Культура

Вгляжусь в тебя…

Спектакль — это не только режиссер, художник и актер. В постановке бывает задействовано ­гораздо больше людей, чем указаны в программке. О двух из них мы сегодня и расскажем.

Меняющий образ

Гример Академического Казахского драматического театра имени Махамбета Асель Карабалина все свое детство провела в театре. Ее отец Сагызбай Карабалин — известный актер, режиссер, заслуженный артист Казахской ССР привел 17-летнюю выпускницу школы в театр работать помощником гримера. И с тех пор, вот уже 20 лет, Асель вместе со своим помощником готовит актеров к постановке.

У гримеров очень непростая, но ответственная работа. В театре перед художником по гриму стоят сложные задачи. Это в кино хорошо, а в театре работа ведётся здесь и сейчас, и результаты её уже нельзя будет ретушировать, подчищать во время монтажа, дорисовывать и обрабатывать с помощью компьютерных программ. Кисточки, краски, наклейки, зеркало — вот и все инструменты, благодаря которым актёр может преобразиться до неузнаваемости. Отдельно стоит сказать о постижи как об искусстве. Это изделия из волос, без которых не обходится ни один спектакль.

— Вы не поверите, но слово «гример» имеет совсем другое значение, чем многие его понимают. С итальянского оно переводится как «морщинистый старикашка», — рассказывает Асель Карабалина. — Конечно, сам актёр должен владеть искусством преображения, знать особенности своей внешности, скульптуры собственного лица, границы возможностей собственных сценических превращений. Этому учат в театральных вузах, и каждый актёр, независимо от амплуа, понимает объективные параметры своего типажа. Но главная ответственность за косметический образ внешности, если можно так сказать, лежит на гримере.

Для начала гример знакомится со сценарием и уже видит образ будущего героя. В процессе репетиции он получает задание от режиссера подготовить определенный образ. Практически всегда на актерах во время любого спектакля присутствуют парик, усы или борода, поэтому заявка берется заранее, так как гримерам из волос на болванке приходится вязать усы, бороду, парик или бакенбарды. Для этого в запасе всегда есть целая коллекция искусственных, а иногда натуральных волос разного цвета, — рыжие, седые, черные, из которых изготавливаются эти детали. Причем режиссер конкретно называет актера, который будет играть персонаж, и детали готовятся именно под типаж его лица, чтобы все выглядело натурально. Во время репетиции постижерские изделия надеваются, наклеиваются, чтобы актер мог привыкнуть к ним, указать на минусы, что получилось, а что нет.

— В день спектакля мы приходим за три часа до начала представления и готовим актеров к сцене. Чаще всего грим накладываем мы с помощницей, но нередко актеры сами не прочь загримировать себя, так как знают строение и особенности своего лица.

Как признается Асель, во время спектакля они всегда стоят за кулисами наготове. В руках, как правило, клей, кисти, крема. Где-то что-то подтекло, отклеилось. Надо за считанные секунды все наладить, подготовить образ. Грим играет незаменимую роль в подаче образов. Без этого искусства вообще невозможно будет представить спектакль. Актерская игра может быть яркой, особенной, звездной, но его образ без грима, без постижей будет незаконченным, неубедительным. Поэтому, конечно, роль грима практически неоценима в театре.

— При этом важно, чтобы актеру понравилась работа. Вместе мы приходим к обоюдному решению, когда работаем над образом лица и тела. Обязательно учитываем мнение актеров, так как это им предстоит сыграть роль.

vglyazhus v tebya…2

Чтоб костюмчик сидел…

В театре важна каждая деталь художественного образа артиста: костюм, головной убор, бижутерия, обувь, аксессуары и многое другое. Профессия костюмера – далеко не первое, что приходит на ум при словосочетании «работа в театре». Но именно костюмеры помнят обо всех нюансах и переодевают артистов за считанные секунды во время спектаклей. Костюмера никогда не увидишь на сцене, его фамилия в числе последних будет значиться в программке. Но его вклад в работу над спектаклем бесценен! Это работу в театре выполняет Гаухар Кайбалдиева.

— Моя основная работа начинается за несколько дней до начала спектакля. В гримерке я раскладываю вещи каждого персонажа. Если ставится постановка «Андро и Сандро», то я раскладываю одежду, ­обувь и другие сценические детали актера Мырзабека Макулова, который играет роль Андро, и Бахытжана Утегалиева в роли Сандро. К каждой вещи наклеивается фамилия актера.

У костюмера есть определенные профессиональные обязанности. Это хранение, отбор и получение сценических костюмов, подобранных художником. Также они помогают артистам переодеваться, когда нужно очень быстро сменить образ. Кроме того, костюмер осуществляет мелкий ремонт сценических костюмов, обеспечивает сохранность вещей, пакует после окончания мероприятия.

— Мы всегда обязаны помнить о том, что каждый костюм представляет собой индивидуальное одеяние, которое создается специально под конкретного человека. Следовательно, мы должны вести учет вещей. Развешивать их в правильном порядке. Перед тем, как выпустить актера на сцену, мы тщательно проверяем, все ли вещи из комплекта на месте.

vglyazhus v tebya…4

Костюмер блистает не на сцене, а за ней. Без его труда на театральных подмостках зрители бы не увидели массу прекрасных постановок. Профессия костюмера привлекает творческих людей, интересующихся искусством. В эту сферу идут те, кто с детства мечтал приобщиться к театральному искусству, не имея специального образования. Итог этой работы — эффектная сценическая картинка с красивыми костюмами. Так было и с Г. Кайбалдиевой. Бухгалтер-экономист по образованию, она сначала работала в театре простым билетером. Но особая театральная аура развила в ней скрытую творческую личность. Это в свое время заметил директор театра Берик Жаменов, увидев в ней еще и ответственного и очень дисциплинированного работника, что для костюмера крайне важно. Так, Гаухар уже пятый год работает костюмером и счастлива быть причастной к искусству.

 — Когда приходит время снять спектакль с репертуара, весь реквизит, включая одежду, отправляется в запасники. Со временем накапливается все больше невостребованных вещей, и они даже обретают музейную ценность, несмотря на то, что продолжают храниться в костюмерной, — признается Гаухар. – Поэтому можно сказать, что в нашей костюмерной хранится история театра.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button