Образование

МОДОфикация

Что такое МОДО? Зачем атырауские педагоги в зимние школьные каникулы сели за парты своих учеников? Это выясняли корреспонденты «ПК».

В зданиях школ-лицеев «Білім-Инновация», BINOM имени Аль-Фараби и  лицея им. Ж. Досмухамбетова – непривычная тишина: не слышны голоса детей, нет звонков на перемены, запаха печеных пирожков из столовой – каникулы! Но для более 150 атырауских учителей, которые сели за школьные парты лицеистов, именно в эти дни начались горячие деньки. Дело в том, что в апреле 2024 года состоится ежегодный международный мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО), в котором примут участие более 50 тысяч казахстанских учеников из 1 473 школ, в том числе из 93 средних учебных заведений нашего региона. Мониторинг проводится среди учащихся 4 и 9-х классовв формате компьютерного комплексного тестирования по трем направлениям: читательская, математическая и естественно-научная грамотность. И наши учителя начали подготовку к этому событию уже сегодня.  

img 1189

УСТРАНИТЬ ПРОБЕЛЫ

Обучающие семинары, обмен опытом, подготовка к предстоящему МОДО были организованы управлением образования Атырауской области.  

– Мы провели практические семинары по тем дисциплинам, которые дают низкие показатели при мониторинге образовательных достижений обучающихся. Педагоги нашей области были разделены по группам: в BINOM имени Аль-Фараби проходили обучение учителя начальных классов, в «Білім-Инновация» – педагоги физики и географии, а в лицее им. Ж. Досмухамбетова – предметники по математике и химии, – комментирует руководитель отдела методического центра облуо Нургуль Жайкина. 

По словам специалиста областного управления образования, основная цель – улучшить навыки учащихся в решении средних и сложных задач по тем дисциплинам, которые включены в тесты мониторинга. МОДО проводится в целях оценки качества знаний учащихся в соответствии с требованиями ГОСО (госстандарт обучения). Мониторинг организаций начального, основного среднего образования направлен на определение уровня функциональной грамотности учащихся 4 и 9-х классов, то есть по применению знаний и навыков в жизненных ситуациях. 

– Например, по математической грамотности нашим ребятам трудно даются задачи по геометрии, математическому анализу, доказательству и применению теоремы Пифагора, знания по определению векторов. В области физики это основы молекулярно-кинетической теории, механика, основы кинематики, в географии – работа со схемами, картами и так далее. Вот по этим темам сегодня педагоги нашей области делятся опытом, обсуждают, как и в какой форме донести до учеников сложные решения простыми словами. В дальнейшем мы создадим общий чат учителей области, чтобы они могли общаться и решать сложные задачи по подготовке к МОДО, – отметила Н. Жайкина. 

Отметим, мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО) – независимый инструмент внешнего оценивания, не имеющий правовых последствий. Проведением тестирования занимаются специально обученные представители. По аналогии международных сопоставительных исследований для них разработаны руководство и сценарий тест-администратора. Также во время мониторинга проводится анкетирование среди тестируемых, педагогов и администраций организаций образования для определения факторов, влияющих на качество знаний обучающихся.

Как отметила главный эксперт комитета по обеспечению качества в сфере образования Анар Тасмуратова, по итогам МОДО будут разработаны методические рекомендации по улучшению уровня образования для каждого региона нашей страны, что способствует развитию преподавания и обучения в школах. 

ЧЕМУ ЖЕ УЧАТСЯ?

Согласно справке, которую предоставило управление образования Атырауской области, у обучающихся вызывают трудности задания среднего и высокого уровней сложности. Например, семь из восьми тем относятся к следующим трем разделам учебной программы – по математике и геометрии на уровне основного среднего образования: «Статистика и теория вероятностей», «Геометрия», «Математическое моделирование и анализ». Эти разделы учебной программы вызвали трудности у казахстанских девятиклассников в 2022-2023 годах. По предметам «физика», «астрономия» девятиклассникам региона трудно даются «Электричество и магнетизм. Основы электростатики», «Тепловая физика», «Основы молекулярно-кинетической теории, термодинамики», «Магнитное поле», «Геометрическая оптика. Законы геометрической оптики», «Основы астрономии. Земля и Космос. Элементы астрофизики» и так далее.

