Общество

Судьба музыканта

В 2024 году областная общественность отметила 120-летие со дня рождения члена Союза композиторов СССР, поэта, педагога, кюйши-композитора Смагула Кошекбаева. Хотелось бы написать «широко отметила», но, к сожалению, это не совсем так. Дань уважения таланту столь неординарной личности отдали только на его малой родине – в селе Курмангазы.

Честно говоря, автор этих строк знал об этом человеке не очень много, вернее, только имя и род деятельности. Чтобы пополнить свои знания о нем, я обратился во Всемирную паутину: «Работал учителем в сельской школе. В 1932 году окончил учительские курсы в Кызылорде. В 1936 году призёр республиканского смотра художественной самодеятельности. Был приглашен на работу в Казахскую филармонию. В 1940 году окончил курсы композиторов при Московской консерватории. Организовал оркестры народных инструментов при Шымкентском (1939), Ащысайском (1941) свинцовом заводах. Кошекбаев — автор песен и романсов «Ботагоз», «Лето», «Майский цветок», «Летний вечер», «Песня о партии», «Мы вернемся» и др. Совместно с Е.Г. Брусиловским записал на ноты запись произведения Курмангазы «Завтра ухожу», «Лаупткен», «Повестка». Участник Великой Отечественной войны. Был награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и медалями».

Вот и всё – шесть строк в Википедии. Много это или мало? Много, если учесть, что об абсолютном большинстве человечества Википедия вообще не упоминает. Ничтожно мало, если взять во внимание то, что он сделал для развития казахской национальной музыки, в первую очередь, для домбровой.

Скудные сведения из интернета, тем не менее, разбудили во мне интерес к этой личности, захотелось узнать больше. И я обратился к автору единственной книги о Смагуле Кошекбаеве, местному краеведу, обычному учителю из обычной средней школы Асылбеку Ситалиеву. А побеседовав с ним, не смог подавить в себе желание поделиться с читателями нашей газеты. А дальше судить вам. Итак…

— Изучая биографию Смагула, я открыл для себя целый пласт истории не только о нем самом, но и о деятелях казахстанской музыки тридцатых годов прошлого века, — говорит А. Ситалиев. — Это человек, тесно общавшийся с Ахметом Жубановым, Евгением Брусиловским, Жамбылом Жабаевым, Сабитом Мукановым, Латифом Хамиди, Сергеем Шабельским, одним словом, со всеми, кто тогда составлял цвет казахской творческой интеллигенции того времени. Он был не только музыкантом и композитором, но писал стихи, занимался педагогической деятельностью. Он погиб 23 января 1945 года в боях в Наревском плацдарме. На его собственном творчестве я остановлюсь чуть позже, а сейчас хочу рассказать о его дружбе с Диной Нурпеисовой, потому что можно с уверенностью сказать, что именно Смагул Кошекбаев открыл талант Дины апай всему Казахстану и даже всему миру.

В 1937 году в ходе подготовки к празднованию XX годовщины Октябрьской революции было решено провести II Республиканский слет мастеров народного творчества. Целью данного мероприятия был поиск талантов в отдаленных уголках Казахской ССР. Один из видных деятелей национальной культуры А. Жубанов, услышав от Кали Жантлеуова и Смагула Кошекбаева о виртуозной домбристке Дине Нурпеисовой, твердо решил показать народу ученицу Курмангазы. Он поручает Смагулу найти её и попросить приехать в Алма-Ату, сказав ему, что если он привезет её, то найдет не только нового учителя для себя, но и для всех домбристов Казахстана. Приезд Д. Нурпеисовой из Денгизского района в Алма-Ату – факт малоизученный.

