Частные тоже плачут
В рамках принятого Закона по вопросам образования и защиты прав ребенка, подписанного Президентом страны Касым—Жомартом Токаевым 30 декабря 2024 года, одним из ключевых нововведений Министерства просвещения РК стало предоставление бесплатного горячего питания ученикам частных школ из числа социально уязвимых категорий. Оказывать социальную помощь детям из малообеспеченных семей в Казахстане, обучающимся в частных школах, начнут уже с этого года.
«ПК» связалась с руководителем республиканской ассоциации частных организаций образования РК Розой Садыковой, чтобы обсудить данную новеллу законодательства и услышать, какие проблемы необходимо решать частным образовательным организациям.
– Ранее помощь на приобретение школьных принадлежностей и канцтоваров из фонда «Всеобуч» и бесплатное питание предоставлялась только ученикам государственных школ. Теперь она будет распространяться и на учащихся частных учреждений образования, – начала комментировать руководитель ассоциации Роза Садыкова. – Как сообщает Министерство просвещения РК, новая инициатива охватит более 25 тысяч детей, и на ее реализацию из бюджета выделено свыше 12 миллиардов тенге. Также Закон предусматривает расширение мер социальной поддержки школьников, обучающихся по государственному образовательному заказу. По этому поводу мне бы хотелось от имени всех образовательных учреждений Казахстана поблагодарить Правительство страны, Министерство высшего образования и науки, Министерство просвещения и НПП РК «Атамекен» за многолетнее сотрудничество и взаимопонимание. И именно в этом контексте нам бы хотелось расширить рамки поля деятельности и обсудить важные проблемы, касающиеся казахстанской системы образования и, в частности, обратить внимание на ряд вопросов сферы частного образования.
– Чем занимается ваша ассоциация?
– Наше сообщество на протяжении почти двух десятилетий защищает интересы негосударственных организаций образования всех уровней, объединяя и координируя деятельность новых частных учебных заведений, появившихся в этой сфере. На данном этапе мы считаем, что, хотя коммерческие учебные заведения имеют статус части государственной системы образования, говорить о равенстве их положения с государственными школами преждевременно. Вопрос о поддержке частных школ в свое время поднимал и экс-министр просвещения Асхат Аймагамбетов, который говорил, что у детей из малообеспеченных семей, обучающихся в частных школах, нет возможности получать социальную поддержку государства. И сегодня сделан первый шаг навстречу частным школам. С введением новой новеллы в Законе равные возможности появятся у всех детей, независимо в какой школе они обучаются – в государственной или частной.
В реалиях нынешнего времени, когда цены растут на все, частные школы должны думать, как удержаться на плаву, при этом не повышая цены за обучение. Поэтому социальная помощь для частного сектора образования – хорошая поддержка. Однако тут хочется отметить, что дети, находясь в частных школах до вечера, получают горячее питание три раза в день, в государственных же – только один раз. Каков будет механизм выдачи социальной помощи, нужно еще обсуждать.
Равные возможности не только детям
– Роза Шариповна, вы сейчас говорили о неравенстве положения государственных и частных школ. В чем оно проявляется?
– Во многих вопросах. Например, учащиеся частных учебных организаций не охвачены учебниками и методическими комплексами в рамках государственного общеобязательного стандарта образования со стороны государства. Кроме того, частные школы до сих пор не могут получить полную сумму подушевого финансирования за декабрь 2023-2024 учебного года. Также ассоциация частных организаций образования Казахстана уже не первый год поднимает вопрос о повышении квалификации учителей частных школ. Они не могут пройти бесплатные курсы, в том числе по уровневым программам ПК АО «НИШ», как их коллеги из государственных учебных заведений. В процессе повышения своих компетенций педагогические кадры частных организаций образования не могут обучаться за счет бюджета. Кроме того, в условиях внедрения обновленного содержания образования и обеспечения повышения статуса педагога отсутствует равенство социальных гарантий для работников частного и государственного секторов. Например, по действующей государственной программе для педагогов частных школ не предусмотрена возможность приобретения или аренды жилья по льготным ценам. Не на должном уровне поддерживается государством и получение правительственных и ведомственных наград представителями частного сектора образования. На наш взгляд, в этом ключе нарушены конституционные права представителей частного сектора образования, при том, что он тоже является неотъемлемой частью всей системы казахстанского образования. К сожалению, все эти проблемы препятствуют дальнейшему развитию частных школ.
– Если финансовые трудности в частных школах существуют, то они вынуждены будут закрываться…
– Да, руководители частных образовательных учреждений не могут планировать работу на следующий учебный год. В случае постоянного отсутствия подушевого финансирования они либо будут закрываться, либо повышать цену, так как многие из них вынуждены арендовать помещение. Во-первых, это негативно скажется на кошельке родителей. А, во-вторых, если частные образовательные учреждения начнут закрываться, то это в свою очередь приведет к увеличению дополнительной нагрузки на государственные школы. А ведь изначально главная цель частных школ, детских садов – разгрузить государственные.