По химии сложными оказались темы «Электротехника металлов –ряд химических напряжений», «Классификация химических реакций», «Закон сохранения массы вещества», «Типы химических связей».

В области географии: средний уровень сложности – это картография и географические базы данных, физическая география, социально-экономическая география, страноведение и основы политической географии…

Учитель географии сельской школы №22 села Жана Каратон Жылыойского района Айнагуль Шайхина, выступившая в роли тренера, сообщила, что их школа второй год подряд занимается по программе МОДО-заданий. 

– Из семи районов по результатам программы МОДО прошлого года мы находимся на третьем месте. Сегодня учителя делают выводы, каких знаний им не хватает, какие темы, разделы хромают и почему? Если проанализировать результаты мониторинга по нашему предмету, то дети не смогли ответить на вопросы по физической географии: атмосфера, гидросфера и так далее. И педагоги нашего региона собрались, чтобы выявить причины, поделиться опытом. Моя задача, как тренера по направлению естествознания, куда входят и МОДО-задания по биологии, географии, научить работать с текстами, схемами и рисунками. Ребята должны научиться их распознавать, не читать механически, а понимать прочитанное, развивать логическое и критическое мышление. В большинстве заданий мониторинга ответ уже в самом вопросе, тексте или схеме. Тут необходимы не только школьные знания, но и жизненный опыт. Но сначала мы должны научить коллег, чтобы они правильно доносили эти знания до своих учеников. Особенно это касается молодых учителей, – объясняет Айнагуль Шайхина – педагог первой категории с 30-летним стажем, имеющий квалификацию педагога-мастера, также она ведет свой YouTub-канал по подготовке к ЕНТ. 

Еще один преподаватель химии средней школы им. Сатпаева ­микрорайона Геолог Сарсенгали Ержанов поделился своим опытом с коллегами. 

– Проводя подготовительную работу с детьми по химии, мы выявили, что ученикам трудно даются вопросы по закону сохранения массы, классификации химических реакций, окислительно-восстановительных реакций. Также мы проводим разбор по доступности решения химических расчётов, задач, и самое главное – донести это до ребят. Вот над такими пробелами мы сейчас работаем, – вводит в курс дела учитель химии. 

По словам Сарсенгали Базарбаевича, подготовка к МОДО в их школе проводится еженедельно. 

– Тут применяется много методик: интернет-платформы, индивидуальные занятия, игровые формы или назначаются консультанты из числа одноклассников, кто уже усвоил этот материал, и многое другое, – продолжает объяснять педагог.          

– Сейчас я работаю в интеллектуальной школе «Зияткер». А до этого преподавал в СШ №8. Для меня такие семинары очень полезны: ты многому учишься у коллег со стажем, они делятся опытом: как увлечь детей своим предметом, какие методики более эффективны. Если говорить о нынешнем семинаре, то мне понравился опыт учителя математики IT-лицея, которая применяет на своих уроках игру в крестики-нолики. Она дает одинаковые задания двум группам: Х и О, и те, кто первые решили задачи правильно, заполняют таблицу своим знаком. Сам я преподаю в 7-10-х классах, веду кружок олимпиадной математики, мы решаем сложные задачи, и, думаю, этот прием я буду применять на своих уроках, чтобы мотивировать ребят, – говорит один из слушателей – молодой учитель математики Рамазан Газизов.

В разговоре с нами Рамазан признался, что, получив диплом педагога, не стремился работать именно в школе. Но на его резюме, размещенное на портале в «Еңбек кз», откликнулось руководство школы №8. После собеседования молодого специалиста приняли на работу. Сегодня Рамазан Газизов с интересом работает с детьми и пока менять свою профессию не собирается.    

Напомним, МОДО проводится ежегодно с 2021 года с охватом 25% от общего количества школ, с учетом параметров выборки. В 2022 году в этой программе участвовала 1 441 школа. По итогам мониторинга все регионы получили комплексный анализ и методические рекомендации, в которых указано, по каким направлениям необходимо усилить работу для повышения качества образования.

Анжелика КИМ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button