Но, надо сказать, не сразу Д. Нурпеисова решилась на переезд в столицу. За утренним чаем она молчала, раздумывая о чём-то. Далеко были её мысли. Она еще и сама не знала, поедет или нет. Восстанавливать в памяти эти долгие годы нелегко. Вся жизнь прошла в степи, со всеми она здесь сроднилась, и с ними связаны её воспоминания.

sudba muzykanta2

Здесь необходимо отметить, правильность выбора А. Жубанова в направлении в командировку именно Смагула. Если бы поехал в командировку другой сотрудник филармонии, возможно, Дина әже в свои 76 лет не решилась бы на переезд на дальнее расстояние. Она очень сомневалась и сказала С. Кошекбаеву: «Долог и труден был мой жизненный путь. Оглядываясь назад, я вспоминаю судьбу моих сестер-казашек, их тяжелую женскую долю. Их порой не считали за людей. Мужчина с оловянной головой – и тот был ценнее, чем женщина с умом. Сколько укоров и насмешек, порицаний я вынесла только за то, что участвовала наравне с мужчинами в состязаниях домбристов. Но я нашла свое счастье и нашла его здесь, в этом колхозе. Здесь вместе со мной живут мои дети. Меня уважают, приезжают люди разных национальностей, приглашают на свадьбы, шилдехана и бесик тои. Я еду к ним с большим удовольствием. И мне трудно покидать обжитое место в столь преклонном возрасте, ехать в Алма-Ату». Но Смагул Кошекбаев не отступал от своих намерений, сказав, что её ждут молодые домбристы, хотят учиться у неё национальному искусству. Здесь он по просьбе Д. Нурпеисовой показал свое искусство исполнения на домбре и сыграл кюй «1916 год».

Смагул нашел общие точки соприкосновения в их разговорах, среди которых были Курмангазы и Сейтек, а главное – затронул в душе почтенной домбристки чувство гордости за Родину в развитии и пропаганде национального кюя.

 Д. Нурпеисова только после долгих размышлений, понимая, что её уникальный талант нужен казахскому народу, принимает нелёгкое для себя и для всей семьи решение. Наконец она дала свое согласие, сказав при этом: «Если вы хотите передать наследие моего учителя, то я поеду с вами туда, куда вы скажете». Дина Кенжеевна поняла, что музыкальные произведения Курмангазы и её талант нужны домбровому искусству казахского народа, и приняла предложение на участие в конкурсе.

 Аналогичное предложение поступило домбристам Ганюшкинского колхозно-совхозного театра Конашу Айсину, Мендигали Сулейменову, Ишангали Жанханову и сыну Мендигали Хисмету. Домбрист К. Айсин из-за почтенного возраста от участия отказался. Д. Нурпеисова решила перед отъездом навестить родные места: «Я уже в пожилом возрасте и не молода, но я раньше участвовала в различных состязаниях, где мои золотые руки не раз одерживали победу. Теперь, возможно, моя звезда снова засияет. Но вдруг, если я проиграю, то хочу посмотреть, кто окажется впереди меня. Возможно, подобное предложение еще будет в моей жизни, возможно, нет, не знаю. Дело в том, что моя родина – Бекетай кум, где находятся могилы моих предков и родителей моего мужа. Поэтому позволь поклониться моим предкам, положить горсть земли и прочитать молитву, а также попрощаться со своими родственниками». Д. Нурпеисова попросила 10-15 дней у Смагула, чтобы попрощаться с родственниками.

 Перед отъездом она продала корову. На вырученные деньги пригласила на прощальный дастархан своих соседей. Однако её прощание продлилось больше месяца, она посетила Дынгызыл, Кошалакт, Айбас, Бекетай кум и т.д.

Так, осенью 1937 года Дина Нурпеисова и другие домбристы из Атырауской области прибыли в Алма-Ату. По приезде в столицу методист оркестра С. Кошекбаев привел гостей на квартиру Ахмета Жубанова. Здесь гости и хозяин квартиры вели задушевные и интересные беседы. Д. Нурпеисова в присутствии классиков казахской литературы С. Муканова, Г. Мусрепова и знаменитой казахской оперной певицы К. Байсеитовой покажет своё неподражаемое искусство. Гости были поражены манерой и техникой исполнения, оригинальными движениями пальцев кюйши. Дина вышла победительницей того конкурса, на небосклоне домбровой музыки ее звезда засияла по-новому. Ее имя стало известно не только в далеком уголке Западного Казахстана, но и всей республике, а затем пересекло все границы, ибо границ у музыки не бывает.

