ЭкологияАктуальноОбщество

Прогревать нельзя штрафовать

29 января – День автомобилиста, праздник, который отмечают многие, чья жизнь тесно связана с машинами. С каждым годом правила дорожного движения претерпевают изменения, становясь всё более строгими.

Тема о якобы запрете прогревать автомобиль более пяти минут в Казахстане – сейчас одна из самых обсуждаемых. По мнению защитников экологии, это должно снизить уровень загрязнения воздуха и улучшить экологическую обстановку. Но среди автомобилистов тема вызвала неоднозначную реакцию. Многие говорят, что такое ограничение может нанести вред двигателю, особенно в условиях суровой зимы. «А чем отличается это от того, что мы находимся в пробке с работающим мотором?» – вопрошают водители. «ПК» решила обсудить эту тему с экспертами.

«Пять минут, пять минут… это много или мало?»

Автор этих строк до обсуждения в стране темы разогрева авто свою машину Daewoo Matiz 2007 года выпуска всегда грел минут 12. После бурного обсуждения я стал засекать, сколько нужно времени для минимального, но рабочего состояния? Пришёл к выводу: в среднем, если использовать транспорт хотя бы через часов шесть, понадобится порядка семи минут. А если целый день машина стояла без хода, то все 10 (причем, замечу: зима в Атырау сейчас достаточно теплая). И что же это за ограничения в пять минут тогда?  

Тем не менее, находятся те, кто поддерживает инициативу экологов. Например, атырауский общественник и автомобилист со стажем Андрей Кораблёв рассказал, как впервые столкнулся с такими правилами в Германии.

– В 1997 году отправился в эту страну за машиной. Утром, перед выездом, завёл её и начал прогревать. Вышел хозяин дома, у которого мы остановились, и сказал: «Здесь так не принято. Если завёл, нужно сразу ехать. Будешь стоять с работающим агрегатом, соседи напишут жалобу, и тебя оштрафуют». Это было удивительно, но с тех пор я изучал этот вопрос, – рассказывает «ПК» общественник. По его словам, современный транспорт рассчитан на минимальный прогрев. Благодаря синтетическим маслам, которые остаются жидкими даже в мороз, двигатель защищён сразу после запуска. Антифризы, которые используют водители, не замерзают зимой, и система охлаждения начинает работать через пару минут. Большинство узлов машины разогреваются только в движении, а сам «движок» достигает рабочей температуры под нагрузкой быстрее, чем на простое. А для тех, кто объясняет свой долгий прогрев разморозкой обледеневших стёкол, собеседник утверждает, что это не проблема. Достаточно очистить небольшой участок для обзора, включить обогрев и кондиционер, как стёкла очистятся сами по себе прямо во время езды. Особое внимание спикер уделил вопросу экологии:

– Наибольший вред окружающей среде причиняют выбросы при запуске мотора, особенно в местах, где машины стоят вплотную друг к другу. В современных жилых дворах это становится настоящей проблемой. Немцы давно поняли это и приняли меры, а мы всё ещё спорим – нарушает ли это наш комфорт, – говорит общественник.

Участник сообщества людей и машин «Драйв Атырау» Ренат Джураев другого мнения:

– Думаю, все пока сырое, не продумано. К примеру, на юге прогрева в пять минут, возможно, и достаточно, так как там более тёплый климат. В остальных же регионах этого очень мало. В холодную погоду, чтобы вывести авто на рабочую температуру, такого количества времени не хватает. Лично из своего опыта могу сказать, что прогреваю минимум минут 15 – у меня Nissan Teana 2012 года. Но ещё нужно, чтобы прогрелась жидкость в автоматической коробке передач. Производители всегда указывают оптимальные температуры жидкостей в техпаспорте, и их надо учитывать.

Многие граждане согласны с этой позицией.

– Пять минут? Такого времени недостаточно. Увеличивается расход топлива, а двигатель и система выхлопа не работают эффективно на холоде. Непрогретая машина увеличивает нагрузку на детали, что приводит к их быстрому износу, – отмечает в интервью «ПК» житель Атырау Арман Айтжанов.

