Пепел. Прах. Память

7666520 Выбор редакции

«Я был бы не против, чтобы после смерти мое тело кремировали…» — эти слова в последнее время все чаще слышу от людей разного возраста и вероисповедания. Однако выполнить такую просьбу умирающего человека в нашей стране невозможно. Пока невозможно.

Готовясь к публикации этого материала, мы наткнулись на сообщение Министерства юстиции РК, которое подтвердило изданию «Sputnik Казахстана», что в Нур-Султане и Алматы планируют построить первые в стране крематории. И во время чрезвычайного положения данному ведомству было поручено проработать и внести бюджетную заявку на эти цели. Также известно, что в южном городе уже есть технико-экономическое обоснование строительства крематория. Корреспондент «ПК» выяснила, как к этому вопросу относятся сами казахстанцы, представители духовенства и сферы оказания ритуальных услуг.

 В огне общественного мнения

Согласимся, что тема ухода из жизни, проводов в последний путь человека сама по себе деликатная, связанная с национальными традициями, обычаями, религиозными верованиями. Тут, как правило, не рассуждают, а делают, как считают положенным, или выполняют волю усопшего. И строительство крематория, в какой-то степени, расширит возможности выбора для казахстанцев. Тем более, если посмотреть на эту проблему шире, то крематорий — это решение многих проблем: в первую очередь, высвобождение земель для нужд живых людей, да и с экологической точки зрения, данный способ более безопасен.

Общественный деятель Александр Думлер, бывший в свое время главным санврачом Атырауской области, в данный момент работающий за границей, отмечает, что кремация популярна в странах, где существует проблема нехватки земли.

— Урна с прахом занимает мало места, и для государств, где каждый клочок земли на вес золота, — это выход. Да и в санитарно-эпидемиологическом плане такой способ захоронения имеет немаловажное значение, особенно когда люди умирают от разных инфекций, например, от коронавирусной. После захоронения продукты биоразложения в почве сохраняются много лет. И на этом месте рискованно производить строительство жилых домов или культивировать землю под засевы урожая. Лично я в этом смысле не вижу никаких препятствий для строительства крематория в нашей стране, — прокомментировал ситуацию Александр Думлер, акцентируя, что мы ни в коем случае не должны забывать о религиозных и нравственных канонах и не имеем права переступать через них.

А что говорит религия по этому вопросу? В исламе, действительно, кремация тела умершего категорически запрещена.

— В книге Духовного управления мусульман Казахстана «Жаназа және жерлеу» (заупокойная молитва и погребение) четко сказано о том, что тело умершего необходимо предать земле, — говорит главный имам мечети «Имангали» Атырауской области Алтынбек Утысханулы. — И в Коране говорится, что самое главное — уважение к человеку, в том числе и к усопшему, а сожжение тела считается проявлением непочтения и пренебрежения к умершему. Поэтому по шариату тело умершего предают земле.

Православная церковь кремацию тела усопшего тоже не приветствует, хотя не так категорична.

— Церковь к такому способу захоронения относится со снисхождением, но это в виде исключения, — говорит священник Успенского собора города Атырау иерей Михаил Соколов. — Если нет необходимости, и обстоятельства не заставляют совершать кремацию, то каждый православный христианин должен быть предан земле. В православной традиции сложился многовековой опыт захоронения тел умерших в землю в деревянных или каменных гробах, и эта традиция идет еще с библейских времен. Поэтому православная Церковь считает нормой погребение в земле. Однако очень часто современные реалии диктуют свои правила, и зачастую это бывают вынужденные меры. И церковь не лишает возможности молитвы за человека, который был кремирован, так как Господь судит человека по поступкам, которые он совершал при жизни, а не по методу захоронения его тела. Но православие все же призывает не допускать кремации, если на то нет веских причин, — высказался служитель церкви.

 Руководитель одного из ритуальных агентств города Атырау Аскар Молдашев в данной сфере работает уже20 лет, и он уверен, что в Казахстане, и в частности в Атырау, такой вид погребения, как кремация, вряд ли станет когда-нибудь популярным.

— В Казахстане земли хватает, — говорит бизнесмен. — Но даже, если в нашей стране и построят крематорий, то точно не в Атырау. Возможно, в городах-миллионниках вопрос захоронения стоит более остро из-за нехватки территорий под кладбища, но лично я за свой бизнес не переживаю. Думаю, мои услуги будут нужны всегда: возить тело умершего человека в другой город — это не по-нашему. И потом строительство такого сооружения — дело дорогое, а большой прибыли оно не принесет.

