ОфициальноНовости

Выборы сельских акимов: зачем, кто и когда

31 самовыдвиженец зарегистрировался на участие в выборах сельских акимов в Атырауской области, которые пройдут 25 июля. Среди них есть даже дирижер! Как попросил подчеркнуть в интервью «ПК» председатель Атырауской областной территориальной избирательной комиссии Азамат Айманакумов, цифра эта – по состоянию на 1 июля.

vybory selskih akimovzachem kto i kogda

Айманакумов проинформировал, что подготовка и проведение прямых выборов сельских акимов является исключительной компетенцией территориальных избирательных комиссий районов и городов.

– 25 мая Президент страны подписал Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» и другие законодательные акты по вопросам выборов, – сообщил А. Айманакумов. – Были внесены изменения в части установления порядка назначения выборов, выдвижения, сбора подписей в поддержку кандидатов, регистрации кандидатов, проведения выборов, подсчёта голосов и подведения итогов выборов.

По данным ЦИК, в Казахстане на сегодня насчитывается 2 346 акимов. После введения новых норм все они будут избраны прямым голосованием по истечении срока действующих полномочий. До конца года планируется избрание порядка 775 акимов указанной категории.

– Ожидается, что уже 25 июля единовременно состоятся выборы более 700 сельских акимов, – ввели в курс дела в ЦИКе. –Наибольшее количество глав сёл, посёлков, сельских округов, чьи полномочия истекают в 2021 году: в Карагандинской области (76), в Восточно-Казахстанской области (73), в Костанайской (69), в Акмолинской (67) и в Алматинской областях (66).

По словам Азамата Айманакумова, в соответствии с избирательным законодательством, выборы назначаются территориальными избирательными комиссиями не менее чем за 40 дней и проводятся не менее чем за 10 дней до истечения срока полномочий действующего акима. В случае досрочного прекращения полномочий акима выборы назначаются в течение месяца и проводятся в месячный срок со дня их назначения.

Председатель облизбиркома отметил, что в нашем регионе назначены выборы глав сёл города Атырау и 18 сельских округов в шести районах.

В городе Атырау пройдут выборы акима по Дамбинскому сельскому округу, Кайыршахтинскому с/о. По районам: в Жылыойском районе по Косшагылскому с/о, с/о Кара Арна. В Индерском районе – Жарсуатский с/о, Коктогайский с/о. В Исатайском районе – Аккистауский с/о. В Курмангазинском районе – Аккольский с/о, Асанский с/о, Кудряшовский с/о, Орлинский с/о, Сафоновский с/о, Тенгизский с/о. В Кызылкогинском районе – Кызылкогинский с/о. В Махамбетском районе – Акжаикский с/о, Есбольский с/о, Бейбарысский с/о и Сарайшыкский с/о, – сообщил Азамат Айманакумов.

Кто может выдвигать кандидатуры на должность акима?

– Выдвижение кандидатов началось в минувшую субботу и заканчивается 9 июля в 18 часов, – сказал собеседник, так что время еще есть, уважаемые читатели, кто решился стать акимом села. На данный момент (1 июля) зарегистрировался 31 самовыдвиженец, контингент разнообразный, есть даже дирижер из Курмангазинского района, – уточнили интересную деталь в облизбиркоме.

Кандидатов на пост акима могут выдвигать зарегистрированные политические партии. Правом выдвижения кандидатов наделен и аким района, но он может воспользоваться им только в том случае, если на день окончания срока выдвижения выдвинуто менее двух кандидатов.

Граждане сами могут выдвигать свою кандидатуру на пост акима, проинформировали в облизбиркоме, для этого им необходимо собрать подписи в свою поддержку от одного процента избирателей в округе.

Сельские жители могут воспользоваться правом на самовыдвижение. Так, претендующий на пост акима кандидат-самовыдвиженец непосредственно вовлекается в политический процесс с низового уровня. Важно и то, что избрание сельских глав путем прямого голосования является непосредственным выбором самих сельчан не просто своего акима, а его предвыборной программы, которая должна включать в себя пути решения актуальных проблем в этой местности.

