В мире спорта чемпион – это не просто обладатель наград. Это человек с характером, волей и умением преодолевать трудности. Настоящие победители начинают свой путь задолго до первых медалей, и рядом с ними всегда находятся наставники, которые вкладывают душу в своих воспитанников. Такие как Анатолий Лысяк и Евгений Ухов, для которых спорт – это не только результаты, но и способ формирования личности.
Анатолий Лысяк. Это имя давно стало синонимом успеха в атырауском баскетболе. В 1972 году по учёбе он на время приехал из Украины в Гурьев, чтобы получить опыт в местных учебных заведениях. Но судьба распорядилась иначе, и педагог остался здесь на десятилетия. За годы работы в школе-гимназии №19 имени К. Сатпаева ученики Лысяка более 15 раз становились чемпионами Казахстана по баскетболу среди детей разных возрастов. Многие из них вошли в молодежную сборную страны, а также представляли Казахстан на международных турнирах в Европе и Азии, включая чемпионат Евролиги. Молодёжная команда баскетбольного клуба «Барсы Атырау» под его руководством завоевала серебро EYBL (Европейской юношеской баскетбольной лиги), а позже добилась победы на Кубке РК, обыграв сильнейших соперников.
Сам Лысяк не раз был отмечен наградами за свой вклад в развитие спорта. Среди них звание тренера высшей категории и множество благодарственных писем от министерств и местных властей. Но для него всё это уходит на второй план. Ведь, по его словам, главное прививать детям любовь к физическому труду.
– Нужно учить ребят основам и создать условия, которые помогут раскрыть их потенциал. Физкультура – это не просто бег на поле или вокруг него, а настоящий инструмент воспитания дисциплины, ответственности и уважения. Часто приходится слышать: зачем детям этот школьный предмет, мячик брось, и пусть играют. Но такой подход не по мне. Молодёжь должна понимать, что физические занятия – это труд, – объясняет собеседник. Однако он отмечает, что прежде чем показывать свой тренерский характер и говорить, что и как делать, нужно начать с элементарных условий для тренировок. Ведь без этого заинтересовать детей будет сложнее.
– Нельзя закрывать глаза на то, что в учебных учреждениях часто не достает спортивного инвентаря. Маленькие раздевалки, нехватка оборудования – всё это отбивает у ребят желание заниматься физкультурой. Да, сталкивался с этим постоянно. Приходилось самому контролировать процесс обустройства спортзала, даже вешалки мастерил сам в раздевалках, используя подручные средства – доски и гвозди, – негодует учитель.
Особое место в его работе занимает баскетбол. Лысяк начал тренировать школьников с начальных классов, и уже через пару месяцев они показывали результаты. Важно было не только научить технике, но и привить им интерес, любовь к игре. Тренер всегда устанавливал строгие правила. Дисциплина на занятиях была неотъемлемой частью процесса. Каждое нарушение – будь то невнимательность или несерьёзное отношение – сразу же встречало его принципиальную реакцию.
– Упал мячик? Десять приседаний, нарушил правила – будет дополнительное задание. Только так можно добиться серьезного отношения от подопечных, – с твёрдостью говорит учитель. Со временем они сами начинали проявлять инициативу и приходили к нему с желанием заниматься.
– Важно оставаться объективным и честным по отношению к ученикам. Коллеги иногда хвастаются, что их воспитанник пробежал 60 метров за шесть-семь секунд. Я отвечаю: «Вы головой думаете? Это же мировой уровень! Ну-ка, сам посмотрю на него». Но стоило мне проверить, оказывалось, что показатели куда скромнее. Наставник обязан быть справедливым и не преувеличивать успехи своих подопечных. Бывали случаи, когда дети не появлялись на уроках или относились к ним без должного внимания. Я ставил двойки, не слушая классных руководителей, которые просили «закрыть глаза». Организованность важна не только в спорте, но и в жизни, – подчёркивает педагог. Однако тренер признается, что, несмотря на твердость характера, всегда старался делать всё, чтобы поддержать ребят. Если они приходили заниматься в полседьмого утра, он находил время потренироваться с ними или беседовал, поднимая их дух.
– Родители рассказывали, что их дети иногда вскакивали в три часа ночи и будили со словами: «Папа, пора на тренировку». Это лучший показатель – когда они сами рвутся заниматься. Ещё я никогда не выделяю любимчиков, потому что это может разрушить командный дух. Все должны быть на одном уровне, ведь только так коллектив становится настоящей силой. Хороший игрок понимает, что его успех – это заслуга всего состава, и не станет возвышаться над другими. Я всегда учу их, что любая игра – это борьба, и борьба честная. Играя с соперниками, тебе следует уважать их. Бывает, проигрываем из-за неправильной тактики или поздно взятого тайм-аута. Во время матчей эмоции разрывают – кричишь, ругаешься, злишься! А в раздевалке уже успокаиваешься: важно не винить друг друга, важно сделать выводы. После соревнований я всегда стараюсь всех успокоить, разобрать ошибки, чтобы в следующий раз такого не повторилось, – с улыбкой делится преподаватель.
