Пригласите Гульсину танцевать

гульсина Культура

Гульсина Байкенова – руководитель татарского этнокультурного объединения «Татулык», депутат областного маслихата. Женщина, у которой рабочий график расписан на месяцы вперед, а будний день длится все 24 часа в сутки. Да, такой ее знают многие.

Но позвольте сегодня попытаться показать вам другую Гульсину. Покорную. Кокетливую. Хозяйственную. Милосердную. И страстно любящую танцевать. За более чем два часа разговора корреспонденты «ПК» увидели нашу сегодняшнюю гостью именно такой.


 

Ни минуты покоя

Гульсина, вы — известный хореограф, председатель «Татулыка», член комиссии по делам женщин при акиме Атырауской области. Еще теперь и депутатом стали. А с таким огромным списком общественных дел  как вы собираетесь всё успевать?

— Быть депутатом — это мой первый опыт, пока мне неизвестный. Замечаю вообще за собой, что меня постоянно несет в новое русло, даже коллеги-хореографы сказали, узнав о моем депутатстве: «Ну вот, тебе только этого не хватало». Да, видимо, это действительно, так.

Хотя уже, как депутат, успела поговорить с молодыми горожанами, с пенсионерами, есть даже просьбы бытового характера: например, жители п. Курилкино выступали с одним вопросом — заасфальтировать дорогу; в другом микрорайоне КСК просили создать.

Вообще, я не люблю говорить, люблю делать.  По мне – так вместо совещаний лучше выйти на завод или взять лопату и пойти копать, к примеру.

Танцевать, несмотря ни на что

Беспрецедентным и благородным можно назвать ваш проект по поддержке атырауских инвалидов-колясочников, которым вы дали возможность преодолеть страх и выходить на сцену с танцами. Почему вы взялись за этот проект?

Летом 2009 года ко мне обратилась Кульбаршин Нуржигитова (председатель НПО «Мүгедек әлемі». Н.Ш.) с просьбой подготовить ее ребят для республиканского фестиваля по танцам на колясках.

Однако для меня это оказалось совсем не привычно: Руслан Айтпаев — инвалид 1 группы с нарушением опорно-двигательного аппарата, Асылай Акбергенова — тоже инвалид 1 группы с таким же диагнозом. Оба они были в инвалидных колясках. Их партнерами я решила назначить профессиональных танцоров из нашей Балетной студии — Нурлана Жалгаспаева и Динару Бельчикову. Так были созданы две комбинированные пары, которым мы придумали танцевальную программу и отправились вместе на фестиваль. Оттуда ребята приехали полными эмоций: Асылай и Нурлан получили номинацию «Самая артистичная пара», вторая пара — Динара и Руслан — номинацию «Самая эмоциональная пара».

Мы принимали в Школу танцев все новых и новых учеников. На сегодня у нас танцуют 12 инвалидов, причем, это не только «колясочники» – пляшут и люди с ограничением зрения, слуха.

— Каково это — учить танцу людей с ограниченными возможностями? Как вам хватает сил? Как им хватает сил?

— Как уже говорила, для первого фестиваля я поставила танец для Асылай и Руслана. А тогда к нам уже «приходил» Данила Давыдов, инвалид с детства, и он так хотел танцевать! Но ему было всего шесть лет, он казался таким маленьким, даже когда в коляске сидел, у него спинка кресла была выше головы. Данилка был щупленьким, слабеньким, а в танцах ведь нужна работа рук, управление колесиками. Но он с тех пор занимается. И посмотрите, какой он сейчас? (не без гордости говорит Гульсина. Н.Ш.).

Конечно, первая проблема – транспортировка. У нас в городе 3 машины инватакси, и они обслуживают, считайте, весь город. А ведь в нашей области, если не ошибаюсь, более 18 тысяч людей с ограниченными возможностями. Инвалидам, которые ко мне приезжают, хватает сил на танцы, но организационные проблемы — с машиной, с подъездами – вот это их барьер.

