Новости

НЕ БРОСАЙТЕ ДЕНЬГИ В ВОДУ

Редакция провела Прямую линию с руководителем городского управления по защите прав потребителей Темирбеком Мусагалиевым. Сфера деятельности этого ведомства в последние годы значительно расширилась. Это касается не только санитарно-гигиенических норм, но и, в общем, прав потребителей. Поэтому спектр вопросов был самым разнообразным.

Первой на редакционный телефон позвонила Ирина Ухова.
— Живу в обычной пятиэтажке. На днях к нам приехали газовики и вручили уведомление с просьбой оплатить 2,5 тысячи тенге за обслуживание газовых приборов. В 2013 году мы тоже по их настоятельной просьбе заплатили за обслуживание. Однако к нам они ни разу не приезжали. Теперь газовики снова объявились в нашем подъезде. Ходят по утрам и ловят жильцов. В случае отказа грозятся отключить газ. Имею ли я право как потребитель отказаться оплачивать их квитанции и договоры, если услуг от них не получила?
— Начиная с 2016 года компании по поставке газа не имеют права заключать подобные договоры. Это требование ВТО. Правом на обслуживание будут обладать частные компании на добровольной основе. То есть это личное дело каждого. Но со своей стороны хочу заметить, что время от времени необходимо проверять газовые приборы, проводить их замену после истечения срока эксплуатации. Это в интересах каждого потребителя. Скоро у нас должны появиться частные компании, которые будут заниматься обслуживанием потребительского сектора. Надо узнать условия каждой из них, чтобы выбрать наиболее оптимальные для себя. Тут главное — безопасность. Я считаю, что надо заключать договор на обслуживание. А затем сам потребитель может уже время от времени в течение срока, оговоренного в договоре, приглашать газовиков на проверку приборов.
— Добрый день. У меня есть столовая. Хотела провести аудит в точке общепита. Как это сделать?
— Вы можете это сделать сами, а можете провести внешний аудит. Проведение работы самостоятельно может оказаться более эффективным, так как представители компании хорошо знают принципы и специфику работы. Но с другой стороны оценка независимыми экспертами будет более объективной, потому что они смотрят на ситуацию в компании свежим взглядом и без каких-либо предубеждений насчет данного бизнеса.
— А что дает аудит моей столовой?
— Успешно пройдя аудит, вы получите лицензию и можете повесить ее на самом видном месте. Прочитавшие лицензию поймут, что они выбрали хорошую столовую. Эти моменты очень привлекают посетителей. Здесь есть плюсы для вас.
— Здравствуйте, Темирбек Саримович. Меня зовут Айшолпан. Хочу сделать 12-летнему сыну вакцинацию от гриппа. Насколько это сейчас целесообразно?
— Противогриппозная вакцинация обычно проводится осенью, сейчас поздно, период острых респираторных вирусных инфекций уже проходит. У вас остается месяца два до конца сезона риска. Вводить вакцину наиболее целесообразно в сентябре-октябре.
— И это действительно помогает?
— Несомненно. Я уже который год делаю себе вакцинацию, и в этом году своему двухлетнему внуку попросил сделать. Он у нас слабенький, часто болел. А после вакцинации сезон ОРВИ перенес хорошо. Одна вакцина стоит 1200 тенге, а на лекарства может уйти значительно больше.
— Спасибо, осенью обязательно сделаю привику себе и сыну.
— Добрый день. Я зарегистрировала и открыла свой магазин без всякого санитарно-эпидемиологического заключения. Это правильно?
— Если магазин небольшой, до 50 квадратных метров, такое допускается. Вы просто должны поставить в известность наше ведомство, что открываете точку. Мы вас зарегистрируем в журнале. Если вдруг обнаружится, что вы работаете, а мы про вас не знаем, то дело может усложниться.
— Здравствуйте, Темирбек Саримович. Меня зовут Ринат Жумабаев. Хотел узнать, чем конкретно занимается ваше управление? Раньше у нас была только СЭС.
— В последние годы мы расширили сферу деятельности. Наша работа в основном направлена на разъяснение потребителям своих прав. Часто приходится сталкиваться с тем, что они не знают элементарных вещей. Наша задача — объяснить им свои права и возможности. Нередко мы это делаем на практике, например, у нас была декада в супермаркетах, в магазинах по продаже техники, в мебельных салонах. При необходимости работаем с прокуратурой и судом. Но до этого стараемся не доводить. Предприниматели уже понимают, что у покупателей тоже есть свои права. Хочу отметить, что Закон «О правах потребителей» требует корректировки, уточнений и дополнений.