«Любое поколение учится друг у друга»
У Лысяков своя спортивная династия. Сын Анатолия Максимовича, Александр, работает детским тренером в академии «Барсы Атырау». Его подход отличается большей мягкостью и лояльностью, что, возможно, связано с его молодостью и стремлением адаптировать занятия под современные реалии. Тем не менее, их сотрудничество строится на взаимном уважении и обмене опытом.
– Однажды сын попросил меня подменить его на тренировке, – вспоминает Лысяк-старший. – Я начал проводить занятие так, будто со мной более взрослые ученики – требовательно, строго. Но ребята, которым было всего шесть-семь лет, растерялись, не сразу понимали мои указания. Позже Саша подошел и сказал, что к такой возрастной группе нужно относиться мягче. А я отвык от малышни и не думал об этом. Вот так, любое поколение может учиться друг у друга, – поделился моментом из жизни физрук.
И, несмотря на всю строгость, его уважают и любят. В ноябре прошлого года педагог отметил 70-летие, и воспитанники организовали баскетбольный турнир в его честь. Шесть команд сразились на паркете, чтобы выразить благодарность наставнику, который стал для них примером дисциплины и трудолюбия.
– Анатолий Максимович – не только тренер, но и человек, который научил нас верить в себя. Благодаря ему мы стали сильнее и ответственнее. Он всегда показывал, что для успеха нужно трудиться, оставаясь порядочным и честным, – поделился один из организаторов турнира Канат Мусин.
Слушай своё тело
У Евгения Ухова, не менее известного в спортивных кругах Атырау человека, обладающего званиями и разрядами в пятнадцати видах спорта, включая лёгкую и тяжёлую атлетику, гимнастику, командные и боевые дисциплины, подход к воспитанию в спорте иной, по сравнению с первым героем. Его методика строится на глубоком понимании физических данных и возможностей юных атлетов.
– Бывают ребята, которые приходят на занятия с минимальным атлетическим развитием, – рассказывает Евгений Михайлович. – У кого-то проблемы с весом, у других – медицинские ограничения, из-за которых их не берут в спортивные школы. Но если есть желание, при правильной методике и поддержке можно добиться всего.
За годы своей деятельности Ухов воспитал не одного чемпиона. Его ученики не только побеждали на крупных соревнованиях, но и преодолевали личные ограничения, добиваясь впечатляющих достижений. Один из них, имея значительный избыточный вес, благодаря интенсивной практике стал чемпионом страны по гребле на каноэ. Другой, страдая плоскостопием, смог пробежать марафонскую дистанцию в 42 километра.
– В моё время было так: хочешь быть лучшим – тренируйся до упора. Ежедневные километры гребли, работа над техникой, упор на выносливость. Сейчас же у нас нередко тренеры сосредотачиваются на быстрых результатах, забывая, что путь к настоящему мастерству – это годы занятий, – объясняет он. Его система подготовки многоуровневая и направлена на развитие выносливости, правильного дыхания и уверенности в себе. Также на важности многокилометровых занятий для улучшения кровообращения, насыщения организма кислородом и повышения общей выносливости.
– Я всегда говорю своим воспитанникам: гребля – это не просто физическое усилие, это баланс между телом и разумом. Ты обязан уметь сохранять спокойствие даже тогда, когда мышцы горят от напряжения. Кто-то скажет, что это устаревший подход, но я уверен: без этого нельзя. Если ты не можешь пройти 15 километров без остановки, как ты собираешься выдержать финальный заезд? – отмечает он.
Перестань быть «наблюдателем»
Ухов не скрывает, что современные занятия имеют проблемы, акцентируя на важности взаимодействия между тренером и подопечным. По его мнению, наставник не должен быть «наблюдателем», он обязан активно участвовать в процессе, показывать пример, исправлять ошибки.
– Спортсмену необходимо чувствовать поддержку, знать, что мы рядом, даже если подготовка проходит в дождь или холод. Это касается всех дисциплин, – делится Евгений Михайлович. Он верит, что современное поколение способно достигать высоких результатов, если правильно его направить.
– Важно, чтобы молодёжь понимала: медали – это долгий и порой болезненный процесс, – говорит собеседник.
Может, у Анатолия Максимовича и Евгения Михайловича и различается видение тренировок, но они оба убеждены: спорт – это не только награды, рекорды и пьедесталы. Это школа жизни, где воспитываются характер, ответственность и умение преодолевать трудности. Ведь настоящая победа – это победа над собой. Что и стремятся донести наши герои своим ученикам.
Георгий ШАПОШНИКОВ