Депутаты Атырауского городского маслихата, члены городского общественного совета, а заодно и коррреспонденты «ПК», проверили состояние железнодорожного вокзала. И в очередной раз убедились: оно плачевное. Забегая вперед, скажем: реконструкция здания ожидается лишь в 2026-2028 году.
Нашей станции уже 56 лет. Вернее, открыта она была намного раньше, но в 1969 году составы стали отправляться с нового вокзала. Тогда, в начале 70-х годов прошлого столетия, вокзал являлся объектом гордости, а сейчас влачит жалкое существование и, уже который год, ждет реконструкции.
Состояние
В каком же состоянии предстал вокзал взорам народных избранников и общественников, что они увидели? Первое, что бросается на входе, — рентгенотелевизионный интроскоп, знакомое всем устройство для досмотра ручной клади, вдруг кто что террористическое провезет? Но сейчас он просто простаивает и занимает много места в проходе. Здесь же располагается пункт охраны. Правда, кого проверяют – непонятно. Люди с рацией просто сидят и смотрят свои телефоны. Потрескавшийся напольный кафель – разных мастей, наверное, что было на складе, то и наклеили вместо разбитого. Тактильная дорожка уже давно изношена, а кое-где стерлась полностью.
На данный момент подземный переход сильно осел, и пассажирам приходится переходить его, согнувшись. Он рушится на глазах. Взгляд притягивают разрисованные стены, но это, так сказать, отвлекающий от трещин маневр. В целом переход имеет жалкое зрелище.
Многих пугает состояние потолка первого этажа здания вокзала: полностью покрыт кривыми, погнутыми решетками, откуда виднеются кабели и вся система коммуникаций. Дальше состояние вокзала описывать, наверное, не стоит. Отметим лишь, что здесь есть несколько буфетов и кафе, совершенно непривлекательных на вид. Но пассажирам, особенно нездешним, транзитным, больше некуда пойти перекусить. Есть киоски, где продаются продукты, которые обычно люди берут в дорогу.
В окошках кассы видны унылые кассиры – сейчас многие покупают онлайн-билеты, и такой большой необходимости иметь сразу несколько касс, как это было раньше, уже нет.
Отдельно стоит отметить состояние, извините, туалета. Кажется, он повсюду, не только на первом этаже слева от входа – специфический запах распространяется по всему вокзалу. Рядом с санузлом, также практически забытым, стоит еще одно бездействующее устройство для досмотра ручной клади. Наверное, за пару таких единиц железнодорожники заплатили немалую сумму. Ручную кладь не проверяют ни до посадки, ни после. Возле этой техники и расположился туалет, вход в который долгое время был платным, и лишь недавно стал общедоступным, но находится в очень плохом состоянии.
На вокзале мы не смогли найти пандус, неизвестно, как инвалиды-колясочники, пассажиры с маленькими детьми поднимаются на второй этаж и выходят на перрон. Лифта здесь никогда не было. Именно отсутствие всякой возможности перебраться инвалиду-колясочнику на второй этаж, выйти на перрон и стало целью очередной проверки состояния здания.
Вопросов больше, чем ответов
В таком виде предстал перед участниками рейда железнодорожный вокзал, как принято говорить, лицо или ворота города. Подобного рода рейды и проверки случаются один раз в году, но проблемы не решаются, а становятся только острее. Причины были неоднократно озвучены, в том числе и на страницах нашей газеты – Атырауский железнодорожный вокзал или, как говорят специалисты, станция «Атырау-2» и часть территории вокруг, а именно перрон, примыкающие участки, принадлежат АО «КТЖ», а там нас уверяют, что скоро будет ремонт, надо немного подождать.
— Мы к вам уже приходили ранее, давали время устранить нарушения, но ничего не меняется, — отметила депутат городского маслихата Айжан Сарсембаева. – К нам в маслихат, а также во время приема по личным вопросам к депутатам неоднократно обращались жители, жаловались на то, что не могут подняться на второй этаж. Особенно тяжело инвалидам, пассажирам с маленькими детьми.