Автомеханик по образованию Дмитрий Давыдов считает, что вопрос прогрева зависит от множества факторов. По его мнению, пяти минут для бензинового двигателя вполне достаточно, чтобы автомобиль пришёл в рабочее состояние. Однако с дизельным транспортом ситуация сложнее – в сильный мороз он за это время не успевает прогреться.

izobrazhenie 5

 – А если в таком состоянии тронуться с места, это может привести к поломке, – отмечает Дмитрий. Также специалист добавляет, что многое зависит от используемого моторного масла. Опросив ещё несколько СТО, редакция выяснила, что для подготовки двигателя к работе в сильные холода требуется больше времени. В противном случае визит к ним для ремонта станет лишь вопросом времени.

Депутат Атырауского городского маслихата Юрий Ли рассказал, что пытался найти Положение, которое якобы ограничивает прогрев автомобиля по времени, но так и не нашёл конкретных упоминаний об этом. По его мнению, эта тема больше используется для обсуждений и привлечения внимания, чем для решения реальных проблем.

– Автотранспорт действительно влияет на экологию. Вспоминаю время пандемии коронавируса, когда автодвижение сократилось, и смог в городах исчез, воздух стал заметно чище. Но обвинять только транспорт в этом неправильно. Это комплексная проблема, в которую входят заводы и другие источники загрязнения. Честно, я никогда не засекал, сколько времени готовлю перед поездкой свою машину, но считаю, что в некоторых регионах Казахстана пяти минут может быть недостаточно, особенно в суровые зимы, – подчеркнул Юрий Ли.

А есть ли ограничение?

Как сообщает портал pkzsk.info, на самом деле правила о запрете прогрева более пяти минут в Казахстане не существует. Депутат Мажилиса Парламента Казахстана Снежанна Имашева разъяснила, что ни в законе «О дорожном движении», ни в правилах дорожного движения такие нормы не прописаны. По её словам, вся эта «информационная кампания» возникла из-за путаницы с правилами стоянки. Согласно ПДД, если автомобиль остается в рабочем состоянии в населённом пункте и создаёт неудобства жителям, может быть наложен штраф. Однако, чтобы доказать факт неудобства, гражданину необходимо указать конкретные причины, такие как шум или излишние выхлопы.

фото автора

Имашева также отметила, что данный закон существует ещё с советских времён, и водителям не стоит беспокоиться о разогреве дольше пяти минут. Вместе с тем полицейский, получивший жалобу, обязан составить протокол, но водитель имеет право обжаловать штраф в суде. Таким образом, эта ситуация остаётся вопросом индивидуального подхода и здравого смысла, а не строгого запрета.

К слову, как сообщили «ПК» в департаменте полиции Атырауской области, заявлений по этой проблеме в регионе не было и какого-либо лимита по времени законом действительно не предусмотрено. «Все зависит от того, мешаете ли вы другим гражданам или нет», – поделились в пресс-службе.

Вот и inbusiness.kz пишет: в Министерстве экологии и природных ресурсов Казахстана отмечают: штрафы за долгий прогрев не вводились. Также не проводилось изучение влияния работающих двигателей на экологическую обстановку в стране.

Так что же мы имеем в итоге?

Если в будущем такие нормы будут вводиться, должно быть учтено  множество факторов: погодные условия (климатические различия в регионах), возраст автомобиля, тип используемого масла. Ведь для старой техники или дизельных агрегатов прогрев может быть жизненно необходим. Новый подход должен быть основан на реальных условиях эксплуатации, чтобы стать полезным и эффективным, а не вызывать споры среди автомобилистов.

…И все же теперь, как автолюбитель, стараюсь действовать по схеме: прогрел пять минут, аккуратно поехал без разгона, а уже в центре города набираю 60 км/ч. Насколько такая последовательность эффективна – покажет время.  

Георгий ШАПОШНИКОВ
фото: pixabay.com

Георгий Шапошников

Корреспондент

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button