Дело времени?

Между тем, как мы выяснили, несмотря на то что крематориев в Казахстане нет, ритуальное агентство, находящееся в городе Алматы, уже сегодня предоставляет услуги по кремации тела усопших. Как оказалось, сотрудники предприятия по просьбе родственников, выполняя волю покойного, «груз 200» доставляют в ближайший российский город Новосибирск, и в среднем такая процедура обходится в 500 тысяч тенге.

Алия Ильясова, жительница Алматы, очень удивилась, когда услышала, что в их городе нет крематория.

— Мне всегда казалось, что в нашем городе он есть, — говорит нам в телефонном разговоре алматинка. — Лично я отношусь к кремации положительно, и сама хотела бы уйти в мир иной таким способом. Например, я посещала крематорий в Париже, который находится на старинном кладбище. Там очень красивая архитектура, и для горожан, и гостей города это здание является достопримечательностью. Я к тому, что данное сооружение не является чем-то отталкивающим. Возможно, такого рода объект, продиктованный временем, должен быть в мегаполисах нашей страны, так как у нас проживают люди разных вероисповеданий, и человек волен сам выбирать, каким способом хотел бы быть похороненным. А как жительницу Алматы, меня волнует место выбора строительства столь специфичного объекта. Так как при строительстве должны быть соблюдены все нормы — как санитарные, так и социально-психологические.

Мать четверых детей по имени Оксана, живет в Нур-Султане, по профессии юрист.

— Я вообще не слышала о строительстве крематория в столице, и о том, что в нашей стране такая услуга уже есть. Лично я отношусь к этому отрицательно, мне бы не хотелось кремировать своего близкого человека. По-моему, это какое-то надругательство над умершим. Крематорий — это вообще не наша тема, — высказалась жительница столицы.

Озвучили свое мнение и жители нашего города.

Марина Хан, учитель

— Честно сказать, мне трудно ответить на этот вопрос. С одной стороны, я понимаю, что земля не бесконечная, и у кремации есть свои плюсы. Но как же тогда быть с национальными ритуалами? Ведь, соблюдая свои обычаи, мы выражаем дань уважения и памяти ушедшим. Я, например, хотела бы, чтобы после моей смерти дети приходили ко мне на могилку и не забывали свои национальные традиции.

Каршыга Кушеков, журналист

— Я не против кремации вообще, я категорически против кремации конкретно своего тела. Во-первых, это противоречит мусульманским канонам. И, если честно, кремация у меня ассоциируется со сокрытием каких-то следов преступления. Согласитесь, если этот способ войдет в норму, то при необходимости эксгумация тела станет невозможна. А ведь по скелету человека даже через несколько тысяч лет можно установить принадлежность к полу, чем он болел и тому подобное. И у нас таких примеров немало. Лично я не хотел бы, чтобы от меня остался только пепел.

 Добавим, что в разных странах и у разных народов есть свои обычаи по захоронению усопших родных и близких. На сегодняшний день кремация широко распространена в Северной Америке (более 1000 крематориев только в США) и в странах Юго-Восточной Азии. Лидером по кремации усопших, является Япония — 98% умерших, в этой стране, кремируют. Процедуру захоронения проводят и в Китае из-за огромного населения и сравнительно небольшой территории. А в Индии, Непале и Тибете эту процедуру совершают в силу религиозных верований и теологических традиций. Такие же страны, как Лаос, Вьетнам, Камбоджа сжигают трупы из-за крайне низкого уровня жизни. Правда, справедливости ради, скажем о том, что в некоторых вполне благополучных странах Европы, да и Восточной Азии людям приходится прибегать к помощи крематориев, потому что места на кладбищах стоят баснословных денег. По статистике, всего в мире около 14300 крематориев.

Казахстан не относится ни к одной категории из этих стран, поэтому приживется ли у нас такой способ похорон, покажет время.

Анжелика КИМ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна

Комментарии закрыты.

  1. Хабиров Габдибек

    Строить крематорий или нет — это вопрос наличия или отсутствия спроса на данный вид услуг. Понятно, что невыгодно сооружать такой объект из-за нескольких десятков желающих. Рынок, однако.
    Соображения же религиозного характера не должны приниматься в расчет, поскольку РК — светское государство, а выбор способа захоронения — исключительно личное дело каждого. Религиозные нормы никак не распространяются на тех, кто не считает себя последователем какой-либо религии.
    Для себя лично выбрал бы кремацию. Пусть ветер развеет пепел. Те, кому вы действительно дороги, будут хранить память и без всяких крестов и кулпытас.