— К вокзалу много претензий, – отмечает председатель Атырауского городского общественного совета Ерлан Кумискалиев. – Сюда съезжаются многие жители нашей области, ожидают посадку и пересадку наши гости. Но условия никакие. Самое главное — инвалиды-колясочники здесь беспомощны.
Участников рейда сопровождал заместитель руководителя отделения «Атырауские магистральные сети» Айбек Куанышев. По его словам, ориентировочно в 2026-2028 гг. начнется реконструкция вокзала. Все зависит от того, как быстро акимат сможет подготовить проектно-сметную документацию.
— После ваших прежних проверок мы искали подрядчиков, обращались к трем предпринимателям, чтобы они установили пандусы – на сегодня именно эта проблема – вопрос номер один, — отмечает Куанышев. — Но никто из них не дает трехлетнюю гарантию, к тому же запрашивают завышенную цену.
Вокзал можно ругать и говорить про него долго, на каждом шагу. Вопросы о его плохом состоянии, самих железных дорог, нехватка поездов неоднократно поднимались и в прошлом. У самого вокзала также нет никаких дополнительных финансов, даже средства от аренды киосков, гостиниц внутри вокзала уходят в Астану.
Между тем, инвалид-колясочник Есболат Балабаев, который часто пользуется железнодорожным транспортом, признается, что приходится испытывать стыд и унижение, чтобы добраться до перрона.
— Мы уже восемь лет просим дирекцию вокзала, железнодорожников решить наш вопрос. Но пока идет только переписка. Ничего не решается, — признается Ерболат. – Пандус есть на улице, когда по лестнице поднимаемся на второй этаж. Но видели бы вы, в каком состоянии он находится. Даже здоровый человек может легко получить травму.
Мы решили поинтересоваться у депутата городского маслихата Каршыги Джаумбаева, не может ли акимат помочь вокзалу, раз самим железнодорожникам на протяжении уже многих лет не удается что-либо изменить? Ведь рейды и проверки ничего не меняют, хоть каждый месяц их проводи — все остается по-прежнему. В конечном счете, на кону репутация города, стыдно ведь перед гостями…
— Согласен, что надо не только проверять, но и помогать, тем более это ворота нашего города. Я предложу акимату Атырау, вместе мы рассмотрим разные варианты, но вокзал и прилегающая территория принадлежат АО «КТЖ», и деньги мы не вправе выделять, — говорит Джаумбаев.
— Но можно помочь найти спонсоров?
— Да, можно. Но сами железнодорожники тоже не должны сидеть и ждать ремонта, который неизвестно, когда начнется, а ехать пассажирам надо, как говорится, здесь и сейчас, — подчеркивает депутат.
А ведь под Новый год привокзальная площадь существенно обновилась: расширили парковочные места, территорию облагородили елями. На фасадной части вокзала установили LED-экран, была создана хорошая новогодняя атмосфера. То есть при желании акимат самостоятельно может сделать многое. Так чего же ждут депутаты и общественники, переливая из пустого в порожнее, если могут сами решить проблему на месте? Тем более в Правительстве неоднократно отмечалось, что стратегические объекты республиканского значения должны поддерживаться местными исполнительными органами?
…Прошлой осенью Атырау посетил министр транспорта Марат Карабаев, который курирует, в том числе, и железнодорожную отрасль. По его предложению, чтобы ускорить реконструкцию вокзалов, а по стране их 53, в ближайшие два-три года местные акиматы должны взяться за разработку проектно-сметной документации. Но, как отметил заместитель главы области Кайрат Нуртаев, средства для проекта из местного бюджета выделить не могут: вокзал находится в ведении АО «КТЖ». «Будем искать спонсоров», — сказал заместитель акима. Но это, наверное, долгая история, так как только на экспертизу такого документа уходит до одного года, а вокзал – не амбулатория.
И что же получается? Депутаты сами себе предъявляют претензии. Во всяком случае, к такому выводу можно прийти, если отследить всю цепочку — письма, жалобы, рейды и проверки. А вопрос не решается даже с пандусами. Какой-то вокзал для чужих…
Марина КУАНЫШЕВА