Уже не говоря о главной проблеме – нехватке специальных колясок для танцев, цены на которые варьируются от  3 до 10 тысяч долларов. 

Признаюсь, первое время я плакала. Но не из-за новых и необычных учеников: так совпало, что когда предложили обучать танцам инвалидов, у меня были непростые семейные обстоятельства, много переживаний. Был даже стресс. И в этот период предложили поработать с такими людьми, которые нуждаются в социальной защите. Наверное, именно вот этот опыт меня остановил «расклеиваться». Я тогда себе сказала – чего ты плачешь, посмотри на этих людей, которые живут и радуются жизни и могут вообще себя подать в том направлении, в котором никогда не были?!

Поначалу мне было стыдно спрашивать у каждого из них – почему в инвалидной коляске, мы же стесняемся, боимся. А представляете, каково это для родителей, для матери — женщина ждет ребенка положенные 9 месяцев, и на свет рождается необычный малыш. Но когда я увидела маму Данилки на фестивале безграничных талантов в Астрахани в прошлом году — счастливую, которая завороженно смотрит, как ее сын танцует!.. Все родители стояли и рыдали, когда видели, что их дети «выходят» на сцену, а потом ведущий объявляет, что их ребенок занял призовое место и ему вручают медаль!.. А Данила к тому же еще получил приз зрительских симпатий. Астраханские журналисты брали интервью у него, у его мамы, которые были довольны и счастливы!

Опыт работы с детьми-колясочниками, с их родителями дает мне сильный дух. Эти люди улыбаются и излучают оптимизм, дают возможность посмотреть на себя с другой стороны.

— Вы их жалеете?

— Во время репетиций – нет. Потому что я знаю их потенциал и знаю, что они сильнее меня.

— А как вы думаете, вы сильная женщина? И надо ли ею быть вообще, сильной женщиной?

— Иногда хочется быть слабой. Но у меня не получается. Да и некогда, наверное, давать слабинку: мне нужно быстро принимать решения и тут же их выполнять. Я даже часто не досыпаю, могу встать рано утром, приготовить, испечь даже что-то. Но вообще, все ужины и завтраки готовлю с ночи: днем нет времени. Да и магазинное не люблю. Дочки порой даже ругают: мол, хватит готовить много, мы скоро растолстеем. Причем я люблю стряпать: например, если сегодня на обед суп чечевичный, то потом будет плов, и еще у меня должны баурсаки напечься или чак-чак (см. ниже эксклюзивный рецепт этого лакомства от Гульсины Байкеновой. Н.Ш.). Если же уезжаю на пару дней в командировку, то холодильник должен быть заполнен, чтоб дочки не были голодными, это для меня самое первое беспокойство.

Келинка Гульсина

Если не ошибаемся, то в Казахстан вас привез будущий муж…

— Я вообще-то родилась в Казахстане, в Шевченко, ныне Актау. Но папа у меня – атырауский, Гарифжан Чуканбаев, сам он из казанских татар. Мама — уфимская татарка. Папа учился на нефтяника-геодезиста в Гурьеве, а мама в Ташкентском строительном техникуме. По распределению родители попали на работу в Шевченко. Вот там они встретились, поженились. Родилась я, а потом у меня появились и две сестры. Но климат родителям не подошел, врачи им посоветовали горную местность, и наша семья перебралась в Кыргызстан. Потом уже, когда мы выросли и разъехались учиться, папа работал в Атырау – готовил планы города, трудился в архитектуре города, в земельном управлении.

Ну вот, потом я поступила во Фрунзенское (ныне – Бишкекское. Н.Ш.) училище и, окончив его с дипломом «артистка балета», попала по распределению в Челябинский академический театр оперы и балета имени Глинки. За эти 8 лет, пока я училась, наши педагоги проводили семинары, мастер-классы, фестивали. Алма-Ата, Ташкент, Ашхабад, Бишкек… К нам приезжало Алматинское хореографическое училище, а наше, Фрунзенское, отправлялось к ним на отчетные концерты. И это была всегда такая красота и настоящая дружба! Вот в одной из таких поездок мы и познакомились с будущим мужем.

