ПРИОРИТЕТЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
20 ноября 2014 года Советом директоров ЕНПФ была утверждена Корпоративная стратегия развития ЕНПФ на 2015-2019 годы. В рамках утвержденной стратегии определены основные цели и задачи Фонда на ближайшие пять лет.
В приоритете — повышение качества оказываемых услуг до уровня международных стандартов за счет развития персональной системы обслуживания вкладчиков (получателей) и дальнейшего расширения линейки электронных услуг фонда, а также повышение финансовой грамотности населения.
По состоянию на 1 января текущего года количество индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) вкладчиков (получателей) ЕНПФ по всем видам договоров составило 9 959 267 единиц. Общая сумма пенсионных накоплений превысила 4,5 трлн. тенге. Инвестиционный доход, полученный ЕНПФ в 2014 году и распределенный на индивидуальные пенсионные счета вкладчиков (получателей), составил 183,96 млрд. тенге.
Всего за 2014 год пенсионные накопления казахстанцев приросли на 784,4 млрд. тенге, в том числе общая сумма инвестиционного дохода по накопительной пенсионной системе (НПС), распределенного на ИПС вкладчиков (получателей), составила 234,4 млрд. тенге.
За 2014 год доходность пенсионных активов ЕНПФ составила 6,31% в годовом выражении, что значительно превышает доходность по НПС в 2013 году, которая составляла в годовом выражении 2,2%.
За 12 месяцев 2014 года сумма пенсионных выплат из ЕНПФ составила 93,04 млрд. тенге, в том числе сумма переводов в страховые организации — 13,6 млрд. тенге.
Продолжается работа по заключению договоров по обязательным профессиональным пенсионным взносам (ОППВ). За год для этой категории получателей открыто 348 889 ИПС. Общая сумма пенсионных накоплений, по данным ИПС, составила 26,3 млрд. тенге.
Региональная сеть
На сегодняшний день наиболее распространенным способом получения услуг остается непосредственное обращение вкладчиков (получателей) в региональные подразделения накопительного пенсионного фонда. Экономическая плотность регионов Республики Казахстан отличается высокой степенью дифференциации, что отражается на размещении офисов обслуживания в территориальном разрезе. ЕНПФ постоянно проводит анализ работы действующих офисов обслуживания, а также составляет прогнозы по нагрузке на офисы, постоянно работая над тем, чтобы количество точек обслуживания ЕНПФ было оптимальным и способным обеспечить надлежащий сервис.
На 1 января 2015 года региональная сеть ЕНПФ представлена 240 офисами обслуживания. В региональную структуру Фонда входят 18 филиалов. При филиалах открыто 23 отделения и 199 центров персонального обслуживания.
В 2014 году в офисы ЕНПФ за получением информации по вопросам пенсионного обеспечения обратились более 3 миллионов человек.
В 2015 году планируется открытие еще 6 офисов обслуживания в городах Алматы, Астана, Караганда и Павлодар.
Информирование вкладчиков
В рамках исполнения Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в РК» в начале текущего года ЕНПФ приступил к проведению кампании по обязательному ежегодному информированию вкладчиков (получателей) о состоянии пенсионных накоплений по итогам 2014 года. Информация о состоянии ИПС будет предоставлена тем способом, который вкладчик (получатель) определил самостоятельно при заключении договора о пенсионном обеспечении, подписании заявления об открытии индивидуального пенсионного счета или соглашения об изменении/определении способа информирования.
По состоянию на 1 января 2015 года информированию о состоянии пенсионных накоплений подлежат:
при личном обращении — порядка 3 миллионов человек;
по электронной почте — порядка 300 тысяч человек;
посредством интернет-связи — порядка 400 тысяч человек;
по почте — более 3 миллионов человек;
при личном обращении в ЦОН — порядка 150 тысяч человек.
ЕНПФ онлайн
Благодаря доступности и экономичности наиболее перспективным направлением для реализации услуг является Интернет. Для вкладчиков это наиболее удобный способ взаимодействия с фондом. Он позволяет существенно экономить время и получать информацию о работе ЕНПФ и состоянии своего пенсионного счета 24 часа в сутки семь дней в неделю через сайт фонда www.enpf.kz или мобильный телефон. Мобильные приложения ENPF для смартфонов и планшетов, функционирующие на операционных системах Android и iOS (iPhone, iPad) и Windows Phone, разработаны собственными силами специалистов ЕНПФ и пользуются большой популярностью. С момента запуска мобильного приложения до 1 января 2015 года было произведено свыше 27 000 скачиваний.
Воспользоваться данным приложением могут вкладчики (получатели), выбравшие способ получения информации о состоянии своего ИПС через Интернет. Для авторизации используются те же логины и пароли, с помощью которых вкладчик входит на сайт АО «ЕНПФ». Для выбора способа информирования через Интернет надо один раз посетить любое отделение фонда и заключить соглашение об изменении/определении способа информирования. Сделать это нужно лично, поскольку должна быть сохранена конфиденциальность информации о пенсионных накоплениях.
О новых услугах ЕНПФ
В 2014 году в целях обеспечения доступности услуг ЕНПФ через портал электронного правительства e-Gov и ЦОН Фондом был согласован в государственных органах и вынесен на утверждение в Правительство Республики Казахстан вопрос включения услуги по информированию о состоянии пенсионных накоплений (с учетом инвестиционного дохода) вкладчика/получателя АО «ЕНПФ» в Реестр государственных услуг. Услуга ЕНПФ по информированию будет доступна на портале e-Gov и в ЦОН. В мае2014 г. был подготовлен пакет документов для начала процесса аттестации информационных систем ЕНПФ уполномоченной организацией на соответствие требованиям информационной безопасности и принятым на территории Республики Казахстан стандартам ИСО/МЭК 27001:2005 (СТ РК ИСО/МЭК 27001:2008), дающим право на подключение информационной системы фонда к порталу электронного правительства Республики Казахстан (e-Gov). По результатам проверки Агентством Республики Казахстан по связи и информатизации Фонду был выдан Аттестат №105.2014.066 о соответствии информационных систем АО «ЕНПФ» требованиям информационной безопасности и принятым на территории Республики Казахстан стандартам. Это подтвердило, что информационная система фонда соответствует международным требованиям, предъявляемым к информационным системам в области информационной безопасности. В настоящее время работы по включению данной услуги в Реестр государственных услуг находятся на завершающей стадии.
Социальные сети
Открыты официальные страницы АО «ЕНПФ» в крупных социальных сетях, таких как Facebook, Twitter, «Вконтакте» и «Мой Мир». Суммарное количество подписчиков фонда в соцсетях — более 4 тысяч пользователей. Ежедневно страницы ЕНПФ в среднем просматривают до 1500 человек.
В соответствии с пенсионным законодательством, АО «ЕНПФ» привлекает обязательные, обязательные профессиональные и добровольные пенсионные взносы; осуществляет выплаты пенсионных накоплений и учет пенсионных активов и инвестиционного портфеля. ЕНПФ является правопреемником по всем существующим договорам о пенсионном обеспечении и аккумулирует все пенсионные активы, которые ранее были распределены между частными накопительными пенсионными фондами. Доверительное управление пенсионными активами, согласно закону Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», осуществляется Национальным Банком РК.
Вячеслав ДЖУМУРОВ,
директор Атырауского областного филиала АО «ЕНПФ»