СЕМЬ ПРИЧИН ПОЙТИ В ТЕАТР
Сегодня, 30 сентября, Академический Казахский драматический театр имени Махамбета откроет свой очередной сезон премьерой «Жамиля» по одноименной повести Чингиса Айтматова. И театралов ждет интересная, яркая жизнь, где можно окунуться в другой мир, перешагнуть временное пространство, поменять возраст, прожить вторую жизнь. Незабываемая и непередаваемая атмосфера театра создает свое неповторимое волшебство.
Известно, что духовный мир развивается через искусство, а самым разносторонним и древним является театральное. Потому что любой спектакль на сцене театра – это сила, энергия, непосредственно воздействующая на душу человека, так сказать, движущий модулятор разума, внутреннего желания, нравственный инструмент, поднимающий духовный иммунитет внутреннего организма, поддерживающий его. Это – маяк, который освещает человеческую душу. Театр – живой организм, он живет вместе с современным миром. Он не пытается учить и воспитывать публику. Все показано в естественном состоянии, в различных техниках, на языке искусства, зрителю остается только смаковать и размышлять: такой ли я, смогу ли я. В театре и в искусстве вообще всегда правда жизни.
Среди этих влиятельных аспектов я хотел бы раскрыть семь благотворных моментов духовного потенциала, которые регулируют внутренний баланс человеческой души. В противном случае человек, не расширивший свое понимание этого и не знающий понятия сценического искусства, останется недалеким, который в театр приходит просто так, просиживая в массе. Это одна из причин, почему сознание общества, его культурный иммунитет низки и не растут.
Знание и понимание. Первая польза в том, что, приходя в театр, человек познает себя, глядя на других. Он находит себя. Предпринимает шаги к самоотчетности. Он начинает находить ответ на вопрос: «Кто я?». Конечно, не сразу, а постепенно. Человек, пришедший в театр два-три раза, начинает чувствовать, чего хочет и в чем нуждается его душа. Начинается просветление – это процесс пробуждения внутренней интуиции на уровне сознания. Человек, достигший этого уровня, заглянет на социальную страницу театра, обратит внимание на годовой и месячный репертуар театра, добровольно начнет знакомиться с информацией о театре в целом и об искусствоведении. Достигает уровня выбора жанра и темы пьесы. Расширяются культурные знания и мышление человека.
Изменение. Второе преимущество театра в том, что он дает людям массу шансов и возможностей измениться к лучшему. Театр – это центр искусства, он всегда направляет зрителя в нужное русло. Поэтому на сцене вместе работают интеллектуалы, профессионалы, специалисты с высоким вкусом. Сегодняшние требования строги, они призывают всех адаптироваться к новой жизни и меняться. Известно, что многие люди не могут вырваться из суеты жизни, не могут ходить на спектакли, не могут выйти из дома. Даже наблюдая такое эффективное полезное сообщение на расстоянии, или, как сейчас говорят, онлайн, каждый, кто задастся целью, может найти духовный путь перемен в театре без психолога.
Культура. Третье преимущество – визуально-виртуальный, интеллектуальный шаг к культуре. То есть речь, обращение, формулировка, звукоизвлечение, культура слушания, этика поведения, правила движения на сцене не такие, как в кино или на экране. Это разные действия дыхания, смеха, плача, обиды, грусти, крика, тишины, быть увиденным и услышанным вживую на сцене, достучаться до публики на уровне сознания и быть молча принятым – на самом деле это великая школа жизни. Главное отличие театрально-перформансной культуры от эстрады и шоу-концертов в том, что основная цель здесь не в том, чтобы будоражить душу человека и радовать людей песнями. За музыкой в театре смыкаются словесный состав, дикция, ораторское мастерство, разнообразная динамика движений и мимики, жестов и поведения, которые служат целой сценой. Зритель может понять и дистанцироваться от странных действий, узнать, что ему нужно. Вот что значит культурная и духовная зрелость.
Книга. Четвертое преимущество посещения театра состоит в том, что зрители получают такое же образование, как чтение книги. Сегодня, даже если они хотят читать, многие люди не находят для этого времени, это правда. В наше время очень много внимания уделяется аудиокнигам, и даже в этом случае история книги, которую читали несколько дней, ужимается в 1 час, 50 минут, 20 минут и доводится до жизни перед глазами. Все это показано вживую. Разве это не прекрасно! Сколько времени экономится. Формируется мнение и понимание мирового литературного, исторического и классического мира. Далее у зрителя появится интерес к событию, у него будет возможность самостоятельно искать тему, заходить в социальную энциклопедию, Википедию и дополнять свое понимание.
Медитация или исцеление души. Пятая польза театра в том, что он успокаивает душу человека и учит. Наблюдая за действием на сцене, каждый зритель остается наедине со своими мыслями. Медитируя, душа человека учится быть спокойной и терпеливой. Возможность обратить внимание на определенное событие и остановить его в какой-то момент заставляет его душу работать. Он чувствует ауру, энергию сцены и двух сред. Меняющиеся события и действия на сцене заставляют колебаться настроение публики. Зритель радуется, смеется, веселится, а иногда потеет, дрожит, и невольно слезы катятся из его глаз. В ходе спектакля он подстёгивает свои беспокойные внутренние чувства, взращивает их, тренирует, а иногда даже развязывает и отпускает на волю. Следуя сюжетной линии, он забывает обо всем, едет на воображаемом корабле своего разума и возвращается чуть быстрее. Хотя тело зрителя делает это на уровне ощущений, ясно, что на уровне сознания это не имеет значения. Но этот процесс обязательно будет. Под этим вы подразумеваете быть в мире с самим собой, то есть находиться в медитации. Благодаря тренировке мысли душа очищается, приводится в нормальное состояние, а значит, и здоровье улучшается.
Общение. Шестое преимущество состоит в том, что театр является культурно-общественной средой для широкой публики. Посетив его, зритель знакомится с новыми людьми, встречает старых. В антракте зрители делятся своими мыслями и дополняют понимание друг друга взаимным анализом и оценкой спектаклей. Это – знакомство с художниками, звездами, с духовной средой, окружающей искусство. Так создается взаимная театрально-художественная среда.
Энтузиазм. Регулярно приходя в театр, зрители учатся смотреть и анализировать практически все спектакли репертуара. Есть даже желание посмотреть один и тот же спектакль два-три раза. Процессы духовного обновления происходят во внутреннем познании по мере того, как мы постепенно проходим упомянутые выше полезные аспекты. Человеческое тело радикально оживляется, когда оно достигает точки, после которой может принимать духовную пищу. Пробуждается какой-то внутренний мотивационный энтузиазм, появляется вдохновение к жизни, повышается способность понимать, любить и чувствовать. Так он понимает ценность и смысл жизни через искусство. Человек окружает себя приятной, солнечной атмосферой.
Темирбек МАЖИТОВ,
лауреат республиканской премии имени Махамбета, главный художник Академического Казахского драматического театра имени Махамбета, отличник сферы культуры