Людям о людях

На ощупь

Могут ли люди, лишённые зрения, видеть и знать картины известных художников? Посещать картинные галереи? Разумеется, могут. Они видят их руками, на ощупь. И подобная галерея для детей с особыми потребностями впервые откроется в Атырау 1 июня в областном музее художественного и декоративно-прикладного искусства им. Ш. Сариева.

Репродукцию работ для незрячих и слабовидящих детей и взрослых готовит художник местного музея Елеугали Даукенов. По словам ваятеля, он изготовил пока всего три барельефные картины.

– Для меня эта работа была новой, до этого я объемные картины еще не делал. Скорее, такой работой должен заниматься скульптор, но мне очень интересно было попробовать перенести репродукцию, нарисованную маслом, в гипс. К тому же, эти картины, в первую очередь, смогут увидеть дети, лишенные зрения. Для меня это было еще и делом чести, – говорит художник.

Елеугали Даукенов перенес на гипс три картины: две – атырауских художников Рафаэля Слекенов «Таң» размером 83 на 105 см, Абдрашида Сыдыханова «Ұран таңба» 130 на 120 см и картину казахстанского художника-графиста Василия Тимофеева «Герой штурма рейхстага Р. Кошкарбаев» размером 60 на 54 см.

По словам художника, работал он совместно с экспертами – атырауским дефектологом-тифлопедагогом из областной специальной школы-интерната Сайрагуль Зайдоллой, занимающейся с незрячими и слабовидящими детьми, и экспертом из Алматы Касиет Омаровой, которая сама является инвалидом первой группы по зрению.

Отсутствие зрения – не приговор

Эксперты говорят, что слабовидящему или слепому человеку рельеф и звук  расскажут о мире лучше любых текстов. И чтобы больше понимать людей с особыми потребностями, иногда полезно «примерить платье» на себя. И мы примерили.

В музее с местным экспертом Сайрагуль Зайдолой мы закрытыми глазами попытались увидеть барельефные картины, который изготовил художник.  Ощущения, скажем, очень необычные. «Вот какие-то непонятные изображения, расплывчатые. А вот мы нащупали чьи-то глаза, нос, пилотку со звездочкой. Руки, которые держат автомат, на кителе медали… Значит солдат, военный. А это очень мелкие детали, которые мы так и не распознали». Воспринимая картину вслепую, мы все время ощупывали объемные изображения, пытаясь понять, что изображено на картине, и воспринять ее в целом. Но без аудиосопровождения сделать это было очень трудно.   

Сайрагуль Зайдолла, которая давала рекомендации по изготовлению тактильных моделей, после того, как репродукции были перенесены в гипс, сама лично читала их на ощупь.

– Картина, которую вы смотрели, это работа В. Тимофеева «Герой войны Рахимжан Кошкарбаев». Такие детали, как дым, облака, лошадь вдали и другие, вы не смогли распознать на ощупь, в принципе, они и не важны. Я рекомендовала убрать их совсем. Даже не так важно портретное сходство, как одежда, пуговицы, награды, портупея, автомат, пилотка со звездой. А вот изображение вдали – водружение знамени на рейхстаг, наоборот, рекомендовала укрупнить, потому что это главный подвиг Кошкарбаева, – комментирует местный эксперт. – К тому же лицо героя занимает меньшую площадь, чем туловище.

Эксперт из Алматы Кассиет Омарова, с которой нам удалось связаться, тоже консультировала нашего художника. Она в телефонном разговоре сообщила, что организатором данного проекта является казахстанский фонд «Дара».   

