НовостиВыбор редакции

«Не панацея для Казахстана, но важный этап в диверсификации энергопотребления»

В стране завершились слушания по АЭС. Было много споров, они и сейчас есть: строить в Казахстане АЭС или нет. Что дальше? Какие реальные перспективы имеются в развитии этой темы? «ПК» спросила об этом политолога, руководителя общественного фонда «Мир Евразии» Эдуарда ПОЛЕТАЕВА.

– Эдуард Эдуардович, недавно в своем телеграм-канале вы написали, что «зеленые» считают атомную энергию наиболее экологически чистой. Наше общество все-таки понимает реальную необходимость строительства АЭС или на эмоциях панически боится этого?

– Да, скоро ждем озвучивания даты референдума по строительству АЭС. Изменения, которые происходят в последнее время в экономиках – как в национальной, так и в мировых, в геополитике, заставляют всех нас, а не только власть по-другому взглянуть на перспективы развития электроэнергетики и внести коррективы в этот вопрос.

Не секрет, что с каждым годом потребность в электроэнергии возрастает, это является одним из вызовов современности. В целом, тенденции в энергетической сфере определяет не только геополитика, но и экономика, и экология в том числе. Рынки электроэнергии нынче диверсифицируются в сторону экологически чистых источников. Но это касается и атомной энергетики в том числе. Существует и вопрос обеспечения энергобезопасности. Для Казахстана это очень актуально. Поскольку видим, что у нас произошел, скажем так, износ станций, производящих электроэнергию. И с этим нужно что-то делать.

Сооружение АЭС требует соблюдения разных норм и правил в целях безопасности. В каждом государстве, где есть АЭС, существует своя собственная нормативно-правовая база, и надо признать: строительство атомной электростанции не всегда осуществляется силами одного государства. Часто генподрядчиками, заказчиками выступают представители разных стран. Как в случае строительства Бушерской АЭС в Иране, где «Росатом» был подрядчиком, а власти Ирана – заказчиком. Похожие явления есть и в Египте, Турции, Бангладеше и в ряде других стран. Скорее всего, поскольку у Казахстана нет своих возможностей строительства своими силами, будем вынуждены сотрудничать с каким-то из других государств. На днях в Астане пройдёт выставка «KazAtomExpo», где будут, вероятно, потенциальные подрядчики строительства, включая «Росатом», корейцев, китайцев и французские компании. Значит, Казахстан после референдума, если большая часть проголосует «за» строительство, станет отчетливее присматриваться к подрядчикам.

Существует же еще процесс лицензирования, потому что проблема регуляторов и вообще барьеров – она одна из острых в атомной энергетике. Ведь страны, особенно если подрядчики являются представителями других государств; страны, заказывающие АЭС, довольно много требований высказывают по форме, методам и условиям строительства. А в Казахстане пока еще таких важных правовых актов, регулирующих лицензирование в атомной энергетике, по сути дела нет. Есть закон «Об использовании атомной энергии» – согласно ему использование, хранение, распространение, испытание ядерного оружия запрещено. Но вопросы лицензирования пока не очень понятны. Наверное, потребуется внесение в законодательство определённых изменений после референдума.

В Казахстане долгое время считали, что наши энергоресурсы – уголь, нефть, газ – залог энергобезопасности. Особенно после трагедии  Семипалатинского полигона, потом реакции на Чернобыль, Фукусиму. Развитие ядерных программ, создание научно-технической базы – это же не считалось целесообразным. Более того, у нас реактор на быстрых нейтронах в Актау вывели из строя по сути дела. И сейчас опреснение за счет Мангистауского газа осуществляется, но времена несколько поменялись, и рост интереса к атомной энергии начинает все более осознаваться. Все-таки необходимо устойчивое экономическое развитие обеспечить в будущем. Заметьте, не только в Казахстане такое явление. Тот же Ближний Восток – регион, который в целом богат энергоресурсами. И, тем не менее, в Иране осуществляется поворот к атомной энергетике. Или в Эмиратах: там это считается вполне логичным решением в современных условиях. К тому же, ряд промышленных отраслей и даже бытовое энергопотребление (одни только кондиционеры на Ближнем Востоке!) сколько энергии съедают! Это все-таки большая энергоёмкость. И возрастающий спрос на электроэнергию необходимо решать как раз за счет возобновляемых источников, одним из которых является атомная энергетика.

Ориентир на национальные интересы

Что касается экологов, которые «продавливают» использование солнечной, ветроэнергетики, гидроэнергетики в качестве базовой генерации по ряду технических причин, это не представляется возможным. Эксплуатационные затраты высокие, многие возобновляемые источники энергии зависят и от времени года, и от погоды, и являются дотационными.

Если крупные западные страны могут свои проблемы решать за счёт зеленой энергетики, которая требует субсидирования, наша экономика сейчас не может себе этого позволить. Нужно следовать принципу эффективности экономики. А, учитывая, что у нас задача – почти в два раза поднять ВВП к 2029 году (то, что в Послании Глава государства определил) – это же требует развития промышленности, промышленного потенциала, который опять-таки нуждается в электроэнергетике. Чтобы поднять ВВП и вытащить нашу экономику вперед, нужна дешевая энергия. Иначе будет невыгодно производить что-то.

Зеленая энергия, в принципе, дорогая и может помешать развивающимся странам в их индустриализации, а значит это в итоге – утрата конкурентоспособности, в том числе и Казахстана. Крупные развивающиеся страны сейчас, тот же Китай, например, все-таки активно развивает и АЭС, и традиционно угольную энергетику эксплуатирует. Тем не менее, является вполне конкурентоспособным на мировом рынке.

