ПЯТНАДЦАТЬ КИЛОГРАММОВ УДОВОЛЬСТВИЯ
Участие студентов Академии народной музыки имени Д. Нурпеисовой на престижном III международном фестивале баянистов и аккордеонистов, прошедшем на днях в Алматы, стало еще одним золотым звеном в череде их побед.
Только за последние пару лет два наших талантливых баяниста достигли больших успехов на международном уровне. А это означает, как минимум, возросший интерес к такому сложному инструменту, как баян.
На фестивале профессор консерватории имени Курмангазы, заслуженный деятель культуры Казахстана Анатолий Гайсин, сказав лестные слова Баубеку Омиргали и Ерику Кушерову, которые поразили игрой в дуэте, отметил, что по Западному Казахстану школа баяна хорошо развивается лишь в Атырауской области. В нашем колледже обучаются уже 17 студентов, в то время как на четырех курсах музыкального колледжа Уральска всего лишь 3 человека, а в Актау и Актобе положение и того хуже. В сельской местности Атырауской области растет интерес к обучению в классе баяна, но не хватает преподавателей. А желающих играть на инструменте, способном произвести звуки целого оркестра, очень много.
— Это действительно так, — подтверждает слова профессора Гайсина преподаватель Академии народной музыки, отличник просвещения РК, наставник Ерболат Камалиденов. — С недавних пор школа баянистов приобретает популярность. При областной филармонии впервые в Атырау создан ансамбль баянистов. И наши ребята всего за два года собрали целый букет премий, наград и дипломов.
Особенно выделился Баубек Омиргали. У мальчика были задатки музыканта, и, к счастью, он попал к хорошему преподавателю, который правильно поставил руки, пальцы — есть такие понятия у баянистов. Сегодня он может с уверенностью взяться за самое сложное музыкальное произведение. Пока венцом успеха Баубека стало первое место на крупном международном фестивале баянистов, который проходил нынешней осенью в итальянском городе Ланчано. На том же фестивале Ерик Кушеров удостоился престижного второго места. Сегодня оба парня вошли в состав ансамбля баянистов благодаря своей высокой профессиональной игре.
…Баян — это вам уже далеко не гармонь, в которую в результате «модернизации» превратилась губная гармошка. Человеку просто-напросто надоело дудеть. Вот он и решил попробовать извлекать звуки из инструмента, перебирая пальцами его клавиши. Потом стал технически усложнять инструмент. И в результате появился прекрасный, но вместе с тем сложный и очень многогранный инструмент — баян. Чтобы сыграть на нем, надо обладать еще и силой. Ведь весит баян15 килограммов. У него есть подбородники — кнопочки, касаясь которых баянист обогащает музыкальную «палитру». К тому же он портативный, с широким музыкальным диапазоном, на нем можно исполнять все органные вещи, особенно если научиться хорошо управлять раздвижным корпусом. Баян может с успехом заменить гобой, флейту, фортепьяно и другие инструменты.
— Баянисту с абсолютным слухом это известно, как никому другому, — рассказывает Ерболат Камалиденов про директора филармонии Гадиля Дюйсенгалиева, которому принадлежит идея создания ансамбля баянистов. — Он купил один баян лучшей в мире марки «Юпитер» за 15 тысяч долларов, еще два инструмента капитально отремонтировал и организовал нам поездку на конкурс в Италию. И сегодня ансамбль баянистов активно выступает в районах области. А в начале будущего года ожидается большой сольный концерт ансамбля баянистов под руководством Ерболата Камалиденова при областной филармонии.
Сам Ерболат родился в музыкальной семье и вырос в мире нот. Его отец Анес Камалиденов был в свое время известным домбристом, директором музыкального училища. Мама Слухан Кожантаева знает о кобызе все. Досконально изучив инструмент, она стала наставником не одного десятка лучших кобызистов Казахстана, была преподавателем в Малой академии искусств. Брат Талгат Камалиденов хорошо известен в музыкальной среде, деятель культуры Республики Казахстан. В музыкальной школе Ерболат попал в класс блистательного баяниста Ивана Хованского. Именно благодаря его школе парень во время службы в армии попал не в стройбат, а в ансамбль песни и пляски, где не только совершенствовал игру на баяне, но и сохранил пальцы. Ведь для любого музыканта они — главный инструмент.
В Атырау долгие годы успешно развиваются домбра и кобыз. Не зря нашу область называют родиной домбры. И вот теперь на ступеньку ближе к ним поднимаются баянисты.
Марина КУАНЫШЕВА