И вскоре я стала казахской келин. Изучила язык — меня этому просто обстоятельства заставили, потому что супруг мой родом из Кызылординской области, из села, а в селе, куда мы приехали на свадьбу, 99 процентов жителей — казахской национальности. Выучила традиции, познала культуру казахского народа.

— Что, и бешбармак варить умеете?

— Конечно! А еще готовить казы-карта и многое другое могу.

Меня ведь по казахской народной традиции будущий супруг выкрал. Он приехал в Челябинский театр и украл невесту, меня. Привез в свой аул, где мне покрыли голову косынкой. Я стала настоящей келин. Носила воду, колодец был очень далеко, дрова рубила, самовар топила. И нужен был всегда мой приветственный «салем» как келин. У нас часто было много гостей, я тогда впервые увидела, сколько нужно чашек чая налить и не перепутать, отнести именно этот чай именно той бабушке.

По прошествии трех месяцев жизни в ауле я стала сильно тосковать. Представьте, я приехала в тихий аул после Челябинска, где кипела жизнь, где у меня был хороший творческий рост, я дошла до ведущей балерины, и буквально в следующем месяце должна состояться моя премьера! Но приезжает мой жених, предлагает руку и сердце, я все бросаю и еду с ним.

И вот в ауле мне стало уныло, я чувствовала, что поправляюсь, что теряю форму. Отец супруга видел, как скучаю по танцам, как я, улучив свободное время, закрывшись, танцую. И решил продать корову, а вырученные деньги дать нам. Он сажает нас на поезд, и мы едем в Алматы.

Балерина на барахолке

— Правда ли, что вы танцевали у самого Болата Аюханова?

— Да, в южной столице я танцевала в Государственном театре оперы и балета имени Абая и затем работала у народного артиста Болата Аюханова в ансамбле классического танца под названием «Молодой балет Аюханова». Потом родилась дочь Зарина, и какой-то период я находилась в декретном отпуске. Затем наступил 1994-й – непростое время. Голод, холод — потому что зарплату в театре не давали. Давали лишь талоны на какие-то продукты. А в то время не практиковалось такое, как сейчас – танцы на свадьбах, выступления артистов. И мы с супругом выходили… на базар торговать, как и многие артисты балета в то время. Вот так, после утренней репетиции и между вечерним спектаклем мы бежали на барахолку: кто сигаретами, кто ручками торговал. Я помню, как стояла, мерзла, это было страшно, а ведь у нас балетные ноги. Вечером бежали на спектакль «Лебединое озеро» в 4 актах, который длился 3,5 часа. Поэтому в общежитие — там мы жили — буквально приползали и падали в кровать.

И тут уже мой отец, живший в Атырау, приглашает нашу семью приехать в город и помогает нам выйти из этого кризиса. Я благодарна ему по сей день.

В Атырау нас приняли работать в областную филармонию имени Жантурина, т.к. мы были единственные артисты балета в нашем регионе. А уже в 2001 году официально заработала Балетная студия Байкеновых, которой в этом году уже 15 лет.

Ее счастливый белый лебедь

— Кстати, на недавнем празднике по случаю такой даты танец «Аққу» исполнила ваша ученица в вашем костюме. Правда ли, что именно это платье приносило вам успех? Не жалко ли отдавать такие костюмы-талисманы?

— Для своих учеников, которые действительно достойны этого костюма, нет. Для «Аққу» и для танца «Сары Арка» сшила мне два наряда дизайнер Ирина Доброхотова.

