ГородОбщество

Транспортные артерии процветания

Проект по реконструкции трассы А-27 «Актобе – Атырау – граница РФ (астраханское направление)» на участке 621 — 893 км был задуман в целях развития и увеличения транзитного потенциала страны. На сегодня на участке «Атырау – граница РФ» общей протяженностью 277 км завершено строительство основной дороги длиной 272 км.

Транспортный поток вырос на 30 процентов

 В рамках этой реконструкции в 2020-м были выполнены дорожно-строительные работы на участке протяженностью 20 км, в 2023 году – 40 км и в 2024-м – 80 км, которые были введены в эксплуатацию. На оставшихся же 132 км были выполнены основные строительно-монтажные работы, что позволило обеспечить движение транспорта с асфальтовым покрытием. Полное завершение строительства ожидается в наступившем году по окончании работ по укреплению обочин, благоустройству, расширению тормозных полос. Проведенная подрядными компаниями из Казахстана, Италии, Турции и Азербайджана реконструкция соответствует всем международным стандартам. В строительстве было задействовано порядка 650 специалистов и 450 единиц техники. Завершение проекта и ввод в эксплуатацию трассы «Атырау — Астрахань», безусловно, будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры, усилению взаимосвязей Казахстана и России, международному торгово-экономическому сотрудничеству. Так, с момента завершения основных работ по проекту движение транспорта на этой трассе увеличилось на 30 процентов. Жители области задаются вопросом: «Когда же сделают оставшиеся пять километров дороги на въезде?» Этот отрезок дорог разбит и вряд ли производит хорошее впечатление для людей, заезжающих в Атырау со стороны астраханской трассы. Этот участок (616-621 км астраханской дороги) от моста Сарыозек на выезде из города был принят решением облакимата в коммунальную собственность региона. Проектно-сметная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, уже готова, все бумаги переданы в министерство транспорта и НК «КазАвтоЖол». Начало и завершение строительных работ планируется в нынешнем году.

transportnye arterii proczvetaniya 3
transportnye arterii proczvetaniya 1

«Атырау – Доссор» станет автобаном

Следующий крупный транспортный проект, планируемый к реализации в регионе — строительство трассы «Атырау – Доссор». Этот участок республиканской автотрассы «Актобе — Атырау — граница РФ (астраханское направление)» находится на отрезке 512-598 км. Дорога сейчас отнесена к III категории. Поскольку на этой трассе расположены объекты таких крупных производственных компаний, как НКОК, ЭМГ, KPI, газоперерабатывающий завод и ТШО, и других подрядных организаций, то она интенсивно используется для грузоперевозок в больших объемах и зачастую бывает перегружена. Кроме того, дорога является крупным транспортным коридором, соединяющим Росиию, Узбекистан, Туркменистан и другие прикаспийские государства, в том числе через морской порт «Актау» в Мангистауской области. В соответствии с планом мероприятий по реализации поручений Главы государства Касым-Жомарта Токаева, побывавшего с рабочим визитом в Атырауской области 8 ноября 2022 года, было принято решение о переводе автомобильной дороги «Атырау — Доссор» с третьей категории на первую. То есть рядом с существующей планируется строительство новой четырехполосной дороги. Разработано технико-экономическое обоснование данного проекта, получено положительное заключение государственной экспертизы. Теперь разработанная проектно-сметная документация по доссорской дороге находится на рассмотрении в органах госэкспертизы. А вопросом финансирования данного проекта озадачено Министерство транспорта. Предположительная стоимость проекта – 138,4 млрд тенге. Расширение этой дороги тоже поспособствует укреплению экономических и торговых связей между соседними государствами и внесет вклад в развитие международной торговли.

 Для повышения транзитного потенциала на территории Атырауской области ведется средний ремонт отдельных участков трассы республиканского значения А-33 «Доссор — Кульсары — Бейнеу — Сай-Утес — Шетпе — порт Актау» от поселка Доссор до границы с Мангистауской областью. Средним ремонтом охвачены участки (0-10 км и 35-45 км) автотрассы «Махамбет — Х. Ергалиев» и дороги «Мукур — Кульсары». Планируется завершить работы в этом году. В планах с наступлением тепла начать средний ремонт 100 км республиканской трассы «Атырау — Уральск».

