Повышение НДС: плюсы минусы

Прибывший в Атырау вице-министр национальной экономики Казахстана Бауыржан Омарбеков на совещании, прошедшем на площадке департамента госдоходов, подчеркнул: стране требуется модернизация налоговой системы. Но добавил, что налоговая реформа не должна подорвать развитие предпринимательства и сохранить конкурентоспособность экономики. Какие доводы приводят люди бизнеса?
О реформе налогово-бюджетной политики на расширенном заседании Правительства 28 января Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что к этому вопросу приковано общественное внимание. Поэтому вся работа должна проводиться открыто, понятно и на высоком профессиональном уровне.
Было сформировано шесть групп для обсуждения с региональными бизнес-сообществами инициатив Правительства по налогообложению, разработан график выездов данных групп в регионы. Атырау стал четвертой областью, куда приехали представители соответствующего министерства и комитета. Во встрече принимали участие заместитель председателя комитета государственных доходов МФ Жаныбек Нуржанов, заместитель акима Атырауской области Жасулан Бисембиев, представители региональной палаты предпринимателей, субъекты бизнеса.
Вице-министр Бауыржан Омарбеков представил предложение Правительства по установлению базовой ставки НДС на уровне 16%, введению пониженной ставки 10% для ряда приоритетных отраслей и по освобождению от налога сельхозтоваропроизводителей. В настоящее время в аграрном секторе крестьянские хозяйства не платят НДС, а юридические лица в силу имеющихся льгот вносят лишь 30% от положенных к уплате налогов в бюджет. По новым механизмам никто из них НДС платить не будет, что даст возможность сделать казахстанскую сельхозпродукцию более конкурентоспособной.
Бауыржан Омарбеков отметил: при реализации реформы ожидается рост налоговых поступлений в бюджет страны на 4-5 трлн тенге ежегодно. Это позволит решить стоящие перед государством задачи, сократить зависимость от Нацфонда, снизить уровень госдолга и направить дополнительные ресурсы на кредитование инвестиционных проектов, АПК и институтов развития, инфраструктуры, модернизацию ЖКХ, обрабатывающей отрасли, теплоэнергетической системы.

Если дыры бюджета затыкаются
В ходе открытого диалога предприниматели высказывали свою позицию и озвучивали опасения по поводу возможного увеличения нагрузки на бизнес. Особое внимание уделили вопросам трансформации специального налогового режима и розничного налога.
Член Регионального совета палаты предпринимателей Атырауской области, директор ТОО «Saurida Oil and Gas» Гибрат Сарсенов подчеркнул: повышение НДС сильно повлияет на бизнес. Не в лучшую сторону.
– Мы, бизнес-сообщество, тоже понимаем, что Казахстан – не единственная страна, которая сталкивается с тем, что существует дефицит бюджета. Когда происходит увеличение по НДС, это международная практика. Ни для кого не секрет, что рост инфляции неизбежен, и он повлияет на бизнес. Надо отметить: больше всего от этого пострадает именно МСБ, можем точно говорить о том, что его доля ну никак не увеличится, – считает Гибрат Сарсенов. – Четко понимаем, какие плюсы для государства в виде фискальной политики. Видим, что одномоментно будет пополняться бюджет от 4 до 5 трлн тенге – сумма значительная. Все это будет вложено в человеческий капитал, в поддержку бизнеса, льгот, субсидий. Конечно, все уважаемые экономисты нашей страны уже высказались по данному поводу, опасения и плюсы – в возможной перспективе. Пополнение бюджета для государства – это важно, тогда станет меньше внешнего заимствования, наш кредитный рейтинг, как у страны, улучшится. Это все прекрасно понимаем. От государства есть такое предложение – 16 процентов. Важно отметить, что если оно идет как фискальная политика, как затыкание дыр, то плохо выльется для предпринимателей. А если все программы станут работать, в том числе в помощь бизнесу, будут вкладывать в инфраструктуру, это может повлиять на экономику нашей страны, плюс получит не только государство, но и бизнес в том числе.
На это выступление отреагировал вице-министр: сказал, что государство со дня обретения независимости вкладывается в инфраструктуру, поддержку бизнеса, но так получилось, что с годами казна стала сильно социально ориентированной.