Самое первое выступление «Аққу» было в Венгрии, когда мы ездили на Дни культуры Республики Казахстан. Там проходила большая научная конференция, собрались наши казахи и венгры, которые считают себя близкими к казахам – кыпчаки, мадьяры. И после конференции состоялся небольшой концерт с участием атырауских звезд: Акмарал Машимовой, исполнительницы на кобызе Гульмиры ????????????Куанышбаевой, домбристки Шарипы Жаменовой. Перед самым началом выступления, когда я должна была танцевать танец «Аққу», минидиск почему-то не проиграл мою фонограмму. Что делать? Было бы обидно из-за этой заминки не выйти на сцену и не подарить свое выступление, не показать свою казахскую культуру. Тогда Акмарал Машимова, которая была нашим режиссером и ведущей, спрашивает – смогу ли я станцевать этот танец под живую домбру? Я со словами, адресованными Шарипе «Только быстро не играй, пожалуйста!» (потому что в моей фонограмме был умеренный тембр), выхожу на сцену.

Выступление произвело огромный фурор, после концерта подарили массу цветов, к нам подходили наши земляки, а еще представители крупных организаций, элита Венгрии. С тех пор, куда бы я ни надела этот костюм, происходили яркие события.

К примеру, в Польше, танцуя в этом костюме также «Аққу», я заняла 1 место. Многие мои коллеги, близкие, которые знакомы с моим творчеством, называют меня «Белый лебедь»: так вселился в меня этот образ!

— Самые ваши удачные выступления и любимые образы?

— У меня был опыт танцевать с Большим театром! Гастроли БТ проходили во Фрунзе, где я училась на балерину. В балете «Дон Кихот» был танец амуров. На партию главного амура выбрали меня. Это было такое счастье!.. А ведь на тот момент мне было всего 11 лет.

Но все эти гастроли совпадали с летними каникулами. И тут я встала в позу: «Не буду танцевать, я очень соскучилась, поеду домой». Мне говорят: «Ты что? Ты ненормальная? Ты ведь увидишь звезд мировой величины! Саму Надежду Павлову! Аллу Михальченко!». Пришлось даже руководству училища вызвать мою маму с Джалалабада, что под городом Ош. А это ехать тысячу километров, 2,5 суток на поезде. Именно мама уговорила остаться. И я танцевала с Большим театром. Это было удачное выступление! Я благодарна за то, что меня переубедили тогда. И родителям, и своим учителям, а они у меня были непростые: директор училища — народная артистка Кыргызстана Рейна Чокоева, учителя — народная артистка Кыргызской ССР Светлана Молдыбасанова, народные артисты Белорусской ССР Марина Петрова, Владимир Коляденко.

— А какой танец для вас самый трудный?

— Испанский «Пасадобль». В репертуаре, в котором я танцевала, был массовый танец «Арагонская хота». Он построен на наисложнейших технических элементах па. Во-первых, в массе танцуешь. Всё – на высоких ножках. Потом очень мелкие движения ног – прыжки высокие и соблюдение всех ансамблевых направлений… А вообще, знаете, я в своей жизни не натанцевалась. Еще чувствую в себе нереализованное. С удовольствием бы вышла еще на сцену.

От улыбки станет всем светлей

— Вы уже долгое время являетесь председателем ЭКО «Татулык». Наверняка, у вас есть уже рецепт – что делать, чтобы не ссориться?

— В первую очередь, считаю, у каждого руководителя должно быть толерантное мышление. Образование. Чем больше ты знаешь, тем больше ты будешь понимать своего собеседника. Каждый из нас – проводник своего народа. И всегда нужно учитывать национальную особенность, быт, культуру и искусство. Если ты не будешь осведомлен о культуре того или иного народа, о традициях, менталитете – ты никогда не разрешишь  конфликт, потому что очень многие ссоры происходят на национальной почве и именно из-за традиций.

Как я уже говорила, детство и юношество мои прошли в Кыргызстане, в городишке Джалалабад Ошской области. Там жили вместе с киргизами узбеки, татары, русские. Уже тогда в Киргизии господствовали национальные распри. Очень было страшно. Было такое, что в этом городе народ с лозунгами выходил: «Русские – в Рязань», «Татары в Казань». Представляете? Помню, как мы с сестрами бежали до магазина, чтоб купить буханку хлеба и обратно, потому что «летали» бутылки с зажигательной смесью. Такая обстановка царила в 1986-1987 годах, когда начал разваливаться Союз, и каждый хотел свою территорию, свою независимую Конституцию, свои права защищать.

