкую, но плодотворную жизнь Халидолла Мирманов успел выполнить предназначение мужчины как в профессиональном плане, так и в жизни. Он вырастил двоих детей – сына Жантемира и дочь Маржан, получив высшее образование, оба нашли свое призвание. Ему посчастливилось увидеть и внука Фархада – сына Маржан, который впоследствии стал военным, капитаном первого ранга Казахстанского военно-морского флота.

«Дорогая дочь, пиши письма!»

Маржан апа, вспоминая своего отца, сказала, что они были близки с папой.

– Я его очень любила. Как это бывает во многих семьях, папы всегда больше оберегают дочерей. Вот и у нас так было. Мама больше любила Жантемира, потому что до него они с отцом потеряли троих детей. И мама, как могла, оберегала его, боясь потерять и четвертого. А я – папина дочка. Мы с ним были большими друзьями, он меня баловал, покупал мне красивые наряды, украшения и давал советы. Даже свои девчачьи секреты я могла доверить ему, а не маме, – говорит гостья «ПК». Она показывает короткие письма отца, написанные шариковой авторучкой. На пожелтевших листах твердым почерком, свойственным мужчинам, мы читаем: «Дорогая дочь Маржан! Как ты доехала до Алматы? Как здоровье бабушки?», и тут же рекомендации: «Позаботься о ней. Проводи время хорошо и с пользой. Также рекомендую посетить художественную галерею им. Шевченко, дворец имени Ленина, дворец спорта…

Пиши письма. Папа. 14.VII.71».

– Наказы отца я помню до сих пор. Он говорил мне, что в жизни все можно, только нельзя нарушать закон и воровать. «Ни в чем себе не отказывай, держи деньги на черный день, а остальные трать на путешествия, посмотри мир. Работай как раб, а кушай как падишах. Выбирай себе спутника жизни не по деньгам, а близкого по духу, по любви». Я так и жила. Мне жаль, что он ушел слишком рано, – дрожащим от слез голосом говорит Маржан Халидоллаевна.

  Отец умер, когда ей было 25. Трагическая весть настигла ее на работе, Маржан в то время трудилась в аэропорту, и директор, подойдя к ней, сообщил, что ей нужно идти домой. Для нее это был удар! Она до сих пор не может говорить об отце без слез.

Сегодня гостья нашей редакции ищет в военных архивах документы своего папы, хочет написать о нем статью, чтобы увековечить имя Халидоллы Мирманова для своих потомков. Чтобы знали, кому они обязаны мирному небу и не забывали об этом никогда.

Поделиться с друзьями

Обозреватель

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна
Добавить комментарий