— Меня зовут Гульнара. У мужа обнаружили гепатит С. Насколько я знаю, это вирусное заболевание. Значит, есть вероятность, что мы тоже заболеем. Как нам защититься?
— К сожалению, прививки от гепатита С нет. Поэтому надо быть очень бдительным при контакте с больным. Обязательно надо часто и тщательно мыть руки с мылом. Больной гепатитом должен иметь отдельное полотенце, посуду. То есть человеку необходимо максимально соблюдать правила личной гигиены. Это касается и посещения салонов красоты, гинекологических кабинетов, так как вирус гепатита С чаще передается через кровь.
— Добрый день. Уже который год обращаю внимание, что в супермаркетах, особенно небольших и на окраинах города, продаются просроченные товары. К тому же в них бывает грязно, пахнет отвратительно. Когда прекратится это безобразие? Сколько можно жаловаться на такое?
— Вы правы, эта проблема стала бичом нашего времени. Но мы ничего не можем сделать. Правительство сначала ввело мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса для всех контролирующих органов, а с начала 2016 года и вовсе отменило даже наши плановые рейды. Раньше мы заранее уведомляли такие объекты о предстоящей проверке. Теперь отменили и это. Остается надеяться на порядочность самих предпринимателей и неравнодушие потребителей. Далеко не все потребители доводят дело до конца. Могут только высказать свои претензии кассирам, охране, что у них товар просрочен, поругать и все. А убрали они с полки этот товар или нет, уже малоинтересно. У нас пока низкий уровень гражданской сознательности населения, и это на руку нерадивым предпринимателям. Во многом благодаря тому, что мы сами создаем им такую почву, они не перестают нас обманывать. Но есть сознательные люди, которые приходят в наше управление по защите прав потребителей, пишут заявления. И мы по мере возможности реагируем на них. За год к нам поступает 15-20 таких заявлений. Вы со своей стороны тоже не должны оставлять без внимания эти факты, чтобы не продавали продукты с истекшим сроком годности. Но хочу сразу сказать, что анонимные заявления мы не рассматриваем.
— На днях купил куртку. Когда примерял, вроде все устраивало, а дома разонравился цвет. Решил вернуть товар, но не тут-то было. И деньги не возвращают.
— У вас сохранился чек?
— Я покупал куртку в бутике пассажа «Насиха». Чек там не выдают.
— Тогда можно по камере видеонаблюдения доказать, что вы покупали товар у них или свидетелей найти. Сейчас уже берут товар назад ли меняют на другой, а раньше с этим приходилось туго, хотя потребитель имеет право обменять купленный на рынке товар в течение 14 дней, кроме лекарств и нательного белья. Вам обязаны поменять куртку или вернуть деньги. У меня был случай в Алматы. Я находился в одном из бутиков, когда туда вошел парень с просьбой вернуть деньги за пальто. Он купил его за 240 тысяч тенге, а через дней десять его мама привезла из Турции точно такое же за 70 тысяч тенге. Разочарованный парень пришел через 13 дней после покупки вещи и просил вернуть деньги. Продавец отказывалась. У них была долгая словесная перепалка. Тогда я вступил в диалог и сказал, что по закону о потребителях можно вернуть товар в течение двух недель. Срок еще не вышел. Продавец еще долго отнекивалась, не соглашалась, но, в конце концов, вернула деньги.
— Недавно я приобрел в одном из магазинов сети «Технодом» товар с сертификатом гарантии в 20 тысяч тенге. Товар пришлось вернуть. А по сертификату гарантии они отказываются выплачивать мне 20 тысяч тенге. Чек и квитанция есть. Обращался к ним неоднократно, но безрезультатно.
— Вам надо написать заявление в наше ведомство. Наши юристы разберутся с этим вопросом. Наш адрес: г. Атырау, улица Гурьевская, 7. Это здание бывшей санэпидемстанции. Тел.: 32-15-57.
