
Домбра – это не просто музыкальный инструмент, это сердце казахской культуры. Она может рассказать историю целого народа, заставить плакать от грусти и танцевать от радости. В руках мастера один инструмент звучит как целый оркестр. А как в самом оркестре можно услышать звучание домбры? Об этом мы узнали у солиста фольклорного оркестра «Нарын» Атырауской областной филармонии имени Н. Жантурина, домбриста Жасулана Базарбаева.
– Домбра в оркестре звучит богато и многообразно. Она может передавать широкую палитру звуков природы, всей окружающей среды и человеческих эмоций – топот сотен копыт или гул надвигающегося войска, шелест листвы или смерть близкого, шум ручья, завывание ветра, раскаты грома, злость врага, горе матери, чувства влюблённых.
Как рассказывает музыкант, в середине 30-х годов прошлого века Ахмет Жубанов усовершенствовал и унифицировал домбру под оркестровый диапазон. Так появились домбра-прима, домбра-альт, домбра-тенор, домбра-бас и другие инструменты, которые стали неотъемлемой частью национальных оркестров. Например, огромная домбра-контрабас звучит совсем по-другому в сравнении со стандартной домброй.
– Различают два вида домбры – западную и восточную. В зависимости от региона она имеет особую форму, и это не просто желание выделиться, а продиктованная особенностями двух исполнительских традиций необходимость, – рассказывает Ж. Базарбаев. – Для исполнения быстрых, виртуозных токпе-кюев нужно, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу. Поэтому гриф западных домбр тонкий и удлиненный.
Эти технические приемы не применимы при исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры инструментов и формы корпусов влияют на силу и характер звучания, влияет и техника правой руки: в токпе-кюях звук извлекается из обеих струн сильными кистевыми взмахами, а в шертпе используются мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами.
Благодаря этому на домбре играли кюи не только как односложные сочинения, но и большие эпические поэмы, кюи-легенды, кюи-истории со своим сюжетным и программным характером.
– Чтобы «разговорить» домбру, нужно обладать особым даром. В степи было немало людей, слышавших и чувствовавших домбру лучше других, – отметил домбрист. – Одаренные талантом импровизации, имеющие феноменальную память, виртуозно играющие на домбре, кобызе, они сочиняли, исполняли произведения, дошедшие до наших дней и теперь признанные шедеврами музыкального искусства.
В исполнении фольклорного оркестра, где помимо домбры звучит кобыз, кыл-кобыз, сырнай и другие казахские национальные инструменты, совершенно по-другому, на тон выше и особо нежно звучат Гимн страны, классические произведения. Ноты одни и те же, а вот звучание всегда другое. Живое. И идет от души.
Марина КУАНЫШЕВА