– В республиканском бюджете 37-38 процентов – это только социальный бюджет, – обратил внимание Бауыржан Омарбеков. – А если еще по зарплате, в целом по бюджетной сфере – все 66 процентов, то есть базовый бюджет, который, в принципе, очень сложно пересмотреть. Если коснуться бюджета развития, то он составляет 8,2 процента, очень низкий показатель. В других передовых странах бюджет развития – 25 процентов и выше. Нам критически надо поднимать бюджет развития до 20-25 процентов, чтобы у нас заработала экономика. Поэтому финансирование данных направлений, стоящих перед государством, среди них и поддержка предпринимателей, очень важно.
Члены регионального и отраслевых советов при палате предпринимателей стали вносить свои предложения, направленные на минимизацию рисков для бизнеса и обеспечение стабильности налоговой системы.
Чтобы таблетки не подорожали
Бизнесмены аптечной сферы считают необходимым оставить нулевой НДС для аптек, так как введение налога на добавленную стоимость может привести к повышению стоимости лекарств и закрытию аптек.
В таком факторе уверен член казахстанской ассоциации независимых аптек Сункар Маликулы, который зачитал просьбу от имени предпринимателей.
– Просим донести до Правительства, что введение НДС на лекарства повлечет за собой рост цен. Лекарства – это социально значимый продукт, в результате введенной маркировки они и так существенно подорожали, в среднем на 30 процентов, а если еще введут НДС, то повышения стоимости не избежать, этого никак нельзя допустить. Подорожание ударит по малоимущим, пенсионерам, инвалидам. Данная категория людей и без того приобретает самые дешевые лекарства, которые могут быть не эффективны для здоровья. Введение НДС приведет к дальнейшему закрытию аптек и другого малого бизнеса, что повлечет за собой безработицу. Просим оставить нулевую ставку НДС на лекарственные средства, – высказался Сункар Маликулы.
При этом заместитель председателя комитета государственных доходов МФ Жаныбек Нуржанов подчеркнул, что при освобождении аптек от НДС ситуация почему-то не изменилась, никак не повлияв на рост доходов аптек.
– Когда Президент выступал с Посланием, он сказал об объявлении моратория для бизнеса на три года вместе с освобождением по НДС, но просил от бизнеса адекватной реакции. Ожидали большего, но, к сожалению, картина была не такая уж положительная. Наверняка много аптек работает по упрощенной декларации, платят три процента уже на протяжении более 20 лет. У нас льгота – освобождение от НДС – существовала все время, тем не менее, цены на лекарства абсолютно не стабильны, они даже никогда не уходили вниз, наоборот, поднимались, – акцентировал Нуржанов. – Почему решили отказаться от этой льготы? Она должна быть эффективной. Если бы цены были стабильные, и мы действительно видели, что налоги влияют, льгота работает, не трогали бы. Но видим, что ничего не меняется, а корпоративный подоходный налог и НДС не платятся.
Это же бизнес! Нужна отдача
По словам заместителя председателя КГД, расходы на медицину в составе государства ежегодно увеличиваются, поэтому следует взять отдачу от данного сектора бизнеса.
– Понимаете, мы относимся к аптекам, медицине не только с социальной стороны, а как к бизнесу. Потому что в любом случае основная цель предпринимателя, который занимается тем или иным видом деятельности, получить прибыль. НДС да, он повлияет на рост цен, и в докладе (Бауыржана Омарбекова – прим. авт.) об этом было сказано, разгонится дополнительная инфляция. Но в течение года именно налоговая инфляция отрегулируется. Такая небольшая шоковая терапия, зато один раз, но на всю жизнь, как говорится, – сказал Жаныбек Нуржанов. – Да, мы импортозависимы по лекарствам, доля нашего внутреннего производства по медицинским изделиям не такая уж высокая. Поэтому сколько государство тратит на медицину, столько должно за счет чего-то это возмещаться. Пока подход такой.
Сункар Маликулы попросил обратить внимание на тот факт, что у нас лекарства дороже, чем, например, в России, Кыргызстане. Казахстанские оптовики продают дороже, чем в розницу таблетки реализуют в России. Заводы им отпускают лекарства по определенной цене, а в Казахстан завозятся почему-то по завышенной.
