КАЗАХСКИЕ ИСЛАМСКИЕ ТРАДИЦИИ

«Сейчас Ислам, самая распространенная религия современного мира, проходит сложный процесс реформации при сохранении своих фундаментальных постулатов. Недооценивать колоссальной роли этого в процессе национального развития стран, где ислам имеет глубокие исторические корни, просто недопустимо».

Из книги Президента
Нурсултана Назарбаева «В потоке истории»

С приходом независимости в Казахстан к нам потянулись разного толка проповедники и миссионеры. В период формирования Казахстана как независимой страны подобные деятели воспользовались гостеприимством казахского народа, а также их уважением и почитанием религии ислам. Миссионеры, вместе с чуждой нам культурой и бытом других народов, внесли в наши края опасные и пагубные идеи. Подчас эти идеи идут вразрез с культурой и образом жизни казахского этноса и современным укладом государства Казахстан.
Подобная практика может стать причиной надлома одной из опор государственности, которая, как известно, держится на трех основных столпах: идеология, культура, история. Утрата одной из опор неизбежно приведет к неминуемому упадку. Основной толкающей силой экстремизма является несогласие сторонников крайних воззрений с недостаточной, по их мнению, религиозностью страны, а также их шариатская безграмотность и непросвещенность в вопросах исламского права.
Последние научные наблюдения и исследования различных форм экстремизма и терроризма показывают, что одним из наиболее эффективных методов противостоянию им является возрождение и популяризация традиционного ислама казахов путем исследования и оживления культуры, традиций, обрядов национального этноса.
Неудивительно, что они легко приняли эту религию, проповедующую именно эти высокие моральные качества. Все это казахи выражали в своих песнях, рассказах, пословицах, обрядах и обычаях.
Приветствие казахов друг друга словами «ассалям алейкум», «саламатсiз» соответствует словам пророка Мухаммеда: «Распространяйте между вами салям (приветствие)!» Когда кто-то чихал, то казахи говорят такому человеку «джаракмалла». Пророк сказал: «Когда чихнул некий мужчина, пророк сказал ему: «Ярхамукалла» (Пусть Аллах проявит тебе милость).
Когда в казахской семье рождается ребенок, близкие и родные поздравляют родителей словами «бауы берік болсын», что означает «пусть крепка будет его связь». Это связано с тем, что когда младенец появляется на свет, то ему перерезают пуповину, связывавшую ребенка с его матерью. Поэтому казахи желали маленькому человеку укрепления связи его с Господом. Это соответствует словам Корана: «Нет принуждения в вере. Уже явно отличился прямой путь от заблуждения. Тот, кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, ухватился за прочную вервь, которая не рвется. Аллах — слышащий и знающий». Если у казахов умирает кто-то из близких и родных, то все люди выражают им соболезнования словами «иманы саламат болсын», «арты қайырлы болсын», что соответствует словам пророка: «А кого Ты упокоишь – упокой в вере!» Саван покойного на казахском языке звучит как «ахырет», что в переводе означает «загробный мир» или «последний путь». Другими словами – одежда в последний путь в загробный мир. Коран гласит: «Они веруют в Аллаха и в Последний день (иум ахир) велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников».
Источником враждебности и одиозности экстремистских группировок в Казахстане является неграмотность и неосведомленность их членов относительно тонких и глубоких сходств казахских традиций с сунной пророка Мухаммада. Перед празднованием Курбан айта казахи резали барана, называя это «щек». На арабском языке слово «щак» означает «сомнение». Т.е. казахи, не имея часов и календарей, сомневались в точной дате появления месяца, символизирующего начало праздника, поэтому они, проявляя скрупулезность к этой дате, закланяли одно животное за день до настоящего заклания, то есть «щек». Хотя многими сторонниками нетрадиционных течений это считается «бидъа» (грех, ересь).
Издревле у казахов считается, что если теряешь что-либо безвозвратно или эту вещь украли, то это милостыня (садақа). Этому есть подтверждение в хадисе: «Если мусульманин посадит дерево, все, что будет съедено с него, обязательно зачтется ему как милостыня, и все, что будет украдено с него, обязательно зачтется ему как милостыня, и если кто-нибудь нанесет ему урон, это обязательно зачтется ему как милостыня».
Приверженцы же течений, не одобряющих религиозность казахов, безосновательно спешат приписать данную традиционную практику к ереси и заблуждению.
Также в примерах сподвижников пророка мы находим сходство и подтверждение казахских обрядов. Издревле казахи мазали на лоб младенцев сажу и одевали их в небогатую одежду, ушитую всевозможными пуговицами и монетами, чтобы уберечь от сглаза. Халиф Усман ибн Аффан как-то увидел красивого ребенка и сказал: «Поставьте ему черное пятно на ямочку подбородка, чтобы его не сглазили». Конечно же, казахи не могли не учитывать, что эти слова сподвижника Усмана были сказаны для того, чтобы тем самым отвлечь внимание тех, кто обладал сглазом. Но среди многих мусульман бытует ошибочное мнение, что это признак многобожия и ереси.
История свидетельствует о том, что в свое время в состав Казахского ханства вошли только мусульманские роды. Те же, кто не принял ислам и остался на своих верованиях, такие как алтайские кыпчаки и найманы, в Казахское ханство не вошли.
Знаменитый мавзолей Хаджи Ахмета Яссауи, который является символом ислама Казахстана, представлен как исторический показатель единого политического самосознания казахов, так как в нем захоронены ханы трех джузов (Абылай хан, Есим хан, Абулхаир хан), символизирующих нерушимость и неделимость казахского народа.
Мы, являясь потомками своих предков-мусульман, донесших до нас религию через тернии испытаний историей, обязаны перенять и передать ее следующим поколениям и обязаны защитить и оградить наш народ от посягательств на нашу независимость, нацию, религию.

Талгат СМАГУЛОВ,
теолог-консультант общественного фонда
«Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет»,
г. Астана