Минтранс заявил, что в Казахстане началась реализация проектов по строительству трех новых аэропортов – в Катон-Каргае, на Зайсане и в Киндерли. В 2025-м начнется реконструкция и нашего аэропорта. А что же представляет собой наш аэровокзал сегодня? Кто его собственник? Когда был построен? Немного фактов и информации.
Наша воздушная гавань носит официальное и гордое название АО «Международный аэропорт им. Хиуаз Доспановой». Уникальность аэровокзала заключалась в том, что его собственником являлись две компании-оператора. Первая – АО «Международный аэропорт им. Хиуаз Доспановой», осуществляющее эксплуатацию аэродрома, причем 100% акций – в собственности акимата Атырауской области. И второй оператор – компания «АТМА – Аэропорт Атырау и Перевозки», обслуживающая пассажиров, а также являющаяся собственником пассажирского терминала (аэровокзала). На сегодня 100-процентным акционером является компания «QazAir Investments LLC».
В небе тогдашней Гурьевской области гражданские самолеты впервые стали летать в 1931 году по маршруту Баку – Астрахань – Гурьев – Эмба. А в 1934-м открылись рейсы Актюбинск – Гурьев через Уил, Уральск – Гурьев. В этом же году постановлением правительства Казахстана в Гурьеве было намечено строительство аэродрома, бензохранилища и служебных помещений.Здание нынешего аэропортапоявилосьв 1978 году с пропускной способностью 300 чел./час. В следующем году был построен склад ГСМ и ряд других вспомогательных объектов.
Спустя восемь лет сдан в эксплуатацию комплекс авиационно-технической базы со всеми средствами диагностики, комплектом оборудования для ремонта и обслуживания самолетов и вертолетов. В 2006 году в аэропорту прошла реконструкция. Здесь принимают все типы самолетов.
В настоящее время в аэроузле работают несколько предприятий, к которым перешло имущество бывшего Гурьевского объединенного авиаотряда. К ним относятся АО «Международный аэропорт Атырау», ранее «Атырауаэропорты», АО «Атма – аэропорт Атырау и перевозки», АФ РГП «Казаэронавигация», АО «Авиакомпания «КазЭйрУэст».
А теперь немного цифр. На сегодня пропускная способность аэропорта – 450 пассажиров в час. Общая площадь пассажирского терминала – 4 500 кв. м. По итогам 2020 года было обслужено 647 тыс. чел., в 2021-м – 1,1 млн чел., в 2022-м – 1,3 млн чел., в 2023-м – 1,4 млн чел. и за январь-июль 2024 года – 796 тыс. чел. Обработано грузов: в 2020 г. – 3,2 тыс. тонн, в 2021 г. – 3,8 тыс. тонн, в 2022 г. – 5,6 тыс. тонн, в 2023 г. – 5.7 тыс. тонн и за январь-июль – 4,1 тыс. тонн.
Куда летим?
Количество внутренних регулярных рейсов (по республике) – 89 единиц в неделю по семи направлениям. Больше всего рейсов в Алматы – 29, далее в Астану – 21 рейс и в Актау – 19. В 2024-м был просубсидирован авиамаршрут Атырау – Тараз – Атырау с частотой два рейса в неделю (в течение 12 месяцев) при тарифе 25 тысяч тенге, выделенная сумма субсидий составила 282 млн тенге. Полеты в Тараз выполняются авиакомпанией SCAT на авиалайнере Boeing 737. Из атырауского аэропорта осуществлятся 21 международный авиарейс в неделю по шести маршрутам четырьмя авиакомпаниями. Самолеты летают в Кутаиси, Амстердам, Стамбул, Анталию, Шарм-эль-Шейх и Москву.
В прошлом году Правительство Казахстана выдало разрешение на куплю-продажу акций бывших хозяев аэропорта, и у комплекса появился другой хозяин. Новый инвестор в лице «QazAir Investments LLC»планирует провестимодернизацию и расширение инфраструктуры, включая строительство нового терминала и модернизацию нынешнего здания аэропорта, что приведет к улучшению условий и качества услуг для пассажиров. Согласно меморандуму, заключённому между областным акиматом и «QazAir Investments LLC», на сегодняшний день ведутся работы по передаче в доверительное управление предприятия.
Тимур КАЗИЕВ