– Да, надо разобраться, почему такая ценовая дифференциация по странам от завода-изготовителя. Все зависит от объема потребления, от рынка – это тоже же бизнес. Если 100 миллионов населения, понятно, что объем потребления намного больше, и цена может быть ниже. У нас всего лишь 20 миллионов населения, поэтому здесь уже производитель ведёт себя как бизнесмен. Я запишу ваш вопрос. Обсудим, – заверил Нуржанов.
Предприниматели задавали вопросы и о влиянии возможного повышения НДС на качество лечения в медучреждениях, строительство домов.
Куда уйдут частники?
Коммерческий директор ТОО «Орион Медикалз», член отраслевого совета развития человеческого капитала Регина Тыртыкаева остановилась на последствиях, которые могут повлиять на частные медорганизации, предоставляющие медуслуги. По мнению Регины Тыртыкаевой, если все-таки НДС будет добавляться на медслуги, то по нынешнему тарификатору, утвержденному в Казахстане, частникам просто будет невыгодно, и они уйдут из сектора здравоохранения. Соответственно увеличится поток пациентов в госбольницы и поликлиники, с чем, наверняка, не смогут справиться.
– В Атырау мы единственные из частной медицины по предоставлению услуг МРТ и КТ. Сейчас у нас соответственно два аппарата. И все ежедневно имеют полную загруженность. Практически 90 процентов обслуживаются по линии ОСМС, остальные – в частном порядке, – поясняет Р. Тыртыкаева. – Если мы на частников прибавим сумму, которая будет облагаться НДС, то нам рентабельности это особо не прибавит. Если это станет нерентабельно, то не будет возможности вкладывать свои инвестиции в развитие именно высокотехнологического оказания диагностики, мы уйдем с рынка. На 2026 год планировали проект по Атырауской области – введение позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ КТ) стоимостью 4-5 млрд тенге. Такая диагностика проводится только в Астане, Алматы и Семее, у кого есть платежеспособность, едут туда. Если будет принято решение об НДС, мы прекращаем рассмотрение данного проекта. Призываем сферу здравоохранения частного бизнеса не трогать, так как оказываем колоссальную поддержку государственным больницам и поликлиникам, иначе нагрузка ляжет на республиканский бюджет.
Представитель Министерства национальной экономики пообещал рассмотреть вопрос:
– В проекте Налогового кодекса на 2026 год предусмотрено: медуслуги будут облагаться НДС, медучреждения станут оплачивать корпоративный подоходный налог. У нас все время частная медицина платила налоги только с заработной платы. Мы видим, что учредители в любом случае получают свои дивиденды под видом различных услуг. Четвертый регион посещаем, и люди нам об этом говорят. Может, нам действительно рассмотреть вопрос об услугах в рамках ОСМС? Однозначно то, что на услуги, что оказываются не в рамках ОСМС, налог на добавленную стоимость все-таки введут.
Руководитель областного союза строителей Казахстана Эльдар Мухамбетжанов отметил другую сложность: Атырауская – самая уязвимая в отличие от всех областей, стройматериалы завозят из других регионов. Он предложил оставить Налоговый кодекс без изменений. Вице-министр Бауыржан Омарбеков подчеркнул, что Казахстану требуется модернизация налоговой системы, вместе с тем процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы не подорвать развитие предпринимательства и сохранить конкурентоспособность экономики. По его словам, в целом бизнес у нас представлен субъектами микро- и малого бизнеса, обратите внимание, в доле 98,9%. Средний бизнес – 1%, крупный – всего 0,1%. Налоговые поступления в 2024 году от крупного бизнеса составляют 69,6% (15,4 трлн тенге), от микро- и малого – 16% (3,6 трлн тенге), от среднего – 14%. Поступления от микро- и малого примерно одинаковы со средним бизнесом. То есть когда количество микро- и малого бизнеса 2 миллиона, среднего – 3 150 субъектов. Бауыржан Омарбеков считает, что нарушается принцип справедливости и прозрачности налоговой системы.
– Поэтому предложения освободить микро- и малый бизнес от налогов не совсем корректны. Мнение предпринимателей обязательно учтем при дальнейшем обсуждении реформы, – сказал Омарбеков. Консультации с предпринимательским сообществом будут продолжены: необходимо выработать сбалансированные подходы к реформированию налоговой системы с учетом интересов всех сторон.
Надеемся, что и голос атырауских представителей бизнеса будет услышан.
Светлана НОВАК