ВЕЧНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Знание истории своего народа, собственных национально-культурных корней, традиций играет немаловажную роль в сохранении семьи. К созданию ячейки общества необходимо подходить подготовленным, воспитанным в духе сохранения семейных ценностей, тогда не будет «зашкаливающих» цифр статистики разводов, падения рождаемости. Снизится и количество неполных семей, детей-сирот.

«КАЖДАЯ НЕСЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ НЕСЧАСТЛИВА ПО-СВОЕМУ…»
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике 41 617 разводов зафиксировано в Казахстане в минувшем году. Годом ранее распалось 39 257 семей. Но зато в 2010 году было создано 146 443 семей, за год до этого было заключено 140 386 браков.
Как утверждают в ЗАГСе, чаще всего среди оснований расторжения брака бывшие пары указывают на «несовместимость характеров». За этим общим выражением может скрываться что угодно – бытовые и материальные разногласия, несовпадение взглядов на воспитание детей, неумение идти на компромиссы, бездетность… На втором месте – разные формы зависимости одного из супругов: алкоголизм, наркомания, игромания и т.п.
По мнению жителей нашего города, главная причина семейных разладов – финансы. Кто за все платит, тот и хозяин. А кто не может зарабатывать, тот оказывается попросту бесполезным. В погоне за материальными благами люди стали терять духовную связь друг с другом и взаимопонимание. Психологи предупреждают, развод – это лишь следствие семейного кризиса. Корень зла — в утрате семейных ценностей как таковых. Вражда близких родственников стала привычным делом, пренебрежительное отношение к старикам тоже мало кого удивляет. Похоже, что в век передовых технологий и высокого интеллекта мы утратили самое главное – уважение к своим традициям, предкам и будущему поколению. А ведь так было не всегда…

МУДРОСТЬ, ВЗРАЩЕННАЯ ВЕКАМИ
— У казахов семья всегда занимала главное место, — рассказывает кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории Казахстана АГУ имени Х.Досмухамедова Шахман Нагимов. Родственная связь для казахского народа — особенная составляющая в его семейной жизни. Все кому-то родственники — сын или дочь, брат или сестра, муж или жена, отец или мать и т.д. Ни один настоящий казах не мог представить свою жизнь без общения с родственниками. Трудно вообще найти другой такой народ, где родственным узам придавалось бы такое огромное значение. Семейные традиции позволили казахскому народу пережить века и сохраниться как единому национальному образованию.
Общий основополагающий принцип взаимоотношений как внутри казахской семьи, так в целом во взаимоотношениях между людьми — это принцип «үлкен-кiшi» («старший-младший»). Можно сказать, это у казахов основа воспитания человека. С уважением надо относиться к любому человеку старше вас, а тот, в свою очередь, вправе рассчитывать на ваше уважение, — говорит историк.
Наверняка, человеку, воспитанному в соответствии с этим принципом, не нужно будет указывать уступить место пожилому человеку в общественном транспорте, помочь ему донести сумку или перейти улицу.
Казахский народ мудро выработал особую систему взаимной ответственности родственников за потомство во имя будущего, во имя выживания подрастающего поколения. Ни один ребенок не должен был остаться на улице на произвол судьбы. Если у ребенка погибали родители, то его забирали к себе близкие родственники. Если же умирал глава семейства, то его жену с детьми забирал к себе брат умершего либо его близкий родственник. По словам Шахмана Нагимовича, цель обычая аменгерства — сохранение потомства данного рода в родной семье.
Кстати, данный обычай практиковался в нашей стране до 1950-1960-х годов.