О туалетах, мотелях и кемпингах

Немаловажное значение в развитии транзитного потенциала имеют и объекты придорожного сервиса. В настоящее время на территории области вдоль дорог республиканского значения расположен 41 объект, предоставляющий сервисные услуги, соответствующие требованиям национального стандарта. Областной филиал АО «НК «КазАвтоЖол» совместно с районными акиматами провел работу по инвентаризации сервисных объектов и выявлению свободных земельных участков. Разработаны меморандумы по их сохранению. Для развития этих объектов, в рамках реконструкции дороги «Атырау — граница РФ» на участках 692, 712 и 765 км были предусмотрены места для установки туалетов современного формата. Они будут предоставлены в доверительное управление через метод аукциона департаментом госимущества и приватизации Минфина РК. 10 процентов расходов предпринимателей для строительства сервисных объектов вдоль этой трассы (мотелей, гостиниц, кемпингов, СТО, заправочных станций, столовых, торговых точек, медпунктов) будут компенсироваться государством из бюджета.

transportnye arterii proczvetaniya 2

Прыгнуть выше 80

Протяженность автомобильных дорог общего пользования по Атырауской области составляет 6 466,4 км. В том числе: республиканского значения – 1125,6 км, областного – 838 км, городских дорог – 2 050,9 км (по Атырау – 1634,9 км, по г. Кульсары — 416 км), районного значения – 1088 км, внутрипоселковые – 1363,2 км. По итогам 2024 года в нашем регионе на развитие транспортной инфраструктуры было выделено 68,6 млрд тенге, из них 55,7 млрд тенге – из местного бюджета. В 42 населенных пунктах было отремонтировано 312,5 км автомобильных дорог. На сегодня доля трасс в хорошем и удовлетворительном состоянии по области доведена до 78%. В 2025-м этот показатель планируется довести до 82%. Кроме того, на 440,8 км автомобильных дорог в Атырауской области подготовлены ПСД, а на 210,7 км разработка только ведется.

Что с областными дорогами?

Что касается дорог областного значения, то начавшееся в 2019 году строительство 87 км автодороги «Индер — Карабау» (подрядчик – ТОО «Атырауинжстрой-АИС») полностью завершено. По объекту капитального ремонта автотрассы «Курмангазы – Приморье – Утеры — Котяевка» (подрядчик — ТОО «БекетСатЖол» ) по участку 0-29 км внесены поправки в ПСД для строительства подъездных путей и пешеходных дорожек к селам Кумаргали, Даулет и Шестой аул. В настоящее время работы продолжаются: полностью уложено нижнее асфальтовое покрытие и 9 км верхнего слоя. Завершение проекта ожидается в этом году. Внесены поправки в техническую документацию по объекту среднего ремонта автомобильной дороги областного значения «7 разъезд – Асан – Азгир – Балкудук — Суюндук» (подрядчик — ТОО «Атырау Жолдары») на участке 0-36 км. В этом году средний ремонт этого участка трассы будет полностью завершен и сдан в эксплуатацию. Кроме того, планируется начать строительно-монтажные работы по среднему ремонту другого участка (36 – 180 км) этой же самой дороги. В ходе капитального ремонта подъездной дороги к селу Тайсойган Кызылкогинского района общей протяженностью 45,8 км на 39 км уложено нижнее асфальтовое покрытие, во втором квартале 2025 года ожидается сдача этого участка. В ходе капитального ремонта автомобильной дороги «Миялы — Уил» протяженностью 18 км сформировано 15 км дорожного основания и подготовлено к работам по укладке асфальта, окончание работ – также во втором квартале. Кроме того, до конца нынешнего года будет завершен средний ремонт 100 километров трассы областного значения «Атырау — Индер».

Тимур КАЗИЕВ

Тимур Казиев

Специальный корреспондент

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button