Нельзя забывать и о том, что выдвижение кандидатов политическими партиями, что также предусматривается поправками, крайне важно для партийного строительства «снизу –вверх». Это позволит партиям на местах, в регионах наращивать свой электоральный потенциал. Сельские избиратели со своей стороны получают еще один канал участия в процессах, проходящих в парламентских партиях.

В облизбиркоме напомнили, что после проведения выборов в течение трех дней подводятся итоги. В течение семи дней после проведения выборов территориальная избирательная комиссия регистрирует избранного акима, после чего он вступает в свои полномочия.

– Акимом села может стать гражданин страны не моложе 25 лет, соответствующий требованиям закона о госслужбе. Одно и то же лицо не может быть избрано акимом одного и того же города районного значения, села, посёлка, сельского округа более двух раз подряд, – отметили в избиркоме.

О прямых выборах сельских акимов и бюджете местного самоуправления

25 мая Глава государства подписал Конституционный Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и сопутствующий Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам выборов». Таким образом, с принятием данных законов реализованы ключевые инициативы Президентского пакета политических реформ.

Подписанными законами закреплены нормы по снижению порогового уровня для прохождения политических партий в Мажилис с 7 до 5%, введению графы «против всех» в бюллетенях на выборах всех уровней и проведению прямых выборов сельских акимов, которые намечены уже на этот год. Законы прошли тщательное и всестороннее обсуждение на различных общественных площадках, в стенах Парламента с участием экспертов и гражданских активистов, представителей политических партий. Дискуссии по этим темам проходили и на площадке Национального совета общественного доверия. Поэтому принятие данных законов также свидетельствует об эффективности общественно-политического диалога в стране.

Согласно внесенным изменениям, кандидаты на должность акима могут быть самовыдвиженцами, а также быть выдвинутыми политическими партиями.

С 2013 года выборы сельских акимов проходили косвенным методом, т.е. аким района выдвигал кандидатов, а голосовали депутаты маслихата. После внедрения прямых выборов жители села смогут сами выдвигать свою кандидатуру. Это первый метод выдвижения.

Второй метод – это выдвижение кандидатов зарегистрированными политическими партиями из числа своих членов. Кроме того, предусмотрена дополнительная опция: в случае отсутствия кандидатов в сельские акимы либо выдвижения только одного кандидата на момент завершения срока выдвижения аким района (города областного значения) по согласованию с собранием местного сообщества имеет право выдвигать своего кандидата или кандидатов с обес­печением участия в выборах до двух кандидатов.

Что касается сроков полномочий сельских акимов, то он остается без изменений и составляет четыре года. В настоящее время в республике насчитывается 2 345 городов районного значения, сел и поселков. В т.г. подходят сроки полномочий у порядка 800 действующих акимов. Таким образом, во втором полугодии этого года будут проводиться первые такие выборы.

Основаниями для назначения и проведения прямых выборов сельских акимов будет окончание установленного законом срока полномочий сельского акима или его досрочное прекращение. Досрочное прекращение может быть по различным причинам – это может быть увольнение по собственному желанию, по решению суда, в случае смерти, выражение вотума недоверия депутатами маслихата, в том числе по инициативе собрания местного сообщества, лишение членства в политической партии для выдвиженцев от партии и т.д.

Регистрация кандидатов в сельские акимы будет осуществляться после предоставления всех необходимых документов, таких как заявление гражданина о согласии баллотироваться, биографичес­кие данные кандидата, документ, удостоверяющий внесение избирательного взноса, и т.д.

