В памяти навечно
Атырау, как и многие другие города, имеет своё богатое культурное наследие, в котором, к сожалению, есть и трагические страницы. Одной из них стали события политических репрессий. Ученый Атырауского университета имени Х. Досмухамедова Шахман Нагимов поделился с «ПК» своими исследованиями – какое значение имеют те страшные годы для нашего региона и всей страны.
Недавно Шахман Нагимов в ходе своего научного исследования обнаружил на территории Атырауской области восемь захоронений. Одно из самых крупных кладбищ «Қаратобе» находится к северо-западу от атырауского аэропорта имени Х. Доспановой и включает несколько некрополей. Второй могильник, именуемый в народе «Молдалар қауымы», расположен на улице Хамидоллы Наубетова, где похоронено более 50 мулл. Подобные захоронения находятся в районе Маслопрома; возле проспекта Султана Бейбарыса и улицы Александра Афанасьева, а также в районе аула Холодильник (район Ширина). Но ряд захоронений остался под жилыми массивами. Нагимов подчёркивает: знание этих мест и почтение к погибшим должно быть важным для жителей Атырау, это помогает осознать ценность исторического наследия и его значение для будущих поколений.
– В этом году мне удалось принять участие в международной конференции «Трагическая история: уроки политических репрессий в первой половине XX века». Там я узнал, как в Казахстане и за его пределами сохраняется память о жертвах репрессий. Допустим, в селе Жаналык, недалеко от Алматы, создан мемориал с именами казахских писателей и общественных деятелей, павших в те годы. Этот комплекс позволяет каждому проникнуться уважением и напомнить о пострадавших, – делится ученый. Профессор отметил, что в Узбекистане действует целая сеть музеев почтения к жертвам, там издали указ о реабилитации участников басмаческого движения. Активную работу ведут и в Кыргызстане, где находится мемориал «Ата Бейт», в котором покоятся останки представителей кыргызской интеллигенции.
– Такие примеры должны вдохновлять и нас. Нам необходимо открыть музей по образцу комплекса в Жаналыке, – рассуждает профессор. – В подобных мемориалах важно отразить судьбы всех, кто стал жертвами карательной политики в 1920-1950-е годы XX века. Официальные данные говорят, что в Казахстане за это время было репрессировано 120 тысяч человек, из которых 25 тысяч были расстреляны.
По словам Шахмана Нагимовича, в нашем регионе доля репрессированных оказалась одной из самых высоких по всей стране. Только в Гурьевском уезде, население которого в 1937 году составляло менее 200 тысяч человек, репрессиям подверглись более 13 тысяч граждан, что составляет немалую долю от общей численности населения уезда. От более жёстких карательных мер, включая длительные сроки заключения в лагерях и ссылки, пострадали 2 500 человек. Из них 730 были приговорены к расстрелу решением «тройки» НКВД, и 621 осуждённый подвергся такой участи. Однако к концу 90-х годов из общего количества репрессированных реабилитировано было всего 3 365 человек.
– По данным «Книги скорби», изданной в 2002 году, в течение трёх десятилетий наибольшее количество казнённых пришлось на 1937 и 1938 годы, когда были расстреляны 216 и 355 человек соответственно. В общей сложности жертвами стали представители разных национальностей: около 290 казахов, 249 русских, а также немцы, украинцы, корейцы, евреи и другие, – отмечает историк. – Также «тройки» НКВД проявляли особую жестокость и к так называемым «людям без работы» и к «тем, кто не занимался определённой деятельностью». Часто ими оказывались муллы и другие религиозные деятели. В ходе анализа удалось установить имена всех казнённых. Это – сложный период в нашей истории, и было бы хорошо увековечить их память, – считает профессор.