6d64d4cf 13f8 4319 b336 d7935c58d88a

– Тактильные модели для незрячих людей обязательно должны сопровождаться аудиоописанием или экскурсоводом. При изготовлении барельефных картин нужно отбирать несложные композиции, чтобы при восприятии на ощупь они были понятны посетителям. Например, несколько фигур людей нужно изображать раздельно, более выпукло, четко, чтобы ноги, руки не накладывались друг на друга. В барельефных картинах не так важна точная копия, в них допускается некоторое упрощение деталей. Слишком мелкие трудно читаются на ощупь, поэтому их можно вообще убрать или, наоборот, укрупнить. Тут главное передать не просто копию, а смысл картины, – комментирует эксперт. – Сопровождение аудиогида – это тоже целая наука, нужно уметь описывать визуальные образы. У незрячих людей другое восприятие слов, особенно названия незнакомых предметов или оттенков цветов. 

Кассиет Омарова сама, являясь инвалидом первой группы по зрению,

окончила художественную школу, и ей всегда интересны новые работы художников.

– Я в 2017 году посетила два московских музея, где были тактильные модели с сопровождением экскурсоводов, это было круто. И мы в том же году сделали подобную выставку в Казахстане, в музее Кастеева. Сейчас там висят 12 тактильных картин, которые сделали наши скульпторы, – продолжает информировать собеседница.

Также мы узнали, что данный проект в Атырау рассчитан пока на посещение небольшой экскурсии. Кроме трех тактильных моделей описание 21 картины будет сопровождаться аудиодискрипцией на двух языках – казахском и русском, а атырауский специалист Сайрагуль Зайдолла распечатала описание этих композиций на азбуку Брайля.

Организаторы проекта сообщили, что по желанию и возможности галерею для незрячих людей можно расширить. Например, директор областной специальной школы-интерната Ляззат Тулепова предложила сделать барельефный потрет действующего Президента Касым-Жомарта Токаева.

– Почему бы нашим детям не узнать, как выглядит наш Президент, – высказала пожелание директор.   

Возможности есть

 Художник Елеугали Даукенов поделился с нами, что портретный жанр – один из самых сложных.

– Скажем, если изготавливать барельефный портрет известных личностей, то, чтобы отличать лицо одного человека от другого, нужно чтобы оно занимало большую площадь картины. Тут уже необходимо передать не только черты лица, но и характер, – сказал живописец.

Кстати, в столице, в музее Первого Президента есть скульптурный портрет Назарбаева, а в Алматы в музее Кастеева – портрет Курмангазы, которые можно посмотреть тактильно, людям со слабым зрением.

К сожалению, в нашей стране для людей с особыми потребностями не созданы условия для полноценной жизни, а о музеях, искусстве говорить вообще не приходится. Но все же новость о том, что в нашем городе открывается специальная галерея для слепых и слабовидящих детей, стала поводом узнать об искусстве барельефных картин немного больше.   

В других странах, например в России, создаются тактильные картины в 2Д или 3Д-форматах. Их можно потрогать и получить всю информацию об изображении с помощью специального устройства – тифломаркера. Также есть такой метод, как вакуумная формовка и прокладка оригинального цветного изображения. На плоскость наносится специальное рельефное изображение, которого касается человек, и портрет доступен для незрячих людей. Также на адаптированную картину для слабовидящих ставятся специальные тактильные метки – звуковые индикаторы, в которых зашифрована голосовая информация о репродукции. Например, на портрете российской императрицы таких меток семь – на одежде самой Екатерины, скипетре, троне, короне. Также информация указана точеным шрифтом Брайля на табличке внизу.

Такая выставка, как утверждают ее организаторы, может заинтересовать любого посетителя, и зрячему человеку будет интересно не только увидеть картину, но и услышать, прикоснуться к ней. Это позволит заново оценить свои возможности и получить более полное ощущение от шедевров изобразительного искусства. Вот и вы 1 июня, когда откроется галерея, обязательно посетите её вместе с незрячими детьми, чтобы на ощупь и слух увидеть картину. Поверьте, эти ощущения намного сильнее, чем просто посмотреть. А главными вашими экспертами станут ребята с особыми потребностями. Думаем, что галерея, адаптированная для особенных людей, станет хорошей практикой, которую  нужно распространять и дальше.

Анжелика КИМ

Фото предоставлено экспертом

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button