То есть нам нужно ориентироваться в первую очередь на национальные интересы Казахстана, а не на тренды, тенденции. Еще нужно учесть: Европа весьма заселена, и даже в европейских государствах, я смотрел, крупные  АЭС находятся в 15-50 километрах от больших городов. А в Казахстане планируется достаточно далеко строить АЭС, и в целом это не особо будет угрожать крупным городам в случае возможной катастрофы или аварии. Нынешние технологии позволяют максимально избежать тех трагедий, что случились на Фукусиме или Чернобыле, где механизмы атомной генерации были устаревшие даже по тем временам, когда эти трагедии случились.

Посмотрим, какие потенциальные поставщики предложат варианты, насколько это будет выгодно. Строительство АЭС предполагает долгосрочную схему сотрудничества. От решения о возведении АЭС и до его реализации, как показывает практика, может пройти больше времени, чем было запланировано. Часто такое бывает в самых разных странах, даже если  там все благополучно, много может появляться препятствий, пересмотров, есть еще инфляционные процессы. Ведь на строительство и ремонт денег всегда больше уйдет, чем это было намечено – даже если вы квартиру  ремонтируете.

Нужна разумная комбинация

Мне кажется, жизнеспособный способ развития экономики страны – это разумная комбинация разных источников энергии. То есть АЭС – не панацея для Казахстана, во многих регионах будет сохраняться традиционная генерация с помощью ТЭЦ, ГЭС и так далее. Ведь на юге страны больше энергодефицит, а использовать энергию ГЭС уже не представляется возможным, так как рек не так уж и много. Возобновляемые источники энергии тоже имеют свои сложности. Надо еще учитывать, что будет рост тарифов на электро- и тепловую энергию. Уже в этом году многие казахстанцы почувствовали на своем кармане, а увеличение расходов бюджета не всегда приветствуется, и страна вынуждена повышать тарифы, чтобы обеспечить хотя бы текущий ремонт подуставших, которые выработали многие свои ресурсы, ТЭЦ и ГЭС.

Не хочется повторять, ветер, солнце, гидроресурсы – это не сильно надежные источники. Даже в той же Европе лет 10 назад, по-моему, в конце 2013 года осенью был ураган, «Святой Иуда» он назывался, который очень много в Европе ветряков разрушил и солнечных батарей, проблема была достаточно серьезная, а где гарантия, что у нас такого не может случиться?

Я видел опросы популярных блогеров в соцсетях, например, и в целом мнение экспертов, большинство из которых выступают за строительство, как бы больше половины все-таки казахстанцев понимают необходимость этого строительства и выступают «за». Это не подавляющее большинство. Есть жители районов, где традиционализм сильно сохраняется, и их недовольство возможного строительства АЭС может основываться на каких-то социальных противоречиях. Даже сейчас идет дискуссия, которая наблюдается в тех же соцсетях. Там – столкновение модернизма и традиционализма, и это очень четко отражается в позициях тех или иных лидеров мнений. В любом обществе всегда есть группы людей, которые к модернизации испытывают определенное недоверие и страх. К тому же, многие казахстанцы, к сожалению, еще полной информацией не владеют, чтобы сделать собственные выводы об опасности/ безопасности АЭС. Уверен, даже если на референдуме большинство проголосует «за» возведение станции, это не значит, что нужно прекратить информационное сопровождение. Весь  процесс – начиная от выбора подрядчика до завершения строительства – должен сопровождаться максимальной открытостью, на всевозможные вопросы должны быть свои аргументы и обстоятельные ответы.

При этом не забывайте, пока АЭС построится, а это порядка 10-15 лет, в стране дефицит электроэнергии с каждым годом будет возрастать. Частично сможем покрыть его за счет импорта со стороны России, частично, наверное, все-таки за счет модернизации действующих ТЭЦ, ГЭС.

Наверное, все же нужны экономические меры в плане обеспечения экономии электроэнергии, призывать население к определенной экономии, чтобы избежать нехватки и незапланированного отключения отопления или электроэнергии.

 – Кто придет в Казахстан строить АЭС – дело одно. Хотя, конечно, очень важное. А вот кто будет потом ее обслуживать?

–Да, у нас есть определенный скепсис: высококвалифицированных специалистов недостаточно, поскольку на ядерную энергетику большого внимания не обращали. Тем более перечень специалистов достаточно широкий – это и реакторная физика, и радиохимия, и теплофизика, и современная система контроля управления, и многое другое. Казахстану национальные кадры нужно готовить. Пока будет строиться АЭС, можно несколько потоков обеспечить, учитывая, что люди от 4 до 6 лет учатся по программам подготовки специалистов высшего образования. Может быть утверждена какая-то госпрограмма по подготовке кадров для ядерной энергетики в нашей стране. Где будут готовить – тоже непонятно. К примеру, если договор подпишут с «РосАтомом», то логично, что с университетами России будут сотрудничать. Знаю, что у нас есть уже национальный исследовательский ядерный университет – московский  «Инженерно-физический институт» представительство открыло на базе КазНу имени Аль Фараби. Наверное, еще профессорско-преподавательский состав нужно готовить.

И все же, я бы акцентировал внимание, как важно бороться с фобиями. Ведь та же Япония или Украина, где трагедии в свое время произошли, они же не отказались от ядерной энергетики и продолжают ее эксплуатировать. Уверен, следует продолжать обсуждения и выдвигать разные аргументы, о том, что ядерная энергетика – одно из условий будущего. Важный и серьезный этап в диверсификации нашего энергопотребления.

Подготовила Надежда ШИЛЬМАН

Статьи по теме

Back to top button