Работа над ошибками
В Доме профсоюзов состоялся круглый стол, организованный Атырауским комитетом КНПК. На встречу народные коммунисты пригласили представителей областного управления образования, педагогическую общественность, а также родителей учащихся школ. Разговор шел о реформах, которые идут сегодня в системе школьного образования.
Модератор круглого стола – первый секретарь областного комитета КНПК Ерболат Даулетказиев – обозначил основное направление дискуссии.
– В Атырауской области в средних школах нехватка учителей разного профиля составляет 180 специалистов. Причина дефицита педагогических кадров в основном кроется в низкой заработной плате при большой нагрузке. Например, молодой учитель, окончив вуз, в первый год работы имеет девятую категорию и зарплату в 35 тысяч тенге, психолог – 40 тысяч, а социальный педагог с высшим образованием – 30 тысяч тенге, – говорит Е. Даулетказиев. – К тому же, бесконечные проверки и бумажная работа усугубляют и осложняют труд учителя. Молодые люди не хотят работать в школе, а если и идут, то большинство из них – в педагогике случайные люди.
Замкнутый круг
Солидарность с коммунистом выразил и профессор АГУ Копжасар Мендигереев:
– Сегодня в атырауских школах не хватает учителей русского языка, НВП, физики, математики, информатики, химии и многих других предметников. Важно создать условия для конкуренции в этой сфере. Вспомните, раньше после обучения в профильных вузах будущие учителя проходили строжайшую систему оценки качества знаний, и на работу в школу устраивались самые квалифицированные и подготовленные специалисты. Таким образом, к обучению детей допускались по-настоящему талантливые люди. Сейчас эта система, к сожалению, разрушена, – говорит он.
По словам профессора, главным мотивом для поступления в педагогический вуз, к сожалению, является низкий проходной балл. Учиться на педагога, как бы обидно это не звучало, идут в основном посредственные выпускники школ со средними оценками и ниже. Не добрал балл – иди в педагогический.
– Получается замкнутый круг: слабый абитуриент – слабый студент – слабый выпускник – слабый молодой учитель. Поэтому зачастую на работу в школу приходят не самые лучшие кадры, – говорит Копжасар Мендигереев. – Окончив вуз и получив диплом, только 13 процентов дипломированных специалистов идут работать в школы, и из них 5-6 процентов составляют те, которые действительно хотят работать по профессии.
Бывший руководитель областного управления образования Серик Сапанов тоже говорил долго и по делу. По его мнению, руководители гороо и облуо должны быть из учительской среды, т.е. из тех, кто проработал простым учителем в школе, чтобы защищать интересы педагогической общественности.
– Тогда он будет знать работу изнутри, а не судить о работе учителя поверхностно, – говорит ветеран образования. – Также считаю, что нагрузка учителей начальных классов должна быть 12 часов, а старшего звена – 14 часов. На мой взгляд, руководство управления образования должно не слепо проводить в жизнь инструкции, спускаемые сверху, а предлагать вышестоящим структурам пути решения проблем, исходя из местной специфики.
Шесть или пять?
Халидулла Саткаев, папа одного из учеников городских школ, возмущен введением в школах пятидневки.
– Дети сейчас перегружены. Из-за того, что уроки с субботы разбросали на 5 дней, у детей младших классов в день по 8 уроков. Кто решил перевести школы на пяти-дневку? – спрашивает родитель. – Например, в Алматы оставили в школах 6-дневное обучение.
– Это решают сами школы, – отвечает методист методического центра управления образования Айслу Адилова. – Это решение зависит от руководства, мнения родителей, учеников той школы, где обучается ваш ребенок. В нашей области есть школы, которые остались с шестидневным режимом обучения.
Прозвучал здесь вопрос и о ношении хиджабов в школах. Главный специалист управления по делам религий Мейрам Кикимбаев сказал, что согласно приказу МОН, в Казахстане внедрены единые правила по школьной форме.
– Указанные нормы законодательства являются едиными для всех представителей конфессий и этносов. При этом запрет на ношение религиозной одежды распространяется только внутри организаций образования и не действует за их пределами, – заключил он. – То же самое касается и учителей.
Вес+объем = качество
О качестве выпускаемых учебников говорил сам Е. Даулетказиев. В частности, он сообщил, что депутат фракции «Народные коммунисты» Мажилиса Парламента РК Ирина Смирнова в своем запросе отметила, что «государство выделяет из года в год большие деньги на учебники. Например, в 2015 году было выделено около 10 миллиардов тенге, в 2016 году – 19 миллиардов, в 2017 году – 27 миллиардов тенге. Однако качество учебников подвергается заслуженной критике за концептуальные, фактологические, орфографические, стилистические ошибки, содержание, полиграфическое исполнение, а также вес и размеры школьных учебников».
Замечания преподавателей филиала АО «НЦПК «Өрлеу», института повышения квалификации педагогических работников по Атырауской области тоже были к месту.
– Вы знаете, что сейчас учителя-предметники проходят трехмесячные курсы по обучению своего предмета на английском языке. Конечно, за три месяца изучить язык нельзя. И пока учителя осваивают только терминологию, но и здесь есть некоторые проблемы. Например, названий некоторых химических элементов таблицы Менделеева нет в английском языке, – говорят специалисты института повышения квалификации. – Это касается, скажем, и физики, и других предметов. Здесь есть пробелы в обучении учителей. Все это требует дополнительной доработки.
Подытоживая работу круг-лого стола, главный коммунист области сообщил, что все обсуждаемые вопросы и предложения заносятся в протокол, и КНПК вынесет их на обсуждение в Мажилис Парламента РК.
Анжелика КИМ