Асылбек, а почему вас так заинтересовала личность именно Смагула Кошекбаева? Ведь атырауская земля богата на талантливых музыкантов, ведь не зря говорят, что если приехал в Атырау, не говори, что ты играешь на домбре

— Что делает его музыку близкой и дорогой для читателей? Конечно же, любовь к человеку, Родине, природе, к родному краю. Его стихи и музыка напоминают народные песни. Музыка С. Кошекбаева – это отражение его души. В них он раскрывает свои чувства, мысли. Его музыка пробуждает в нас самые светлые чувства, и мы находим в ней что-то близкое нашей душе. Кюйши-композитор до боли любил все родное. Да разве не видно это по его музыкальным произведениям! Все начинается в семье. Давайте я немного расскажу о нем самом.

Жизнь героя моей книги кюйши-композитора Смагула Кошекбаева — целая история. Не каждому человеку дано ощутить радость труда. Некоторые люди просто родились созерцателями, а не деятелями, и труд для них обуза, отнимающая силы, время. В биографии С. Кошекбаева отразилась история Казахстана — трудовая и военная. Эта земля взрастила очень много ярких, самобытных людей, и один из них Курмангазы Сагырбайулы – выдающийся кюйши-композитор казахского народа. С именем Смагула тесно связано зарождение, развитие и расцвет казахской домбровой музыки, который был рядом с выдающимся музыкальным деятелем и композитором Казахстана Ахметом Жубановым.

Мать Смагула по имени Шугыла (1886 — 1953) имела красивый голос, и её песни он вспоминал не раз. Мать прекрасно пела старинные казахские народные песни и рассказывала разные истории о батырах. Мальчик проводил с ней очень много времени, именно она была воспитателем его души.

Она лично была знакома с виртуозной кюйши Диной Нурпеисовой. С ранних лет от матери он слышал народные сказания, поговорки, загадки. Мать любила поэзию Махамбета и эту любовь она привила и своему сыну. Его отец Кошекбай был человеком деятельным, но не творческим. Он учил сына другому – не менее важному: «Сын мой, твой предок Байболатэто вечная слава степей. Он был железным батыром Исатая Тайманова. Твой дед Сарбопе тоже был настоящим воином. Запомни, только идущий оставляет следы, только тот знает цену жизни, кто видел смерть», — так наставлял отец еще юного Смагула.

Увлекшись музыкой, молодой домбрист ищет себе учителя и находит его. Им становится знаменитый Сейтек Оразулы. Спустя годы С. Кошекбаев как научный сотрудник перенесёт его кюи на ноты, которые войдут в репертуар Государственного оркестра народных инструментов имени Курмангазы. Напишет в честь него различные творческие и исследовательские труды.

В дальнейшем Смагул все известные ему сведения о творчестве Сейтека и Курмангазы изложит академику А. Жубанову, которые вой­дут в труд Ахмета Куановича под названием «Струны столетий».

Да, забыл рассказать. Очень интересна история первого знакомства моего героя с Диной Нурпеисовой. На ярмарках Денгизского района, где неизменно собирались все казахские певцы и музыканты этого региона, Смагул побывал не раз. В центре внимания были народные домбристы Мамен и Дина Нурпеисова. В это время Д. Нурпеисова жила в с. Манаш Исатайского района и уже была известна в регионе своим искусным владением домбры и участием в различных конкурсах. Она наравне с мужчинами соревновалась в игре на домбре на местных ярмарках. Смагул мечтал познакомиться с ученицей Курмангазы. На одной из таких ярмарок в с. Котяевка (в настоящее время Бокей хан аулы), где проходили состязания домбристов, Смагул увидел пожилую женщину, которая искусно играла на домбре и, естественно, узнал Дину, ведь её домбра не играла, а говорила, рассказывала и пела. А зрители восхищались импровизациями искусной домбристки. Смагул решил познакомиться с местной знаменитостью, но это было непросто: её всегда окружали поклонники её мастерства. И все же удача улыбнулась ему, улучив момент, когда она осталась одна, он подошёл и высказал восхищение её талантом. Далее молодой домбрист попросил разрешения показать свою игру, а вслед получил мастер-класс виртуозного владения домброй. Смагул был очарован игрой Дины, смотря как порхали пальцы домбристки, она как кудесница извлекала из музыкального инструмента волшебные мелодии. Он спросил: «Эти кюи вы сами сочинили?». Пожилая домбристка ему ответила: «Я свой внутренний мир через кюи демонстрирую внешнему миру». Так состоялось знакомство прославленной домбристки и будущего профессионального музыканта.