БЕРЕЧЬ И ЛЕЛЕЯТЬ КРОВНУЮ СВЯЗЬ
Отцовский «шанырак» — символ родового очага, доставался обычно самому достойному из братьев. Старшему или младшему, конкретных правил здесь нет. Он доставался тому из них, кто с ранних лет проявил себя основательным, степенным и добропорядочным членом семьи. Владеть отцовским «шаныраком» — высокая честь. Это означало, что данный дом — самый главный среди домов семей рода.
Приехавшие издалека родственники первым делом шли в этот дом для приветствия («сәлем беру»), так как именно в этом доме доживают свой век стареющие родители. Хозяин главного дома должен был достойно продолжать традиции рода, помнить предков, участвовать в родовых мероприятиях, разрешать споры родственников, представлять интересы своего рода перед другими родами, воспитывать не только своих детей, но и следить за воспитанием детей своей родни.
Есть у казахов такая пословица: «Ағасы бардың — жағасы бар, iнiсi бардың — тынысы бар». Говоря проще, имеющий старшего брата — обеспечен, а тот, соответственно, спокоен. Эта пословица показывает особую роль братьев по отношению друг к другу. Старший обязан позаботиться о младшем брате, а тот, в свою очередь, должен окружить своего брата уважением. Причем такая система отношений не прекращалась и после женитьбы братьев.

БРАКИ ЗАКЛЮЧАЛИСЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Для создания семьи было важно, чтобы молодые не являлись родственниками до 7 поколения. Этот обычай служит гарантом рождения физически и психически здорового потомства и продолжения рода. По правилам бракосочетания женщина не должна была быть старше своего мужа более чем на 8 лет, а мужчина – старше женщины на 25 лет. Тому есть прямое психологическое объяснение: отношения между мужчинами и женщинами с большой разницей в возрасте могут иметь несогласованность, а, следовательно, трения и напряженность по многим аспектам брачно-семейных отношений: разные предпочтения в интересах, представления о семейных ролях, ценностях и укладе семейной жизни. К тому же, такая разница негативно отражается и на здоровье будущих детей.
После женитьбы сына в казахской семье появлялась проблема построения отношений с новым членом — снохой, невесткой. «Ата» (свекр), и «ене» (свекровь), принимая «келін» (невестку), должны причислить ее к рангу своих дочерей, ведь их дочери рано или поздно уйдут, найдя свое счастье в другой семье. «Ата-ене» должны были помнить, что невестка тоже чей-то ребенок (ол да бiреудiң баласы), и соответственно осознавать свою ответственность перед ее родителями.
Конечно, сразу же стать своей и ощутить родство с новой семьей получается далеко не у каждой. Но казахские традиции предписывали всем членам семьи по возможности облегчить этот процесс. Также существовал обычай, когда келін не имела права в течение одного года после замужества навещать родителей, родных. Разумеется, никто насильно или взаперти женщину не держал. Делалось это для того, чтоб разорвалась психологическая связь с отчим домом и невестка быстрее привыкла к новой семье. К этому времени появляется первенец, и женщина, оправившись после родов, может навестить своих родных с ребенком на руках, в жизни которого «нағашы» (родня матери) будут играть теперь особую роль.
Жительница нашего города Мария Абилова знает толк в семейных отношениях, в согласии с мужем прожила 40 лет. Выдала замуж дочь, женила двух сыновей. Супруг скончался, сейчас живет с детьми, воспитывает внуков.
— Все дети одинаково сладкие для родителей, — говорит Мария апа, — но девочка должна знать, что и когда следует делать, живя по казахским традициям. Когда она попадет в чужое гнездо, к ней будет строгий подход. Все будут чужими, и пока она не обзаведется 2-3 детьми, она будет чужая для всех. Ей будет легче, если дома она получила какие-то навыки, что-то уже знает, понимает, умеет. К домашнему труду нужно приучать с детства, к приему гостей, общению, обращению с родственниками, со старшими. Так уж принято, что в казахской среде девушку оценивают. Как она ходит, как говорит, что к месту, что не к месту, какую и как она носит одежду. Конечно, раньше все это строже было, ее походка, дела, мимика, интонация – все оценивалось, все подвергалось критике. Она — представительница целого рода, семьи, от нее зависит, как сложатся отношения с новыми родственниками.
— Когда молодые девушки собираются выходить замуж, — продолжила Мария апа, — я говорю, не нужно сразу показывать свой характер, месяц хотя бы ведите себя спокойно, если за это время понравитесь, вытерпите, то потом всю жизнь будет к вам уважение. Не перечьте, будьте послушными, норов нельзя показывать, женщину с норовом нигде принимать не будут: ни в обществе, ни в семье мужа. Ведь как говорят у казахов, замуж выходишь за родственников мужа. Так почитай их, – говорит апа.
Возможно, по причине такой ответственности бытует мнение, что в прошлые времена женщины в казахских семьях не имели никакой значимости — безропотно подчинялись мужчине, терпели обиды, унижения от его родственников и не знали ничего кроме домашнего хозяйства. По словам Шахмана Нагимовича, не следует воспринимать все так категорично. Казашки отличались от женщин других восточных народов тем, что обладали гораздо большей независимостью и свободой и нередко принимали непосредственное участие в судьбоносных решениях народа. При этом, такой категории женщин, как дамы для развлечений, у казахов никогда не существовало. По степному кодексу чести соплеменница могла стать в будущем только женой, но никак не любовницей и тем более содержанкой. Мужчины во всех делах прислушивались к мнению своих жен и матерей, они являлись своеобразным мозговым центром. И при этом, несмотря на удивительный ум, смекалку и мудрость, женщины были при мужчинах и не стремились к свободе и независимости.
— Безусловно, — продолжил Ш.Нагимов, — главой казахской семьи во все времена был мужчина. Он совмещал в себе роль защитника, добытчика и кормильца. Однако, несмотря на это, женщина-мать всегда занимала особое место. Она являлась не только хранительницей очага и воспитательницей детей, но соратницей и советницей для своего супруга. Не зря казахи говорили: «Жақсы әйел жаман еркекті хан қылады», что в переводе означает: «Хорошая женщина даже плохого мужчину сделает ханом». У казахов считается, что именно от женщины зависят будущее семьи и состоятельность супруга. Женщина преклонных лет, ставшая матерью большого семейства и снискавшая всеобщий почет и уважение, порой имела гораздо больший авторитет, чем мужчина — глава семейства. «Ананың ақ сүтін сыйла» (дословно — уважай белое молоко матери) — говорили всякому посягнувшему на ее авторитет.
— В моей жизни всякое было, – рассказывает Мария апа, – но я старалась уйти от конфликта, соглашалась. Ну, а потом, когда муж остынет, потихоньку начинала говорить, что он не прав, что было бы лучше, если б поступил по-другому. Что самое главное в семейной жизни? Терпение и огромный труд. А чтоб развестись с мужем, так об этом в то время никто даже не думал. Без второй половинки жить тяжело, все проблемы на твои плечи лягут. Да и дети станут страдать. Нынешняя же молодежь так легко сходится, расходится, оставляет детей в детдомах. Говорят: сами знаем, время другое, сейчас равенство. Женщина зарабатывает, поэтому делает все, что хочет. А если и дальше такими убеждениями будем жить, тогда от нашего народа ничего не останется…

