Политика

К РАССЛЕДОВАНИЮ ПРИСТУПИТЬ НЕМЕДЛЕННО, ИЛИ «ПОЙТИ НА СДЕЛКУ С ПРАВОСУДИЕМ»

Главой государства подписан Уголовный кодекс Республики Казахстан, направленный на модернизацию уголовного закона для усиления борьбы с преступностью в современных условиях, повышения уровня защищенности прав граждан, интересов государства. Кроме того, подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного законодательства», направленный на приведение законодательных актов в соответствие с новым Уголовным кодексом Республики Казахстан и принятие мер по противодействию преступности, обеспечению общественной безопасности. Об этом наша беседа с прокурором Атырауской области Галымжаном Тогизбаевым.

— Галымжан Исатаевич, как Вы можете охарактеризовать новые Кодексы, в особенности в уголовно-правовой сфере?
— За период независимости в Казахстане произошли масштабные изменения во всех сферах — социальной, экономической, политической жизни. Все эти преобразования нацелены на достижение международных стандартов, которые приняты мировым сообществом. Разумеется, если мы хотим действительно создать и укрепить правовое государство, то должны идти в ногу со временем и не можем обойти правовую систему.
Как отметил Глава государства в своем Послании «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», равенство перед законом должно стать реальной основой правопорядка. Судебная система должна стать на практике прозрачной и доступной, просто и быстро решать все споры.
Вновь принятые кодексы, с учетом передового опыта наиболее продвинутых стран, веками совершенствовавших свои правовые системы, нацелены именно на эти задачи. Прежде всего, мы обратились к опыту Германии, Франции, а также стран, недавно модернизировавших уголовное законодательство — Турции, Грузии, России, Украины и других. Справедливости ради необходимо отметить, что мы не просто переписали нормы и институты зарубежных правовых систем, а фактически переняли лучшие достижения, при этом адаптировав их к нашим реалиям и менталитету.

— Какие изменения в новом Уголовно-процессуальном кодексе?
— Он содержит ряд новшеств, в первую очередь направленных на упрощение досудебной стадии уголовного процесса. Если говорить предметно, то теперь процессуальный закон не предусматривает стадию доследственной проверки, как это предусмотрено в ныне действующем кодексе.
Уголовное дело будет считаться возбужденным по всем зарегистрированным заявлениям криминального характера, соответственно в рамках расследования может проводиться весь комплекс следственных действий. Несомненно, такой подход обеспечит полноту и всесторонность исследования доводов заявителя и проверку обстоятельств конкретного происшествия.

Раньше такой возможности органы следствия по зарегистрированным заявлениям не имели…
— Да, в рамках доследственной проверки закон оговаривал только определенный круг следственных действий.
Новеллой является право лиц, совершивших уголовное правонарушение, на любой стадии уголовного судопроизводства заключать соглашения с прокурором о сотрудничестве либо о признании вины, что, соответственно, смягчает их положение.
Этот институт, как его еще называют «сделка с правосудием», новый для нас, но успешно и широко применяется в различных правовых системах, дает возможность государству в лице правоохранительного органа ускорить процесс, выявить соучастников преступления, часто представляющих большую общественную опасность и сэкономить средства, затрачиваемые на судопроизводство.
В свою очередь, подозреваемый (обвиняемый, подсудимый, осужденный) помимо этической стороны вопроса, т.е. раскаяния в содеянном, имеет возможность облегчить свою участь.
Введено такое понятие, как депонирование показаний, другими словами, судья при определенных обстоятельствах фиксирует показания свидетеля, и в дальнейшем его участие в суде необязательно.
С введением фигуры следственного судьи расширены полномочия суда. Санкционирование следственных действий, которые ограничивают права граждан, практически во всех современных правовых системах переданы судебным органам.
— А ведь еще в 2008 году прокуратура передала суду полномочия по санкционированию меры пресечения в виде ареста и домашнего ареста…
— А в новом процессе сделан еще один шаг.
С 2015 года санкционирование временного отстранения от должности, запрета на приближение, применения залога, наложения ареста на имущество, эксгумации трупа, объявления международного розыска подозреваемого, обвиняемого.
Думаю, это совершенно справедливо, поскольку, как известно, прокуратура с января 2011 года отнесена к категории правоохранительных органов.
Конечно, я не хочу сказать, что мы больше учитываем интересы органов уголовного преследования, напротив, нами прилагался максимум усилий к защите прав граждан, но сам факт принадлежности прокуратуры к правоохранительному блоку уже обязывает передать такие функции.
В целом уголовный процесс претерпел существенные изменения.

— Галымжан Исатаевич, на Ваш взгляд, изменится ли криминогенная обстановка в республике?
— Прогнозировать изменение криминогенной ситуации нет никаких оснований, тем более с введением новых кодексов, но порядок ее оценки изменится.

— Поясните, в чем дело…
— Ныне действующий кодекс предусматривает, как я уже говорил, проведение доследственной проверки, задачей которой является установление наличия либо отсутствие признаков преступления, а также обстоятельств, исключающих уголовное преследование. В последующем возбуждается уголовное дело, и органы следствия приступают к расследованию.
В новых условиях после регистрации заявлений и сообщений о совершенных, готовящихся либо совершаемых уголовных правонарушениях в Едином журнале досудебных расследований орган уголовного преследования сразу же приступает к расследованию.
Что мы получаем в результате? Ранее состояние криминогенной обстановки оценивалось по уровню преступности, т.е. по преступлениям, по которым возбуждены уголовные дела, между тем никто не обращал внимания на количество не подтвердившихся заявлений и сообщений. Теперь же количество уголовных дел увеличится, как я уже говорил, нет стадии доследственной проверки, и если подходить по старому методу оценки, то покажется, что преступность возросла в разы. На самом деле это будет не так. Это можно проследить на простом примере.
В 2013 году по нашей области было зарегистрировано более 30 тыс. заявлений и сообщений о преступлениях, по ним были возбуждены чуть более 8 тыс. уголовных дел, т.е. фактически подтвердившееся количество преступлений.
В новых условиях все зарегистрированные сообщения будут считаться уголовными делами, т.е. указанные 30 тыс. зарегистрированных фактов, и уже в процессе расследования уголовные дела по неподтвердившимся преступлениям будут прекращаться.
Естественно, для несведущего наблюдателя может показаться, что в стране разгул преступности.

— Что изменится с введением изменений в кодекс об административных правонарушениях?
— Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения» внесены значительные поправки в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях. Об этих поправках можно говорить очень долго, я лишь хотел заострить внимание на наиболее актуальной теме на сегодня — это ответственность за нарушение Правил дорожного движения и установленных норм в области обеспечения требований к безопасности транспортных средств.
Здесь нашли отражение поручения Главы государства о принятии мер, направленных на усиление ответственности за вождение автотранспорта в состоянии опьянения. Штрафные санкции за такие нарушения ужесточены, в особенности увеличены сроки лишения права управления транспортом в первый раз — на 3 года, во второй раз — на 6 лет и административный арест на 15 суток, в третий раз — на 10 лет и административный арест на 30 суток.

Светлана НОВАК,
фото их архива «ПК»

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button