Культура

Не бойтесь оставаться Человеком

В Казахском областном драматическом театре им. Махамбета прошла премьера спектакля о поколении, которое знает только язык денег. Режиссер-постановщик спектакля Тлеген Ахмет предложил зрителям оригинальное прочтение пьесы нашего современника Рахимжана Отарбаева «Двойник».

Это комедия о богатом бизнесмене Бае, который, запутавшись в денежных махинациях, решает найти себе двойника. В спектакле обнажаются такие черты современного общества, как двуличность, корысть, честолюбие, жажда наживы. Герои пьесы врут, изменяют, играют судьбами других людей.

Интересно художественное решение спектакля главного художника театра Темирбека Мухтарова. На сцене в углу сиротливо стоит старый трехколесный велосипед, словно напоминая о светлой поре детства, о запахе полыни на бескрайних полях в ауле, по которым главный герой бегал мальчишкой, о вкусе испеченных мамой лепешек. Бай напрочь забыл свое детство, все те добрые качества, которым учили его родители, все хорошее, что было в его душе, он потерял. А у человека, забывающего свое прошлое, нет и будущего.

Сейчас для него на первом месте — жажда власти и денег. И словно символизируя этот мир, над сценой висит, покачиваясь, позолоченный стул.

На сцене — реалии жизни, стремление к обогащению, пусть даже путем насилия и смерти. Главный герой Баймурат убивает своего напарника по бизнесу из-за денег. Теперь он пребывает в страхе, что может их потерять, в страхе за свою жизнь. Главный герой жалок, он трясется от страха. Чтобы спасти себя, он нанимает двойника, и решает, забрав все богатство, скрыться, уехать за рубеж. С появлением человека, как две капли похожего на него, Бай открыто изменяет жене, выдавая себя за своего двойника. И даже не хочет общаться с отцом, посылая того на встречу. Главный герой Бай в исполнении актера Нурбека Съезхана реалистичен, так же как и его двойник — актер Мырзабек Макулов.

Интересна также режиссерская находка в изображении чертей, которые живут в каждом из нас. Пластическая игра актеров вкупе с необычной музыкой помогла показать трудный выбор: послушать ли соблазнительные речи, обещающие горы золота, власть или славу. Или все же остаться теми немногими, которые отказались продать душу дьяволу.

Автор пьесы подобно Н. Гоголю через смех высмеивает современные нравы, и этот жуткий пронзительный гогот звучит на протяжении всего спектакля.

Согласно режиссерскому прочтению, в спектакле сквозь сатиру прослеживается лирическая линия детства главного героя. Так, в завершение маленький Баймурат, играя на гармони, проникновенно поет песню Абая «Көзімнің қарасы», как бы символизируя чистое светлое состояние детства, которое он потерял и безуспешно ищет. Словно в назидание прослеживается тема взаимоотношений отца и сына. Отец считает, что сын потерял себя как человека, как личность. Он обращается к сыну: «Опомнись, посмотри, кем ты стал, что с тобой стало, ты же не такой был!»

— Если человек утратил те качества, которые ему с детства закладывали родители, он теряет себя как личность, — говорит режиссер. — Нарушается гармония, человек теряет себя, сбивается с пути, может стать преступником. Если после спектакля люди вспомнят свое детство, позвонят родителям, которым давно не звонили, и спросят, как они, я буду счастлив.

Богач Бай, который забыл свое собственное имя, и его двойник, который погибает вместо него, заставили зрителей задуматься. А слова мудрого отца Бая о том, что мы поколение, сбитое с правильного пути чертями, можно назвать философией нашего века: «Вы говорите на языке денег и забыли язык души».

Тлеген Ахмет, приглашенный руководством театра для постановки пьесы, работает режиссером киностудии «Казахфильм». Он поставил множество спектаклей, работал в разных театрах, в частности, и в Казахском областном драматическом театре им. Махамбета. Снял множество документальных фильмов, в частности, о воинах-афганцах, алашординцах. В 1991 году им был снят единственный фильм о прославленном казахском композиторе Шамши Калдаякове при его жизни и с его участием, это были последние кадры из жизни известного композитора. Множество спектаклей, поставленных режиссером, завоевывали призы международных конкурсов.

— Рахимжан Отарбаев — один из выдающихся современных казахских писателей-драматургов, — говорит режиссер спектакля Тлеген Ахмет. — Спектакли по его произведениям ставятся везде. По его рассказам снимаются фильмы. Как писатель, драматург, человек, он болеет душой за чистоту искусства. Очень приятно было работать с молодым талантливым коллективом театра, которому под силу любой жанр театрального искусства.


Жанат ШАЯХМЕТОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button