Культура

Незабытое мастерство предков

В областном музее художественного и декоративно-прикладного искусства им. Ш. Сариева прошла конкурсная выставка ремесленников «Киелі пана — Киіз үй», посвящённая празднованию Ұлыстың ұлы күні — Наурыз.

Цель конкурса-выставки – демонстрация в зале «Асыл мұра» оборудования уникального памятника архитектуры казахского народа — юрты и экспозиционного облика «особого жилья».  Выставка изделий из войлока и дерева встречала посетителей на втором этаже. Переносное жилище всегда спасало казахов от зимнего холода, но тогда и сейчас, чтобы сделать его теплым, нужно было иметь безграничное терпение. Шолпан Пусырманова своим примером показывает, что обучиться искусству рукоделия можно самостоятельно. Главные составляющие — упорство и желание. Даже возраст не помеха, ведь ремесло валяния из шерсти наша героиня освоила, когда ей было 53 года.

«Всегда хотела заниматься киіз басу, наверное, из-за мамы, ведь в детстве  видела, как она вязала и также, как и я сейчас, валяла из шерсти. Я постепенно училась этому ремеслу, даже проходила специальные курсы в Астане. И уже принимаю заказы на изготовление национальной одежды в Кульсары»,–сказала Ш. Пусырманова.

На создание кошмы ушло 25 дней. Как известно, из войлока изготавливают различные изделия, отличающиеся по технике и сложности работы, – это алаша, текеметы, сырмаки, одежда и аксессуары.Как и из чего получаются предметы ремесленного искусства, не видевшему человеку все это и представить тяжело. Всего на конкурс было представлено 14 работ из дерева и текстиля. А оценивались работы в двух номинациях.

– Взоры посетителей притягивал огромных размеров басқұр, он применяется для наружного стягивания стыка юрты с кереге. Это такая удача, когда твоя работа напрямую связана с хобби, – говорит Галия Рыскалиева. – У меня именно так и получилось.

Как мне объяснила мастерица, сначала ткут на станке разноцветными нитками с прокладыванием поперечной (уточной) нити методами ткания орнаментом и бесподкладочного (арочного) ткания (какпа току). Ворсистый (белый) баскур ткут, связывая цветные нити с основными нитями. Гладкий баскур без ворса ткут из разноцветных нитей в виде паласа. Используется верблюжья, овечья, козья шерсть. Тесьма с ярким орнаментом на белом фоне служила украшением для парадной юрты, а ещё использовалось для пышной свадьбы как богатое украшение в интерьере. Их считали залогом счастливой жизни молодожёнов. Галия апа, будучи школьницей, любила вышивать и вязать. А ткать убранство для юрты мастерицу научила её бабушка. Чтобы выполнить баскур, ей потребовалось два месяца. Сюжеты для тканых и войлочных панно, таких модных сейчас дамских сумочек мастерица придумывает сама, широко используя при их изготовлении ручную вышивку. А вот алаша из-под рук мастерицы выходят с традиционным орнаментом.

«В плане старинных ремесел и традиционного искусства, конечно, каждое поколение старается обогатить опыт предыдущего, но неизменной остается методика работы наших предков», — сказала Галия Рыскалиева.

Среди большого разнообразия вой­лочных изделий выделялся и ковер Айгерим Кенжегалиевой. Технология изготовления сырмаков забывается из-за трудоемкости, а наша героиня все равно сумела показать свое мастерство на очередном конкурсе. Приданое невесты определялось по качеству исполнения сырмака.

«Эскиз ковра я приготовила для своей дипломной работы, но из-за сложности поменяла на гобелен», — сказала Айгерим Кенжегалиева.

Секрет успеха прост — она вкладывает в каждое изделие не только национальный колорит, но и собственную душу.

«Казахское искусство — это вид древнего искусства, которое передавалось от поколения к поколению, и его следует продолжать, потому что оно позволяет нам узнать истоки народных ремесел и промыслов казахов, а также это своего рода познание духа», — отметила Айгерим Табылдиевна.

Рахима ХАЛЕЛ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button