Несомненно, нас радует, что с января 2025 года государство выделило более 12 миллиардов тенге для обеспечения бесплатного питания учащихся начальных классов частных школ. Новая практика позволит снизить риск недостаточного финансирования частных школ, но других проблем, которые нужно решать, тоже достаточно. Имидж частного сектора образования нужно возобновить и сохранить.
Не только претензии, но и предложения
– Мы знаем, что ассоциация намерена выйти с письмом к Правительству Республики Казахстан с рядом предложений. В чем их суть?
– Кроме тех вопросов, которые я озвучила выше, мы просим увеличить процент субсидирования со стороны фонда «Даму» при получении кредита частными организациями образования. Операторам частных школ и инвесторам в случае успешной реализации инвестиционного проекта предоставить земельные участки с передачей в собственность сразу после ввода в эксплуатацию образовательного учреждения. Также мы просим подвести все коммуникации за счет государства, без тендеров и затягиваний, увеличить коэффициент подушевого финансирования. У нас есть и неиспользуемые специализированные здания, которые тоже можно передать в доверительное управление частным организациям образования с правом последующего выкупа по остаточной стоимости при условии сохранения вида деятельности. В ряде предложений мы просим местные исполнительные органы рассмотреть льготные субсидии для частных организаций образования в целях погашения части стоимости аренды зданий, помещений, оборудования, то есть оказать нам всестороннюю поддержку там, где проявляется интерес граждан за свой счет оплачивать обучение детей.
Республиканская ассоциация считает, что нужен новый, более гибкий госстандарт образования, с вариативной частью до 50 процентов от основного содержания. При хорошей поддержке государства со временем можно добиться доли частного рынка до 30 процентов и более, что существенно облегчит нагрузку на бюджет и даст толчок к образовательной революции в стране.
Наше сообщество, поддерживая государственную политику в сфере образования и активно сотрудничая с профильными государственными органами, надеется на понимание актуальности предложенной инициативы в продвижении озвученных вопросов. Ведь миссия ассоциации – всестороннее содействие развитию частного образования страны, повышение его конкурентоспособности, эффективности и качества.
Прямая речь Рулана Исенгулова, директор частной школы «Тағылым»:
– Сегодня, когда цены растут на все – комуслуги, продукты питания, для школ это будет хорошая поддержка. Ведь частные учебные заведения в таких условиях тоже должны выживать, при этом не повышая цены за обучение. Наши ученики находятся в школе целый день, получают хорошее трехразовое питание, посещают дополнительные кружки, спортивные секции.
Если говорить о «Тағылым», то у нас обучаются более 300 детей, из них около 10-20 процентов ребят нуждаются в помощи. Если, скажем, в семье четверо детей, то один из них обучается бесплатно, дети наших учителей тоже получают скидки. Однако сейчас нас, руководителей частных школ, интересует, каков будет механизм социальной господдержки? Будет ли она включена в выдаваемые субсидии? Будет ли учитываться тот факт, что в государственных школах ученики начальных классов обеспечиваются горячим питанием только один раз, а в частных детей кормят три раза в день?
Думаю, все эти моменты необходимо обсудить и рассмотреть совместно с директорами частных школ.
Маржангуль Сулимова, директор ТОО «Baby City»:
– Инициатива Министерства просвещения о социальной поддержке детей из числа многодетных и малообеспеченных семей – очень хорошая. Но на каких условиях будет оказываться социальная помощь детям частной школы? Ведь дотация на питание предусматривается только для ребят из социально уязвимых семей, а к нам, как правило, приходят дети обеспеченных родителей. Например, наша школа – малокомплектная, у нас с 1-го по 4-й класс обучаются всего 180 детей, и среди них нет ребят, которые пришли из многодетных или малообеспеченных семей. Поэтому, возможно, меня этот вопрос не коснется. Но если в других частных школах учатся по 300-400 учеников, то, вероятно, для них социальная помощь будет актуальной. Тут возникает еще ряд вопросов, например, каким образом будет осуществляться социальная помощь? В каком размере, если в частной школе, например, 4-5-разовое питание? Как и кто будет регулировать данные выплаты? Будут ли они присоединены к уже существующей дотации, выделяемой по госзаказу? Поэтому нам пока не понятен механизм этой инициативы. Думаю, в ближайшее время мы получим ответы на свои вопросы.
В 2024-2025 учебном году более 1,7 млн детей в государственных школах обеспечены бесплатным питанием. На эти цели выделено 162 млрд тенге.
В рамках фонда «Всеобуч» (всеобщее обязательное обучение детей школьного возраста) дополнительно выделено 22,5 млрд тенге на обеспечение 510 тыс. детей школьными принадлежностями.
C начала 2025 года местными бюджетами выделено более 12 млрд тенге на бесплатное питание 25 тыс. детей из социально уязвимых слоев населения, обучающихся в частных школах.
Анжелика КИМ