Смагул Кошекбаев погиб на фронте. Можно несколько слов об этом?

— Прежде всего, надо сказать, что на войну он пошел добровольцем, на самом деле, как у многих деятелей искусства у него была бронь. Но ему казалось постыдным отсиживаться в тылу, когда на фронте погибали другие люди.

С. Кошекбаева как грамотного и эрудированного человека, к тому же члена Всесоюзной коммунистической партии большевиков направили на краткосрочные офицерские курсы. 4 января 1943 года С. Кошекбаев завершил курсы, и ему как способному курсанту и коммунисту было присвоено воинское звание не «младший лейтенант», как должно было быть, а сразу «лейтенант». Учитывая его прежнюю должность и большой опыт работы с общественностью, его назначили политработником по проведению с солдатами морально-политической работы. Долго останавливаться на этом моменте я не буду, гораздо понятнее будет вашим читателям, если приведу строки из наградного листа, подписанного его командиром:

«Кошекбаев очень много уделял внимание во время подготовки всего личного состава к боям. Много проведено работы по воспитанию партийно-комсомольских организаций. Кушекбаев всю свою работу строил в направлении выполнении приказа командования. Батальоном вступил в бой на Наревском плацдарме с 14 января 1945 года. Благодаря большой воспитательной работе, проведенной среди личного состава, батальон с честью выполнил боевую задачу, прорвал сильно укрепленную оборону противника шесть траншей, освободил несколько десятков деревень. Партийно-комсомольская организация была все время в авангарде и политически обеспечивала выполнение боевого приказа командования. Сам Кушекбаев свои личным примером воодушевлял всех воинов на бое­вые подвиги. В боях за деревню Гатки на Наревском плацдарме тов. Кушекбаев проявил мужество и отвагу своим личным примером, поднял бойцов в атаку в результате чего деревня была взята. В этом бою тов. Кушекбаев погиб смертью храбрых. Тов. Кушекбаев представляется к правительственному ордену «Отечественная война» I степени посмертно. 23 января 1945 года». Командир дивизии полковник Карпелюк» (в записке к наградному листу сохранены орфография и пунктуация автораПрим. ред.).

Кто из потомков продолжил дело своего знаменитого предка?

В роду Кошекбаевых были и есть те, кто посвятил себя творчеству. Одни из них правнучка Ниеткали – профессиональная балерина Айжан Жунусова (Кошекбаева), которая была солисткой в танцевальном ансамбле «Гүлдер» (2006-2011), и внучка старшего сына С. Кошекбаева – Хусайына, мой соавтор в написании книги Вероника Хусайнова.

И последнее. Как в наше время чтут имя нашего земляка?

— В населенных пунктах Курмангазинского района имеются сёла, улицы которых носят имя Смагула Кошекбаева – это Курмангазы, Нуржау, Макаш. Его творческое наследие хранится в районном краеведческом музее, а музыканты, выросшие на его творчестве, живут в разных городах Казахстана.

 Для увековечения памяти композитора в Атырауской области делается немало. В соответствии с решением акима Курмангазинского района Атырауской области №204 от 5 июля 2004 года районному Дому культуры в селе Курмангазы присвоено имя кюйши-композитора Смагула Кошекбаева. Тогда в торжественной церемонии открытия официальной доски приняли участие потомки С. Кошекбаева, общественные и культурные деятели страны. Его потомки в настоящее время живут в Алматы, они совсем недавно побывали в Курмангазы, когда общественность нашей области отметила 120-летие их предка. Там же состоялась презентация книги «Смагул Кошекбаев».

А напоследок хочу подчеркнуть. Смагул Кошекбаев кюйшимузыкант от народа и для народа. И вчера, и сегодня, и всегда Смагула играют и поют. Оннаше достояние, гордость и слава! Вместе с упомянутыми в книге выдающимися людьми казахского народа его имяв прошлом, настоящем и будущем казахской культуры!

Беседу вел Кайрат САТАЕВ

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button