При этом районная (городская) избирательная комиссия имеет право отказать в регистрации или отменить решение о регистрации кандидата в случаях: непредставления кандидатом необходимых документов для регистрации; несоответствия кандидата требованиям, предъявляемым к нему Конституционным законом о выборах, законами о местном государственном управлении и самоуправлении и о государственной службе. То есть кандидат не должен иметь судимость, которая не погашена или не снята; быть признан судом виновным в совершении коррупционного преступления и коррупционного правонарушения; а также соответствовать квалификационным требованиям для данной категории административной государственной должности; использование кандидатом должностного или служебного положения в своей предвыборной кампании; проведение кандидатом, а также политической партией, выдвигающей кандидата, предвыборной агитации до окончания срока регистрации, в день выборов либо предшествующий ему день; установление судом фактов подкупа кандидатом и его доверенными лицами избирателей и т.д.

При этом отказ в регистрации кандидата или отмена решения о его регистрации может быть в трехдневный срок обжалована в соответствующей областной избирательной комиссии или суде. Справочно: регистрация кандидата начинается после получения всех необходимых документов и заканчивается в восемнадцать часов по местному времени – за десять дней до дня выборов.

Финансирование прямых выборов сельских акимов будет осуществляться через местный бюджет. В период действия трансфертов общего характера на 2021-2022 года финансирование выборов будет осуществляться через Центральную избирательную комиссию целевыми трансфертами из республиканского бюджета. В последующем, с 2023 года, эти расходы будут включены в базу расходов местных бюджетов и учтены при расчете трансфертов общего характера.

Избранным акимом сельского округа будет считаться кандидат, набравший наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании по сравнению с другими кандидатами. Отзыв избранного сельского акима законопроектом не предусмотрен. Однако стандартно прекращение полномочий осуществляется в следующих случаях: признания акима по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим; прекращения членства в политической партии либо прекращения деятельности политической партии, от которой он был выдвинут; по собственному желанию по согласованию с собранием местного сообщества; наличия гражданства иностранного государства; принятия маслихатом решения о выражении вотума недоверия и в иных случаях, предусмотренных законами Респуб­лики Казахстан. К слову, последнее является своего рода новеллой.

Основанием для прекращения полномочий избранного акима может являться выражение вотума недоверия акиму. То есть, если граждане видят, что аким не справляется со своими обязанностями, не исполняет данных им обещаний, то у них будет возможность выразить вотум недоверия. Инициировать вопрос прекращения полномочий акима можно будет через собрания местного сообщества и маслихаты районов (городов областного значения). Следовательно, аким сельского округа будет не только избранной, но и подконтрольной должностью перед избравшим его сообществом.

Выборы являются важным институтом современной демократии, выражением волеизъявления народа, одним из основных форм его участия в государственном управлении. Как показывает опыт многих зарубежных стран, при прямых выборах глава местного исполнительного органа (аким) чувствует большую ответственность перед своими избирателями, что положительным образом сказывается на результатах его работы. Поэтому в первую очередь внедрение прямых выборов позволит повысить активность граждан в полноценной реализации своих конституционных прав, усилить степень реагирования местных органов государственного управления на потребности и проблемы населения и в полной мере реализовать концепцию «Слышащего государства».

Во-вторых, Глава государства поручил с 2024 года внедрить прямые выборы акимов уже районного уровня. И накопленный новый практический опыт организации и проведения масштабных региональных электоральных кампаний станет важной основой дальнейшего развития избирательной системы Казахстана. Кроме того, как вы знаете, на районном уровне активность партий, кроме правящей, практически отсутствует.

С 2018 года в административно-территориальных единицах с численностью населения более 2 000 человек, а это порядка 1 052 городов районного значения, сел, поселков и сельских округов, а с 2020 года – повсеместно. В итоге самостоятельный бюджет получили 2 345 сельских округов. В целях дальнейшего расширения доходных источников бюджета МСУ нами разработаны поправки в бюджетное законодательство, предусматривающие передачу на уровень МСУ еще четырех видов платежей. На сегодня законопроект с данными поправками находится на рассмотрении Мажилиса Парламента. Кроме того, по поручению Главы государства нами разработан проект новой Концепции развития МСУ до 2030 года, в котором мы также предусматриваем меры по расширению налогооблагаемой базы бюджетов МСУ.

Статьи по теме

Back to top button