В ТРАДИЦИЯХ — НАДЕЖДА НА БУДУЩЕЕ
Для того, чтобы старики не чувствовали себя покинутыми на старости лет, первенца обычно отдавали им, в результате чего психологически менялся статус малыша. При воспитании в семье бабушки и дедушки у ребенка вырабатывались особые личностные качества, необходимые ему затем как старшему для выполнения роли координатора среди членов семьи своих прямых родителей. Ведь на старшего ребенка в семье ложится ответственность за воспитание и социальную поддержку своих младших братьев и сестер.
— Если же семья долгое время была бездетна, — говорит Шахман Нагимов, — тогда усыновляли детей близких родственников, обычно старшего или младшего брата, по предварительной договоренности обеих сторон. Прием ребенка происходит в торжественной обстановке, при участии всех аксакалов аула и родственников. После выполнения обрядовых церемоний клятвенно скрепляют договор. Данный обычай имеет огромный положительный опыт, поскольку бездетность во все времена считается невыносимой болью для семьи, а благодаря обычаю усыновления, существование и предназначение человека обретает смысл.
Сколько удивительных и мудрых традиций сохранила земля казахская! С малых лет кочевники берегли хрупкую человеческую жизнь, руководствуясь законами Великой Степи. Каждое поколение казахов, вне зависимости от эпохи и условий, в которых оно жило, выполняло наказ далеких предков, четко выраженный в пословице: «Алты жыл аш болсаң да, атаңның салтын ұмытпа» — «Хоть шесть лет голодай, но обычай отцов не забывай».
Современному обществу необходимо понять: семья — это не что-то независимое от нас, это — мы сами. И придумывать ничего не нужно, история все сделала за нас…

Айнура ЖУБАНОВА