— Здравствуйте, меня зовут Галия. 9 августа 2015 года, поддавшись на уговоры дистрибьюторов, я заключила договор «Star экспресс» в лице директора Э.А. на покупку американского фильтра по очистке воды «Pure Provsa». Через месяц вкус воды стал горьким, невозможно было пить. В горле все горело, произошло расстройство желудка. Заменить или вернуть деньги компания отказывается. С тех пор фильтр стоит на кухне, только место занимает. А я ежемесячно плачу, а вернее, бросаю на ветер 16 000 тенге. Нам они продавали фильтр по 300 000 тенге, в то время как в Астане такой же фильтр реализовывали по 90 000 тенге. Недавно вызывала сотрудников, чтобы отключили доступ воды в емкость, но они не приехали. Наверное, боятся, что я не буду платить. Как мне быть?
— Вам необходимо прийти к нам в управление и написать заявление. Вас проконсультируют наши юристы.
— А по телефону нельзя ответить?
— У вас документы на руках? Надо детально изучить все пункты. Поэтому ждем вас в управлении.
— Наша городская средняя школа №15 расположена в самом центре Атырау по проспекту Сатпаева. Рядом есть супермаркет «Анвар», где продаются спиртные напитки, пивной ларек, кафе, где также продается спиртное. Много пьяных даже днем. Есть ли какие-то нормативы? Можно ли запретить продавать спиртное возле школы?
— К сожалению, таких требований нет, они не предусмотрены по правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к обьектам дошкольного воспитания и образования детей». Санитарный разрыв для супермаркетов, пивных ларьков, кафе от территории жилой застройки — это могут быть жилые здания, больницы, детские дошкольные и общеобразовательные учреждения — не предусмотрен.
— В нашем магазине «Алия» в Авангарде работает всего один человек. Она и полы моет, и продает. Это вообще допустимо? Есть ли какие-то санитарные нормы?
— По требованию санитарных правил привлечение технического персонала, занятого уборкой помещений и туалетов, к подготовке пищевых продуктов к продаже не допускается.
— Здравствуйте. В нашем садике №48 «Родничок» утром принимают всех детей — и больных, и здоровых. Мы просим воспитателя не принимать кашляющих. Она говорит, что температуры у них нет. Есть ли какие-то нормативы, при которых детей в садик не принимают?
— На объектах воспитания детей должен проводиться утренний фильтр для своевременного выявления детей с признаками ОРВИ и гриппа с проведением опроса, наружного осмотра, по показаниям термометрии. При выявлении детей с проявлениями ОРВИ и гриппа их нужно своевременно отстранить и направить в медицинский пункт или домой для вызова участкового врача.
— Живем в микрорайоне Атырау. Три года назад построили дом. Все хорошо, только вот нет канализации. Септик наполняется быстро. На нашу просьбу провести канализацию горводоканал отвечает отказом. Предлагает даже самим провести. Как такое возможно? В результате сейчас, когда пошли талые воды, мы страдаем, ведь септик есть не у всех, кто-то канализационную воду сливает на улицу. Как нам провести канализацию в частном секторе?
— В населенных пунктах, где нет канализации, проводят раздельный сбор твердых и жидких отходов. Жидкие отходы собирают в водонепроницаемые выгребные ямы и вывозят ассенизационным транспортом на поля ассенизации или поля запахивания. По вопросу проведения сети централизованной системы канализации вам необходимо обратиться в городской акимат.
— В 3-м микрорайоне Авангарда, возле торгового центра «Арсенал», не убирают мусор уже неделю, самим приходится звонить в Спецавтобазу, чтобы убрали. У них есть график? Почему не контролируете?
— ТОО «Спецавтобаза» является объектом предпринимательства. Как я уже сказал, все проверки субъектов малого и среднего предпринимательства прекращены. В 2014 и 2015 годах плановые проверки не проводились. С января 2016 года начаты проверки обьектов высокой и средней эпидемиологической значимости по особому порядку. ТОО «Спецавтобаза» не относится к объекту санитарно-эпидемиологического надзора, и проверить его работу мы не можем.
— Купил лекарство в аптеке. Перепутал название. Хотел вернуть, а мне отказали. Хотя я сразу принес, буквально на следующий день. Почему нельзя обменять лекарства?
— В соответствии со статьей 30 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», не подлежат обмену и возврату лекарственные средства, изделия медицинского назначения, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, метражные товары, а именно ткани из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, меха искусственного, ковровых изделий, нетканых материалов, лент, кружева, тесьмы, проводов, шнуров, кабелей, линолеума, багета, пленки, клеенки.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button