Не ФОРМАльный подход
Сразу несколько писем получила редакция после выхода статьи «Неформальный подход к форме», опубликованной в газете от 13 апреля 2018 года.
Одно из них – от нашей читательницы Ханшайым Касымовой, бабушки шестерых внуков, трое из которых школьного возраста. У ее сына работа временная, сноха не работает, семья материально ограничена.
«Они еле-еле с моей помощью тянут на питание. Я категорически не согласна с решением управления образования сделать для всех единую форму. Придумывают формы под шотландцев, делают одежду из разных цветов. Это, во-первых, дорогой материал, а пошив еще дороже. А ведь есть совсем бедные семьи, у которых денег даже на хлеб не хватает. Почему бы не сделать форму как раньше – белый верх, черный низ и галстук цвета казахстанского флага?».
Примерно в таком ключе были отзывы и других родителей, для которых пошив формы стал головной болью.
Тема, которую мы поднимаем, очень актуальная, несмотря на завершение учебного года. Мы обратились за комментариями в областное управление образования. Оказалось, что заместитель руководителя управления Злиха Дюсекенова с этим вопросом уже сталкивалась, и неоднократно.
– С начала года мы провели общешкольные и классные собрания, встречи с родителями, предлагали несколько вариантов решения вопроса. Большинство родителей поддержало идею единой школьной формы для учащихся всей области. Это один из способов решения вопроса ношения платка или хиджаба учениками, родители которых являются приверженцами деструктивных религиозных течений. На нашу просьбу снять их неоднократно получали отказ. И введение единой школьной формы, как мы надеемся, решит эту проблему. Именно это стало главной причиной того, почему мы решили вернуться к единой школьной форме.
Как сообщила Злиха Дюсекенова, городской и районный отделы образования размещают у себя на сайте образцы одежды, где будут указаны качество материалов, состав ткани, которая должна соответствовать санитарным нормам и правилам с учетом детского организма. Будет определена цена заказа, который не может быть выше, гарантии, которые исполнители должны будут соблюсти. Из числа тех владельцев ателье, которые согласятся на эти условия, будет составлен список пошивочных ателье, которые мы намерены рекомендовать родителям или попечителям.
Касательно опасений, что стоимость пошива простой юбки вместе с материалом может оказаться дороже, чем покупка готовой вещи, Злиха Дюсекенова ответила, что для претендующих на спецзаказ ателье будут определены ценовые рамки.
– Для малоимущих средства на пошив из бюджета выделяться не будут, по крайней мере, в этом году, – говорит она. – Мы рекомендовали школам создать фонд, куда каждый может сдать форму, если она стала мала, и взять себе другую из этого же фонда, если из-за финансовых трудностей семья не может сшить новую. То есть, нет необходимости каждый год шить комплект. Для малоимущих помощь может оказать попечительский совет школы. В любом случае вопрос введения единой школьной формы решен, а детали будут обговариваться дополнительно.
Как считают сами педагоги, школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует. Форма нивелирует социальные различия между учениками и их родителями, по крайней мере, внешне. Благодаря единому стандарту школьная форма будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится плохо на их здоровье.
Мы решили узнать мнение родителей. Большинство из них не против единой школьной формы. Но просят ателье более добросовестно относиться к работе.
– Я шью сама и заметила, что пошив обходится намного дешевле, чем покупка новой вещи. Я сама смогу сшить их, купив ткань за три тысячи. И я всегда так делаю, чтобы не бросать деньги на ветер. При пошиве можно выбрать фасон одежды, – говорит Разия Кабиева. – Вещи можно шить с запасом ткани, чтобы в будущем можно их корректировать по росту детей. Новая юбка для моей дочери-пятиклассницы обойдется в 6-8 тысяч тенге.
– Мне не нравится, как шьют в ателье, – говорит Жания. – Приходится несколько раз его посещать, пока не выполнят заказ, иногда они не укладываются в сроки. А в магазине можно купить сразу готовую одежду для школы.
Тема ношения единой школьной формы – злободневная. И она волнует всех – и родителей, и управление образования, и швей. Поэтому важно находить точку соприкосновения в вопросах взаимодействия при определении единой формы, которая должна быть в первую очередь соответствующая сандартам качества, и по доступной цене.
Марина КУАНЫШЕВА