Беспредел. Так нередко характеризуют ситуацию на наших дорогах как водители, так и пешеходы. Это подтверждает и статистика дорожно-транспортных правонарушений. Вдумайтесь, 919 водителей только за восемь месяцев т.г. выехали на дорогу в состоянии алкогольного опьянения! Это означает, что в среднем ежемесячно нашу с вами жизнь подвергали риску 113 (!) беспредельщиков-водителей. А сколько жизней, получается, спасли полицейские, остановив машины пьяных лихачей!
Атырауские водители нередко забывают, что живут в городской черте, где скорость движения автомобиля ограничена.
– В городе скорость движения автотранспорта разрешена не выше 60 км в час, а у школ и детских садов стоит ограничение в 40 км, – проинформировал заместитель начальника департамента полиции Атырауской области Берик Амангельды.
Между тем цифры красноречивые и удручающие – 38 665 правонарушений, связанных с превышением установленной скорости движения. В прошлом году таких торопыг зафиксировали тоже немало – 31 446. Такие водители постоянно сигналят, подгоняют других участников движения, создают хаос.
Маленькое отступление: летом отдыхала в Нижнем Новгороде и обратила внимание, что на дорогах водители вообще не сигналят. Не слышала ни разу! Разве такое возможно, спросите? Оказывается, да. Если на светофоре загорелся разрешающий сигнал, а водитель впереди стоящей машины замешкался, никто не станет ему нетерпеливо сигналить. Все стоят, ждут. А однажды увидела, как несколько бездомных собак с чипами в ушах не спеша перебегали дорогу по пешеходному переходу. На светофоре уже красный свет, но ни одна машина не двинулась. У нас такое возможно? Сомнительно.
Подчас складывается впечатление, будто в Атырау все автомобилисты одномоментно спешат на пожар. Какие животные, тут на людей норовят наехать и наезжают даже на пешеходном переходе.
Если сравнить текущую статистику происшествий на дорогах с прошлогодними данными, то становится понятно, что так дальше продолжаться не может. За восемь месяцев нынешнего года зафиксировано 105 317 (в 2018 году – 95 638) правонарушений в области безопасности дорожного движения. Выявлено 265 фактов (234) по статье 596 «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона». 1137 горе-шоферов лишены права сесть за «баранку», 1277 взяты под административный арест.
На территории города Атырау на 21 участке установлены сертифицированные специальные технические контрольно-измерительные приборы, из них 17 – стационарные скоростемеры «Кордон-М», а также четыре интеллектуальных перекрестка «Авто-Интеллект».
«Бегущие человечки»
Как проинформировал старший госавтоинспектор отдела дорожно-технической инспекции управления административной полиции Данияр Канатов, в Атырау 51 регулируемый пешеходный переход, нерегулируемых переходов, где только зебры и соответствующие дорожные знаки, а светофоров нет – 744. Как заверилстарший госавтоинспектор, сегодня ведется соответствующая работа по их переводу в число регулируемых.
В нынешнем году также планируется уложить еще 500 погонных метров «лежачего полицейского». Сейчас идет тендер на эту работу. На улице Баймуханова должны появиться «лежачие полицейские» или шумовые полосы, то есть появится зона экстренного торможения длиной, которая позволит водителю произвести экстренное торможение с полной остановкой машины перед пешеходным переходом. Шумовые полосы не мешают нормальному движению, не портят внешний вид дороги.
Не так давно в областном центре на перекрестках появились новые знаки дорожного движения – приборы с изображением «бегущие человечки», автоматически включающиеся в темное время суток. Таких знаков будет еще больше.
Скоростемеры «Кордон» будут периодически снимать и переставлять на другое место.
– Изменение дислокации «Кордона» предлагается с учетом аварийности на конкретных участках, – пояснил Данияр Канатов.
Безопасность дорожного движения зависит не только от наличия светофоров и дисциплины водителей. Требуется хорошее освещение улиц ночью. В Атырау около 10 тысяч фонарей, точек освещения улиц. Если в черте города с этим неплохо, видно, как днем, то на второстепенных улицах «лампочка» горит не везде. На новых улицах свет тоже не везде. Так, к примеру, в микрорайоне Оркен-3 улицы не освещены.
Общая наложенная сумма штрафов за нарушения правил дорожного движения 1 млрд 73 млн 408 тыс. тенге, из них взыскано 719 млн 420 тыс. тенге. На принудительное исполнение судебным исполнителям направлено 8341 постановление о наложении штрафа, из них 2332 – для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или других доходов по месту работы.
О культуре не забыть
Как снизить уровень аварийности? Принимать дополнительный комплекс мер, обеспечивающих высокую безопасность на дорогах. Может, взять на вооружение опыт стран, где низкая смертность на дорогах? Например, опыт Германии. В Германии сильно развито местное самоуправление и, как правило, оно отвечает, за состояние местной инфраструктуры. Дороги, пешеходные переходы, светофоры и остановки общественного транспорта, скоростной режим – все это находится в ведении органов местного самоуправления. Полиция имеет лишь совещательную и консультирующую функцию. В каждом более или менее крупном городе есть аналитический отдел, который отслеживает и анализирует ситуацию на дорогах и дает рекомендации по организационным и/или конструктивным решениям проблемных участков. Дорожная инфраструктура продумана и удобна для всех жителей. Есть финансовый бонус. Чем дольше водитель ездит без аварий, тем меньше платит за страховку.
Вместе с тем в Германии тоже есть не особо дисциплинированные участники дорожного движения, рассказывает эксперт республиканского общественного объединения немцев в Казахстане Александр Думлер.
– В Германии сильно работает неотвратимость штрафов. Если водитель нарушил, и у него заберут права, то второй раз их получить практически невозможно. Лишают на длительный срок, а штрафы очень большие. Все жестко регламентировано, и человек сто раз задумается, стоит ли ему нарушать. Поэтому ездит аккуратно, действует культура вождения. Если это узкая улочка, то водители пропускают друг друга, не сигналят, не выясняют отношения. Считаю, надо быть взаимовежливыми как водителям, так и пешеходам, – делится Александр Думлер.
Водитель с 20-летним стажем Сарсен К. уверен, что для безопасности дорожного движения требуются дополнительные технические средства.
– Нужно больше «лежачих полицейских». В таких условиях не разгонишься, а если полетишь, машину реально угробишь. Так что будут более внимательнее и начнут ездить по правилам.
У предпринимателя Владислава Ш-ва другое мнение.
– Да у нас не водители, а водятлы. Говорите, будут новые шумовые полосы? Да вы что? Против них шумовые полосы, лежачие, сидячие, торчащие полицейские и прочие светофоры – неэффективны.
Сотрудница одной из солидных нефтяных компаний София У. предлагает свой вариант решения острого вопроса.
– В свое время внедрили большие штрафы на нарушения правил дорожного движения, потом отменили. Люди не платили, копились долги. И что в итоге? Шоферы носятся на дорогах, как угорелые. Даже страшно по пешеходному переходу идти, вдруг выскочит лихач. Может, надо вернуться к высоким штрафам?
…Так что можно сделать вывод, что в придачу к мерам безопасности стоит приложить и повышение культуры вождения – этого качества атыраусцам явно не хватает. При вождении автомобиля водитель должен сознавать, что каждое его неверное движение может привести к дорожно-транспортному происшествию, в котором могут пострадать или погибнуть люди. Какие бы меры не были предусмотрены за то или иное правонарушение, только самосознание и высокий уровень культуры вождения обеспечит безопасность дорожного движения настолько, что уровень ДТП снизится до минимума.
Светлана НОВАК