Душа — не комната

dusha ne komnata 2 Культура

Спектакль «Қорғансыздың күні» по мотивам одноименного рассказа великого писателя и драматурга Мухтара Ауэзова стал новой работой Академического Казахского драматического театра имени Махамбета.

Поскольку премьера состоялась в дни празднования Наурыз мейрамы, зрителей в тот вечер встречали коже и баурсаками, восточными сладостями, с хорошим настроением. Но сама постановка полна драмы. Если сказать коротко о произведении самого писателя, то «Қорғансыздың күні», который дословно переводится как «День беззащитного», знакомит читателя с жизнью бедняков в казахском ауле, рассказывает впечатляющую историю о страшной боли и страданиях в жизни бедных, беззащитных людей. Речь идет о юной 13-летней девушке Газизе, которую жестоко насилует аким села Акан. Не выдержав такого унижения, не решившись рассказать о своей беде матери, девушка убегает на могилу отца и замерзает там насмерть.

Режиссер спектакля Гульназ Камысбаева в свойственной ей манере интерпретировала произведение Ауэзова, написанного сто лет назад. И до сих пор темы, поднятые в спектакле, очень актуальны. Каждая из трех поколений женщин в спектакле несет свою определенную нагрузку. Старушка – это, понятно, старшее поколение людей, готовое смириться с любым положением. Ее дочь в спектакле немая. Это люди, которые видят и понимают, но ничего сказать не могут, иначе жди беспощадных репрессий. А Газиза – главная героиня, не может смириться с этим строем, в ней живет внутреннее противоборство. Этот момент прекрасно передан в спектакле, когда Газиза высовывает голову из-под ящика, пытаясь что-то сказать сначала матери, которая не слышит ее, а потом и бабушке, смирившейся с любыми обстоятельствами. Акцент был сделан в первую очередь на внутреннее состояние униженной и оскорбленной девушки, которая по природе своей дарит жизнь, а с ней поступили с точностью до наоборот, толкнув на смерть.

Кстати о ящиках. Герои трагедии практически все время находятся в них, как бы отмечая, насколько ограничена жизнь сельчан, насколько они подавлены и не в силах что-либо изменить.

Спектакль щедро наделен тонкими хореографическими постановками, с искусным музыкальным сопровождением. Ведь сама музыка и постановка танца или даже движения, которые удачно дополняются светом, – это уже разговор и объяснение. Да, униженный человек может умереть, но победить его невозможно.

Спектакль «Қорғансыздың күні» получился очень оригинальным, трогательным, острым, давящим на чувства. Он выполнил свою главную роль, заставив людей задуматься над тем, какой неизгладимый отпечаток оставило в сердце человека состояние оскорбленного самолюбия, поруганной чести и человеческого достоинства. Склонность попадать в унизительное положение, быть угнетенным, забитым несчастьями и обидами – это точно не про нас. Каждый, наверное, хотя бы раз в жизни почувствовал или примерил на себе роль беззащитного. Причем не только в физическом плане, но и моральном, духовном. Душа – не комната, в которой можно натоптать грязными сапогами. Ее не закроешь на ключ. Мы должны пробуждать волю к жизни.

Три героини спектакля – это три поколения людей. Старушку сыграла актриса Газиза Бисенова, ее глухонемую дочь – Гульнур Саясат, а главную героиню, 13-летнюю Газизу — актриса театра Шахизада Кузембай.

Вместе с режиссером Гульназ Камысбаевой над спектаклем работал художник-постановщик Тимур Коесов. Спасибо актерам за прекрасную и вместе с тем очень сложную, многогранную работу.

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна