Культура

ПИР БЕКЕТ-АТА

(Продолжение. Начало в №127 за 6 ноября 2010 года, №17 за 15 февраля 2011 года, №78 за 5 июля 2011 года, №130 за 5 ноября 2011 года, №133 от 12 ноября 2011 года)
Часть 6
Рассказы, рожденные в Акмечети
Ислам кажи Мырзабекулы
Из книги «Бекет-Ата»

ПО УКАЗАНИЮ АТА…
После установления советской власти под предлогом коллективизации у казахов был отобран весь имеющийся скот. На всей территории Казахстана начался голодомор. Семья одного из казахов кочует в Мангистау и, проезжая мимо мечети Бекет-Ата в Огланды, совершает вместе с детьми паломничество. Обращаясь к Всевышнему, а после к духу святого Бекет-Ата с молитвами, глава семьи просит уберечь детей от голода. После совершения вечернего намаза, еще раз прочитав суру из Корана «Калима», он засыпает после трудного дня. Ночью во сне Ата дает ему благословение:
— Продолжай свой путь в восточном направлении. Там тебе повстречается аул, в котором ты найдешь благосостояние.
Проснувшись утром, после чтения молитв и чая он отправляется по указанному направлению. Но из-за тумана теряет направление. Вскоре, услышав лай собак, они попадают в аул. Несмотря на то, что везде люди в то время жили бедно, тем не менее, каждая семья в ауле приглашает его в гости и по казахской традиции ерулик дарит ему по ягненку и барану. Он умел хорошо ухаживать за скотом. Через несколько лет у него уже было стадо овец, в семью пришло благополучие. Вот таким образом дух Бекет-Ата спас нуждавшегося.

СДВИНУЛИ КАМЕНЬ АТА…
Как-то несколько человек прибывают в Огланды не с целью совершения паломничества, а чтобы нажиться. Они прокрадываются и сдвигают камень, за которым находился прах Ата. Как только они попытались пройти внутрь, раздался голос Ата. Испугавшись, они бросились наутек, а, выбравшись наружу, стали друг с другом ругаться. Все поняли, что эти люди сошли с ума. В стене осталась дыра. Ночью того же дня Бекет-Ата дает благословение имаму мечети Сауле замуровать образовавшуюся щель. Спозаранку потомки Ата Сауле и Орыскул придали стене первоначальный вид. С тех пор прошло полвека, никому из паломников больше подобная бредовая идея не приходила в голову. Но даже если кто и захочет, то вряд ли сможет осуществить свою затею. Все знают, что ожидает варваров.

ПОЗАРИВШИСЬ НА ДОБРО
Однажды для совершения паломничества в Огланды один мужчина нанимает водителя некоренной национальности, так как у того был легковой автомобиль. Прибыв в мечеть на несколько дней, водитель видит, что в мечети каждый день варится аппетитный бесбармак, практически весь день расстелен дастархан, к которому подается душистый чай. Паломники по мусульманской традиции привязывали пожертвования в кусках ткани на святом шесте или же просто клали у изголовья захороненных святых. Увидев подобное в первый раз в своей жизни, водитель, улучив момент, кладет несколько пожертвований, завернутых в мешочек, в свой карман. Вернувшись домой через несколько дней, на эти деньги покупает себе спиртное. Только он пришел домой и откупорил бутылку, как из ее горлышка появился серо-черной окраски змей, который, высунув язык, стал шипеть на него. Из-за неожиданности и страха тот бедолага на всю оставшуюся жизнь лишился рассудка.

ПОГУБИЛА ЖАДНОСТЬ
Недалеко от Огланды проживал охотник. Он был настолько азартным, что не мог провести и дня без охоты. Ему было мало места вокруг Огланды, и он начал ставить капкан на зверя недалеко от самой мечети, в которой покоится прах Бекет-Ата. Ночью того же дня в капкан попадает один архар, и в это время охотнику снится сон, в котором Бекет-Ата ему говорит: «Шырагым, в твой капкан попал один архар. Довольствуйся этим и больше не ставь капкан в этих местах, не пачкай их». Но охотник не внял словам святого. Привыкший каждый день питаться мясом свежей дичи, он вновь ставит капкан в этом же месте. Придя на следующий день, видит, что в капкане дичи нет, она высвобождена. Разозлившись, он говорит:
— Какое ему дело до капкана, лежал бы себе спокойно, — собрал вещи и отправился домой.
А наутро следующего дня, проснувшись, он понимает, что ослеп. С тоской в голосе произносит:
— Если бы я знал, что Ата меня так проучит, я бы близко к мечети не подходил.
Но было уже поздно.

«КАК ЖЕ Я НЕ ЗАМЕТИЛ ЭТОТ ГРУЗ?»
В ходе подготовки к проведению 250-летнего юбилея Бекет-Ата осенью 1999 года я сделал заказ в типографию «Каракалпакстан» в городе Нукус на издание календарей тиражом в 5000 экземпляров на 2000-2001 годы. Когда мой заказ был выполнен, я сам не смог поехать из-за организационных вопросов за тиражом и попросил свою дочь Свету привезти календари до станции Бейнеу. Призвав на помощь родственника мужа Берика, они загрузили в «Газель» 50 пачек календарей, в каждой из которых было по 100 штук, и три новых титана для кипячения воды для гостей во время празднования и, обратившись за поддержкой к духу Ата, отправились на вокзал. Документы и грузы отъезжающих на перроне вокзала проверяли милиционеры. Но по какой-то необъяснимой причине ни документы дочери, ни груз так никто не проверил. Более того, когда пассажиры вошли в вагон, там почему-то не оказалось проводника, иначе он не разрешил бы размещать груз без оплаты. Разложив календари в багажный отсек, а титаны на третью полку, они стали ждать отправления поезда. В это время вагон наполнился пассажирами, появился проводник, который стал проверять билеты и багаж. Но сколько бы он ни проходил мимо их купе, так и не заметил груза. Поезд, отправившийся ровно в 8 часов утра, прибывает на станцию Бейнеу к 9 часам вечера. И только когда поезд начал останавливаться, проводник замечает груз, который был расположен перед его глазами в первом же купе. Его удивлению не было конца, и он все повторял: «Как же я не заметил этот груз?»

НАМАЗТАКЫР
В десяти километрах к северо-востоку от Акмечети есть пустырь, представляющий собой совершенно ровное без единой травинки место. Его в народе называют «Намазтакыр». Издалека оно напоминает белый жайнамаз для чтения намаза. По словам аксакалов, это место священное. Несколько веков назад по берегам реки Жем располагалось много казахских аулов. Еще до строительства Акмечети местное население по пятницам проводило здесь намаз. Принимал в них участие и Бекет-Ата. Именно здесь при стечении многочисленных людей бии принимали судьбоносные для страны решения.

ЖАДНЫЙ КОСЖАН
Как и все ровесники Косжан, возмужав, создал семью, а для пропитания пас овец. Гнал он как-то свое стадо в двадцать овец с восточной стороны строящейся в Огланды подземной мечети. Это было послеобеденное время. Вышедший для проведения омовения Бекет-Ата увидел парня и, поздоровавшись с ним, сказал:
— Шырагым, как кстати ты пришел. Для строителей мечети заканчиваются продукты питания. Оставь всех своих баранов, я рассчитаюсь с тобой сполна.
Но Косжан воспротивился и не отдал ни одной овцы. Через некоторое время на стадо нападают волки. А сам он, еле живой, сбившись с дороги, плутая, добирается до своего жилища.

НЕ ГОВОРИ ЛИШНЕГО
Аксакалы, принимавшие участие в асе, организованном в 1992 году в память о Бекет-Ата, подчеркивали: «До установления советской власти самым массовым и последним был ас в память об Али Тауане. И с тех пор первым за последние 75 лет и таким же масштабным (приняло участие 5 тысяч человек) стал ас в память Бекет-Ата». В течение 2-3 дней аса от огромного количества паломников некуда было яблоку упасть как в мечети, так и в гостинице. С раннего утра и до поздней ночи по горной тропинке, которая, извиваясь, ведет к подземной мечети, шли люди. Это было проявление величайшего уважения духу Бекет-Ата, посвятившего свою жизнь, как завоеванию независимости страны, так и в дальнейшем отстаиванию ее интересов в западной ее части.
Тем не менее, не всем понравилось единодушие народа, сплотившегося вокруг одной идеи — чествования памяти Ата, возрождения его духа в сознании подрастающего поколения, возвращения его имени в памяти людей всех возрастов, несущих память о нем из поколения в поколение. Пожилой человек, выйдя из гостиницы и направляясь к мечети, говорит другому:
— Не понимаю, в чем величие давно ушедшего в иной мир Ата, чьи кости давно уже высохли.
Как только он произнес эти слова, на горной тропинке перед ним внезапно появилась собака с шерстью красноватого цвета, которая не пропустила их дальше в мечеть. Старик сразу же сообразил, в чем дело, и немедленно про себя попросил прощения у духа Ата, после чего собака исчезла. Второй путник, так и не понявший, почему же застрял на дороге старик, взглянув на него, спрашивает:
— Что это с тобой, ты стал бледным как мел и руки дрожат. Испугался чего-то?
Тот, вздрогнув, говорит:
— Ты видел собаку с красной шерстью?
— Нет.
Это был дух Ата, появившийся в образе собаки…

НЕПОКОЛЕБИМАЯ ВЕРА В АТА
В одной из своих поездок в Каракалпакию я встретился с аксакалом Сабытайулы Абдрахманом, многие годы проработавшим учителем. Несмотря на то, что ему было за семьдесят, он был бодр, энергичен, словоохотлив. А когда речь зашла о Бекет-Ата, то и вовсе воодушевился:
— Мой отец, ныне покойный Сабытай, придерживался установленного для себя правила — ежегодно совершать паломничество в Огланды. У его брата Ескали было слабое здоровье, поэтому в одну из поездок он пригласил и его. В тот год Ескали стало значительно лучше. А после он и совсем выздоровел. А из одной очередной поездки он привез старинное медное блюдо. Оно теперь хранится в моем доме как дорогая реликвия. Он как-то рассказывал, что в одну из поездок очистил родник, который был забит горными камнями. Его жизнь стала для нас примером, и я всю свою жизнь, несмотря на то, что общественный строй сменился, и мы стали отдаляться от своих истоков, тем не менее, не отрывался от казахских традиций и обычаев, не отказался от веры. Конечно, из-за этого я много терпел притеснений со стороны официальной власти, но безграничная вера в Аллаха, в дух Бекет-Ата помогала мне выжить в сложнейших ситуациях. С тех пор, как я вышел на пенсию, а это уже лет 10, я стал ежегодно совершать паломничество в Огланды. А перед поездкой традиционно я прошу аульного муллу прочитать суры из Корана в память об ушедших в иной мир предках.
Есть у меня еще одно правило — я загружаю свою машину доверху арбузами и во встречающихся мне по пути населенных пунктах раздаю их как угощение. Оставшуюся часть привожу в Огланды. Также я стал инициатором установления на трассе из Бескалы в Мангистау до Караой, которая плутает по безлюдным местам около 500 км, указателя для паломников с надписью «Светлой дороги до Бекет-Ата!». Слава Всевышнему, у меня 10 детей, от которых я имею не только внуков, но и правнуков и прапра-внуков. Все они воспитываются по правилам, полученным мной от своего отца.
Это один из примеров того, как в далекой Каракалпакии свято чтут память о Бекет-Ата.

«СОБАКА ЛАЕТ,
КАРАВАН ИДЕТ»
Я пришел к руководителю одного из акционерных обществ в Жылыойском районе немного раньше обозначенного времени. Ожидая его на улице, увидел проходящего мимо аксакала. Поздоровавшись, как принято по обычаям, мы разговорились. Его интересовало, как идет строительство новой мечети «Бекет-Ата». Далее он продолжил:
— Меня, как аксакала, часто приглашают на тои, поминки. У меня много времени и я не отказываюсь от приглашения. Меня радует то, что в основном жылыойцы безгранично рады восстановлению мечети Бекет-Ата. Иншалла, много строится мечетей на месте разрушенных. Человеку нужна и духовная пища, ведь мы не твари. Но, к сожалению, знаю некоторых аульчан, у которых, кроме американских долларов, пропади они пропадом, нет ничего на уме. Все им мало, то на машину копят, то на еще один коттедж, в котором живут 2-3 человека. Друг с другом по телефону общаются в огромном доме. А когда речь заходит о благотворительности, о пожертвованиях, то начинают плакаться, что у них ничего нет. Мало того, находятся и те, кто не то что копейки не пожертвует, но еще и в адрес святых говорят обидные слова. Испокон веков богатые люди занимались меценатством и не считали это излишеством. Но откуда им это понять? Мне обидно слышать подобные слова, но я знаю одно, что никто из тех, кто обижал дух великого нашего предка Бекет-Ата, после этого не преуспевал. Один из них обанкротился, другой попал в автомобильную аварию и понес большие убытки, у другого дом сгорел. И таких примеров немало, хорошо, если они додумаются попросить прощения у духа Ата. До чего же обмельчали люди…
Видя, как переживает аксакал, я решил его успокоить:
— Аксакал, недаром говорят, что собака лает, а караван идет. Такие люди всегда были и будут, ведь и сама жизнь — это борьба…

(Продолжение следует)

Перевод Гульжан ЕЛЕШЕВОЙ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button