МИР ПРОТИВ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ
Резкое увеличение деструктивных культов на территории бывшего Советского Союза в начале 1990-х годов явилось своеобразным запоздалым эхом событий, разворачивавшихся в Европе и в США на рубеже 60-70 гг. ХХ века. Глубокий кризис традиционной религиозности в этот период создал условия для возникновения огромного количества деструктивных культов, предлагавших новую альтернативную духовность.
Широкое распространение таких культов в Западной Европе и США быстро вызвало достаточно активное противодействие. Антикультовое движение вскоре также стало весьма влиятельной силой. В середине 70-х годов появилось несколько крупных организаций, имевших в своем составе психологов, религиоведов и даже собственных агентов, внедрявшихся в деструктивные культы с целью разрушить их изнутри. Эти организации получили поддержку со стороны властей и христианских церквей, преимущественно протестантских.
Крупнейшими противокультными организациями США стала CAN — «Сеть осведомления о культах», а также AFF — «Американский семейный фонд», основанный в 1979 году. Подобные организации были созданы и в Европе. В частности, в 1976 г. в Великобритании был основан комитет, получивший название FAIR — «Семейные действия, информирование и спасение». В конечном итоге, в результате громких судебных дел и давления общественности проблема деструктивных культов привлекла к себе внимание властей самого высокого уровня. В ряде европейских стран были приняты законодательные меры, ограничивающие деятельность деструктивных культов. Так, 22 декабря 1995 года французским парламентом был опубликован обширный документ «Секты во Франции», в котором содержится озабоченность тем, что «все возрастающее количество адептов часто втягивается полностью вплоть до потери части своей идентичности (индивидуальности личности) в новые религиозные движения. Вмешательство государственной власти настоятельно необходимо, когда такая вовлеченность приводит к психологической зависимости, которую эксплуатируют руководители деструктивных культов в своих корыстных целях. Судебные решения, принятые за последние годы, ясно показывают, что множество из них признаны виновными в правонарушениях от обмана или мошенничества до притеснений, нанесения физического ущерба и насильственной изоляции».
В настоящее время во многих европейских странах взаимоотношения между государством и религиозными объединениями построены таким образом, что так называемые «нетрадиционные религии» фактически не имеют возможностей для осуществления широкомасштабной деятельности, хотя они могут официально существовать и заниматься привлечением новых последователей. Например, в Италии и Испании деструктивные культы (новые религиозные движения) не наделяются правовым статусом религиозного объединения (как традиционные конфессии), а действуют на общих основаниях в качестве ассоциаций. В Литве по закону «О религиозных общинах и сообществах» от 4 октября 1995 г. правами юридического лица наделяются только те организации, которые признаны «частью исторического, духовного и социального наследия Литвы». Разумеется, деструктивные культы в эту категорию не попадают.
В Германии юридический статус религиозных сообществ может быть двух видов: специальный и обычный. Специальный статус дает религиозным объединениям право претендовать на государственную поддержку и возможность заключать соглашения с государством с целью получения доступа в такие учреждения, как больницы, школы, вооруженные силы и т. п. Однако чтобы получить этот статус религиозное объединение должно объединять в своих рядах не менее 1 % населения соответствующей германской территории.
Таким образом, на пути распространения деструктивных культов в европейских странах поставлен серьезный заслон на государственном уровне. Кроме того, любая религиозная организация, деятельность которой будет признана противозаконной, может быть запрещена в судебном порядке.
Помимо законодательных ограничений, накладываемых на деятельность деструктивных культов правительствами зарубежных государств, практически в каждой стране Европы, а также в США и Канаде действуют государственные и частные центры, распространяющие объективную информацию о деструктивных культах, а также оказывающие психологическую помощь лицам, пострадавшим от их влияния.
Европейский Парламент, основываясь на Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, договоре о создании Европейского Союза, в особенности на статье F абзац 2, статье K, абзацы 2, 5, 6, 7 и 9, а также статье К.3, на собственном решении от 8 июля 1992 года о Европейской Хартии о правах ребенка (примечание: ABI.C 241 от 21.09.1992, стр.67) и рекомендации 1178 (1992) Совета Европы о культах и новых религиозных движениях, на заседании 12 февраля 1996 года постановил: «1. подтверждает право на свободу мнений, совести и религии, а также на свободу союзов в границах, которые определяются необходимостью принимать во внимание свободу и частную жизнь личности, а так же необходимостью защиты от таких деяний, как истязания, бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение, обращение в рабство и т. п. 2. призывает государства-члены позаботиться о том, чтобы суды и полицейские власти действенно использовали существующие на национальном уровне правовые акты и инструменты, а также активно и более тесно сотрудничали между собой, особенно в рамках Европола, для того, чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут культы, 3. призывает государства-члены проверить являются ли действующие у них налоговые, уголовные и судебно-процессуальные законы достаточными, чтобы предотвратить возможность совершения такими группами противоправных действий, 4. призывает правительства стран-членов не предоставлять статус религиозной организации автоматически, а в случаях, когда речь идет о культах, которые замешаны в незаконных или преступных деяниях, обдумать возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определенную правовую защиту, 5. призывает в этой связи государства-члены усилить взаимный обмен информацией, для того, чтобы объединить сведения о феномене культов, 6. предлагает Совету разработать, предложить и возглавить проведение всех мероприятий, которые следуют из действенного применения предусмотренного разделом 6 договора о Европейском Сообществе инструментария, а также существующих правовых норм для того, чтобы ограничить и пресечь незаконную деятельность культов в Союзе; призывает Совет стимулировать сотрудничество между государствами — членами Союза и третьими странами с целью организации поисков пропавших людей и облегчения их возращения в общество, 7. призывает Европейскую Комиссию и государства-члены быть бдительными для того, чтобы предотвратить возможность получения культами государственной помощи…».
Кроме государственных учреждений в Европе развита сеть центров, занимающихся реабилитацией адептов и информированием населения о деструктивной политике ряда новых религиозных течений.
Наряду с церковными уполномоченными существует и всемирная сеть так называемых “родительских инициатив” и сходных организаций, которые в США называются “антикультовыми”. Они занимаются в основном индивидуальными и социальными аспектами принадлежности к культу, молодежной религии, психокульту. Мировоззренческие основы и формы работы таких организаций могут быть различными.
Западный опыт антидеструктивной деятельности с учетом поправок на казахстанские реалии, несомненно, может быть использован при проведении подобной работы в нашей стране, тем более, что контакты между отечественными и зарубежными организациями, занимающимися проблемой деструктивных культов, уже существуют.
Соб. инф.