Новости

Выставка чёрного золота

А вы знаете, что сегодня широко используемый в мире опыт транспортировки нефти по дну водоема был впервые опробован на нашей земле еще в 1912 году? 1,5 км трубопровода было проложено по дну реки Жайык с Ракуши до островка, где швартовалось грузовое судно. История становления нефтяной промышленности Казахстана отлично была показана на экспозиционно-тематической выставке областного историко-краеведческого музея, посвященной 125-летию казахстанской нефти «Қарашүңгіл, Қазақстандағы алғашқы мұнай кен орны».

Открытие выставки прошло в торжественной обстановке с участием ветеранов-нефтяников, преподавателей Атырауского университета имени Х. Досмухамедова, студентов политехнического колледжа и колледжа бизнеса и права.

Гостей приветствовал и пожелал успеха выставке руководитель областного управления культуры и развития языков Абил Жоламанов.

vystavka chyornogo zolota

– Сегодня мы собрались на значимое событие – открытие выставки, посвященной 125-летию казахстанской нефти. Природа нас одарила огромными запасами ценного сырья. Нефть позволила нам сотрудничать на равных со странами-лидерами мирового сообщества, а это дорогого стоит. Нефть является опорой нашей экономики, залогом ее стабильности. Историю становления нефтяной промышленности хорошо знает старшее поколение, но она неизвестна современной молодежи. Уверен, что пришедшие сюда жители почерпнут для себя много интересного, познакомятся с событиями далеких лет и узнают цену природного богатства нашей земли, – отметил А. Жоламанов.

Профессор Атырауского университета Лес­кали Бердыгожин в своем выступлении также подчеркнул важность нефтяной отрасли в развитии экономики страны.

– Сегодня в стране добывается 85 миллионов тонн нефти в год, и я считаю, что это огромная заслуга всех работников отрасли. 15 ноября 1899 года в местечке Карашунгул Жылыойского района с глубины 40 метров в результате ручного бурения забил первый фонтан нефти. Правда, вскоре на том месте запасы иссякли, но уже стало понятно, что местность богата на сырье. После этого разведкой и бурением месторождений Северного Каспия занялись иностранные промышленники. В результате 30 апреля 1911 года на доссорской земле забил фонтан, который возвестил об огромных залежах нефти и газа. Качество и объемы доссорской нефти привлекли на казахскую землю многочисленные компании со всего света. Потом были открыты крупные месторождения Маката, Сагиза, Байчунаса и т.д. Мы должны гордиться тем фактом, что основная часть месторождения нефтедобычи страны находится именно на нашей территории. Потому что нефть и газ это не только богатство, это основа мировой политики. Мы входим в десятку стран по нефтяным запасам. И эта выставка является показателем труда нефтяников, к которому мы должны относиться с большим уважением, – отметил профессор.

Также на истории транспортировки нефти кратко остановился его коллега – ассоциированный профессор, кандидат исторических наук Кабибек Мухитов.

– Добывать нефть, если имеются такие запасы, это одно. Но нужно наладить логистику, ведь только в этом случае можно получать прибыль. Первые два трубопровода от Доссора до Ракуши были построены в 1912 году и исправно эксплуатировались вплоть до 1930 года. В то время привезти сырье даже до Гурьева было большой проблемой, поэтому в 1926 году была построена первая узкоколейная железная дорога. Сейчас в мире строят трубопроводы по морскому дну, считая это ноу-хау. Но мало кто знает, что впервые в мировой практике нефтепровод под водой был проложен у нас еще в 1912 году! Нефть из Доссора поступала по трубе до Ракуши, оттуда до маленького острова попадала надводным транспортом. Затем доставлялась на стационарное судно по трубе протяженностью 1,5 км, проложенной по дну реки. Транспортировка нефти – очень важный вопрос, затрагивающий большую политику, возможно, в будущем мы будем перевозить ее через Иран, что приведет к сотрудничеству с новой для нас страной, – отметил К. Мухитов.

Между тем экскурсовод музея Гульназик Омирбек подробно познакомила гостей с выставкой. Здесь можно увидеть историческую справку о месторождении Доссор, фотографии промысла и сведения о численности его жителей, об объемах добытой в Доссоре нефти, общий вид Доссорского нефтяного промысла. Интересно было посмотреть на архивную копию разрешительного документа правительства Алаш Орды на добычу нефти за подписью Халела Досмухамедова, фотографии с производства. Заинтересовала копия доверенности, выданной на имя инженера участка А.П. Николаевского на право управления предприятиями и товариществами Уральского региона нефтедобывающего товарищества братьев Нобелей. Есть даже схема железной дороги «Ракуша – Ескене – Доссор – Макат», фотографии судна «Джабраил» и т.д.

Посетители выставки остались довольны, ветераны-нефтяники высоко оценили экспонаты и поблагодарили организаторов.

Алмаа ТУРГАН

Алмаа Турган

Специальный корреспондент

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button