Так вот, еще, наверное, с тех пор я поняла, что если возникла конфликтная ситуация, нужно уступать.

А вы знаете, у меня есть сертификат по медиации, то есть я профессионально могу разрешить любой спор. У нас были очень интересные тренинги, где один из тренеров — из Болгарии — преподавал уроки — как разрешать конфликт в этнокультурном плане. Много ситуаций мы проигрывали, проговаривали.

Самые же лучшие медиаторы в разрешении конфликтов – старейшины, советы которых ничем не хуже тренингов. Например, бывают ситуации, когда мне, руководителю, нужно решить какой-то важный решающий вопрос. И тогда я обращаюсь к нашим аксакалам, и мы вместе можем развернуть ситуацию в другом направлении.

Сама я часто уступаю в жизни. Многие говорят, что у меня мягкий характер.

У вас две замечательные дочки. Зарина сегодня, пожалуй, достигла такой же популярности, как и вы, только в своем окружении. Она — директор центра эстетики. Слышала, что она — кандидат в председатели молодежного крыла Ассамблеи народа Казахстана. А Сабина?

— Нет, Зарина является лидером молодежного крыла «Яш буын» только татарского ЭКО.  

Сабина — в 10 классе, она тоже занималась в балетной студии, у нее тоже есть опыт обучения игры на инструменте. К слову, мои обязательные требования к детям: чтоб они умели играть на инструменте, петь, танцевать, стихи читать.

Сабина хочет стать врачом. Она — отличница учебы, занимается дополнительно на курсах. В общем серьезная девушка растет, не то, что мы (улыбается).

— Как вам удается так хорошо выглядеть? Это диета? Визажист? Или у вас просто есть какой-то свой рецепт хорошего настроения?

— Профессия артистки балета научила улыбаться. У творческих людей жизнь без завистников не бывает, и порой приходится быть на одной сцене с тем актером, с которым ты враждуешь в жизни. И вот этот опыт – творческий — дал мне очень многое. Распространенный совет – всегда улыбаться и говорить, что у меня все хорошо. И я с таким девизом по жизни.

Чак-чак от Гульсины Байкеновой

30 яиц взбиваем, добавляем ложку сахара и замешиваем мукой – на глаз, до такой консистенции, чтобы тесто было как на лапшу. Затем через 2 часа раскатываем тесто толщиной 1 см, режем как обычную лапшу в 1 см толщиной, длиной в спичечный коробок. Жарим в накаленном в казанке растительном масле, потом снимаем в миску.

Отдельно готовится сироп. 2 стакана воды и столько же сахара плюс несколько ложек меда — помешивать, кипятить сироп до загустения. Далее весь остывший чак-чак заливается медовым сиропом. Потом укладываем на плоское блюдо и руками лепим круглую форму. Оставляем на ночь, чтобы пропиталось. Украшаем по желанию, например, разноцветной карамелью.


 

БЛИЦ

— Как давно вас приглашали на танец?

— Недавно. Меня вообще часто приглашают.

— Вы любите сериалы?

— Да. Особенно турецкий «Королек – птичка певчая». Люблю фильмы смотреть, мои любимые — «Унесенные ветром» и «Крестный отец».

— Гульсина, как вы думаете, почему говорят, что «незваный гость — хуже татарина»?

— Это изречение, наверное, со времен татаро-монгольского ига, когда оно нападало неожиданно. У меня у самой, например, часто получается, что неожиданно, незапланированно попадаю на дастархан. А у казахов говорят: если попадаешь к столу, значит, ты хороший гость. Так что с этой пословицей еще можно поспорить.


 

Надежда ШИЛЬМАН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна