Фариза Онгарсынова – знаковая фигура в казахской литературе. Ее при жизни признали королевой казахской поэзии, в разные годы по всей стране, и в первую очередь в Атырауской области, проходили вечера под названием «Күй падишасы».
Столь высокий титул подкреплялся в первую очередь любовью и уважением народа. Она притягивала к себе, люди моментально окружали поэтессу, где бы она ни появлялась.
Фариза Онгарсыновна была личностью яркой и неординарной как в жизни, так и в творчестве. Принципиальная, прямолинейная, открытая и справедливая, чувствующая ритм своего времени, она редко улыбалась, практически не смеялась. Про нее говорили: женщина с характером воина и смелым сердцем. И одновременно она была внимательной, сердечной и искренней. Встречи с ней, даже самые короткие, оставляли сильное впечатление, а общение было честью для каждого человека.
Ее часто называли и называют только по имени, то есть ее имя уже стало нарицательным, как Дины или Махамбета. А сколько у нее тезок, сколько девочек получили в честь Онгарсыновой звонкое имя Фариза!
В рамках 85-летия народной поэтессы в Атырауском университете имени Х. Досмухамедова состоялся вечер «Поэзия падишасы – Фариза» с участием гостей из Астаны, Алматы и других городов Казахстана. Среди них – известная поэтесса, доктор филологических наук, член Союза писателей Казахстана, преподаватель Государственного университета имени Л.Н. Гумилева Жанат Аймухамбет, которая поделилась теплыми воспоминаниями о пути поэта, подчеркнув влияние Ф. Онгарсыновой на ее творческий путь.
– Фариза – один из самых читаемых и любимых авторов Казахстана. Она пришла в литературу в 60-70-е годы прошлого столетия, когда слово поэта было необычайно востребовано, – говорит Ж. Аймухамбет. – Мукагали Макатаева, Кадыра Мырзалиева, Жумекена Нажимеденова, Олжаса Сулемейнова знал каждый. Уверенно заявила о себе и Фариза Онгарсынова, с первых публикаций обретя многочисленных поклонников своего большого и самобытного таланта. Кстати, именно про нее М. Макатаев в свое время написал «Фариза! Фаризажан, Фариза-қыз, Өмірде ақындардың бәрі жалғыз. Шыдай-шыдай ақыры жалығармыз…», ведь уже тогда в той поэтической среде она была знаковой фигурой.
– К переводам собственных стихов Фариза Онгарсынова относилась трепетно и требовательно, справедливо считала, что любой перевод обедняет текст, – отметила Ж. Айтмухамбет. – На собственном опыте знаю, как трудно найти своего полного единомышленника, человека, сходного с тобой мировоззренчески, чтобы, прочитав перевод, сказать: это я, здесь звучит мой голос.
Лауреата премии «Алаш», члена Союза писателей Казахстана, лауреата Союза журналистов Казахстана, поэтессу и журналиста Гайни Алимбек смело можно назвать ученицей и последовательницей Фаризы. Она вспоминает,сколько Ф. Онгарсынова сделала для молодых поэтов и писателей.
– Несколько лет литературный конкурс в рамках международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт» проходил при самом деятельном участии Фаризы Онгарсыновой и ее друга – поэта, журналиста, основателя и главного редактора журнала «Нива» Владимира Гундарева, – вспоминает Г. Алимбек. – Ее оценки – подчас резкой, но всегда объективной – участники с нетерпением ожидали и побаивались. И безмерно гордились, если им посчастливилось услышать слова одобрения и напутствия из уст любимого автора.
В центре творческой и общественной деятельности поэтессы всегда были проблемы женщины, матери, семьи, молодежи. Будучи депутатом, она разрабатывала законопроект о защите прав детей, вдумчиво работала над определением каждой статьи, понимая, что маленькие граждане – будущее большой страны.
– Фариза была одной из инициаторов проведения в Казахстане акции «Одна страна – одна книга» и председателем ее оргкомитета, – говорит поэтесса и писатель, член Союза писателей Казахстана Эльмира Сарсенбайкызы. – В 2007-м, в первый год проекта, она много говорила о необходимости популяризации чтения. У книг Ф. Онгарсыновой обязательно будут новые читатели, потому что ее поэзия – истинная, на все времена. А она сама – настоящий поэт. Что это означает? В одном из предисловий к сборнику стихов Фариза сама ответила на этот вопрос: «Поэтами не становятся, а рождаются. Это Творцом данная искорка, что приходит с молоком матери и кровью отца. В народе говорят: «Стихов много, но мало поэтов». Это потому, что Божьей искры недостаточно для пишущего стихи, чтобы стать Поэтом. Это процесс самосовершенствования, постоянных поисков и страшной муки неудовлетворенности. Поэзия – это нектар, которым питается душа…
Марина КУАНЫШЕВА