Республиканский конкурс дирижеров имени народного артиста Казахстана Рыспая Габдиева назвал имена победителей. Среди них – атырауский дирижер Сырым Капаров.
Конкурсы дирижеров в нашей стране проходят очень редко. Всего можно назвать два престижных, один из них — имени Н. Тлендиева, а второй — имени нашего земляка. В последний раз конкурс Габдиева проходил в начале 2020 года. И вот спустя четыре года на творческое состязание собрались 14 музыкантов, способности которых оценивали члены жюри во главе с профессором, заслуженным деятелем Республики Казахстан Айткали Жаимовым. Всего конкурс проходил в два этапа, в первом туре академический оркестр имени Дины Нурпеисовой под управлением конкурсантов исполнял произведения казахских композиторов, во время второго тура — мировую классику.
По итогам конкурса Гран-при завоевал участник из Астаны, студент 1 курса магистратуры Казахского национального университета искусств по специальности «дирижерство» Даулет Габитов. Первое место члены жюри единогласно отдали преподавателю Атырауского музыкального колледжа — Академия народной музыки имени Дины Нурпеисовой» Сырыму Капарову. Также среди победителей молодые музыканты Абилхаир Бейсеков, Саткозы Мухтар, Артур Казиев, Жаксылык Нурходжаев, Азамат Шинаров.
— Цель состязания – выявление новых талантов, развитие казахского дирижерского искусства, укрепление культурного имиджа нашей страны, – отметил Айткали Жаимов. — Через подобные мероприятия мы также стараемся увековечить имя нашего выдающегося музыканта, народного артиста Р. Габдиева. У него уникальная педагогическая способность, он мог рассмотреть задатки начинающих музыкантов, помочь им раскрыться. Он учил молодое поколение ценить и уважать казахское искусство и традиции, почитать музыку, давал им глубокие знания о народных инструментах. А дирижёрами сразу не становятся. Сначала нужно стать большим серьёзным музыкантом-инструменталистом, затем изучать материал, получить образование. Кроме всего прочего, он должен быть харизматичным лидером.
Дирижер — это самая непонятная профессия, но если разбираться, то она очень-очень сложная и глубокая, и ей нужно посвящать себя до конца жизни. Руководитель орекстра аккумулирует внутри себя очень много вещей. Это и свои образы, которые вызывает музыкальный материал, и образы композиторов, и эпоху того времени, и своё состояние, а потом свою энергетику, эти мысли через музыкальный коллектив он транслирует на весь зрительный зал. И чем сильнее дирижер сможет «зарядить» музыкантов, тем больше людей в зале почувствуют и примут музыку.
Марина КУАНЫШЕВА