Культура

МУЗЫКА ШАМШИ

Во все времена в любом обществе огромное значение придавалось духовному воспитанию подрастающего поколения. Ведь недаром говорят: «Не хлебом единым жив человек». В духовном воспитании народа одно из первых мест занимает, конечно же, музыка.

Я, как представитель старшего поколения, могу с уверенностью сказать, что в духовном воспитании и развитии молодежи 50-70-х годов огромную роль сыграли песни великого казахского композитора Шамши Калдаякова.
Как рядовой ценитель песен народного композитора хотел бы поделиться своими соображениями по поводу влияния его бессмертных произведений на умы и сердца моих современников. Впервые с его песнями я познакомился, будучи солдатом Советской Армии в далеком 1965 году.
Как-то вечером, находясь в казарме, мы услышали замечательную мелодию песни, которую исполнял один из солдат. Это была новая песня композитора Шамши Калдаякова «Сыр сұлуы» («Красавица Сырдарии»). В те годы одна за другой появляются его новые песни, ставшие поистине народными. Это были лирические песни «Ақ бантик» («Белый бантик»), «Ақ маңдайлым» («Белолобая»), «Ақ сұңқарым» («Сокол мой белый»), «Арыс жағасында» («На берегу Арыса») и другие.
Популярности песен Шамши не было границ. В чем же секрет успеха его песен? Мне думается, в том, что он был выходцем из народа, плоть от плоти принадлежал своему народу, и, как истинный народный композитор, своими песнями выразил все его прекрасные душевные порывы и чувства. Его романтическая музыка затрагивала и развивала самые возвышенные чувства, характерные для молодежи: это любовь к девушке, к матери, к родной земле, к Родине.
Сотрудничая со многими известными поэтами, он с удивительной точностью и прозорливостью угадывал желания и помыслы молодежи тех лет. В этом плане названия песен сами говорят за себя. Песни Ш. Калдаякова, написанные на слова известных поэтов М. Алимбаева, Т. Айбергенова, Г. Кайырбекова, Т. Молдагалиева, М. Шаханова и других, «Қара көз», «Кешікпей келем деп-ең», «Қуаныш вальсі», как нельзя лучше отвечали духовным запросам молодежи, и поэтому их поют и поныне.
Особенно дорога нам, жителям Атырауского края, его песня, написанная на слова известного поэта Т. Айбергенова, «Ақ ерке — Ақ жайық», которую они создали в 1965 году, находясь в творческой командировке в нашей области. Но настоящим шедевром Шамши считают его песню «Бақыт құшағында» («В объятиях счастья»).
Шамши написал более 70 песен, вошедших в золотой фонд этого жанра. Особняком среди песен Шамши выделяется «Песня о матери», написанная им в 1961 году. По сути, эта песня является гимном матери. Эта песня — посвящение сына, который в вечном долгу перед матерью. Особенность этой песни Шамши заключается в том, что она была первой, написанной о матери в казахской советской музыке. Песня настолько популярна, что она стала своей среди братских народов, среди киргизов, татар, башкир. Народ всегда с большим желанием тянулся к его песням, ибо они доставляли истинное удавольствие. И неслучайно в цикле передач казахского телевидения по пропаганде ретро-песен казахских композиторов под названием «Сағыныш» («Ностальгия») песни Ш. Калдаякова по количеству исполнения занимают одно из первых мест. Приходится только удивляться тому, что при жизни Ш. Калдаякова, когда им было создано такое огромное количество произведений, он не был даже членом Союза композиторов. Союз в целом, как и некоторые профессиональные композиторы Казахстана, ревниво относился к его творчеству, и в то время, когда народ с радостью встречал каждое его произведение, коллеги просто старались их не замечать. Как рассказывают его биографы, Шамши в жизни был очень скромным человеком. Писатель О. Будыков в своей книге о Шамши приводит такой факт: когда состоялась свадьба одного из его друзей, у Шамши не оказалось денег на подарки. И он вместо денег подарил новую песню. Для себя он ничего не просил. Он был не из тех, про кого в народе говорят: «обласкан властью». В конце 70-х и в начале 80-х Ш. Калдаяковым было написано несколько произведений патриотического плана. Так, например, песни «Ерлердің Отаны» («Родина героев»), «Менің Қазақстаным» («Мой Казахстан»), «Ақ бидай — маржан», «Байқоңыр», «Фосфорлы Джамбул». А песне «Менің Қазақстаным» в соавторстве с Н. Назарбаевым и Ж. Нажимеденовым было суждено стать Гимном суверенной республики. К 80-м годам Шамши Калдаяков уже был признанным мастером вальсов и прозван казахским Штраусом.
Ш. Калдаяков часто встречался с публикой — сельскими тружениками, рабочими, инженерами. Давал свои советы самодеятельным артистам, помогал им в подборе репертуара, учил их исполнению, пониманию текстового материала, учил доносить мелодию до слушателя. Шамши везде чувствовал себя нужным своему народу. Его также горячо любила столичная публика. Об одной встрече знаменитого композитора со столичной публикой вспоминал первый исполнитель его песни «Бақыт құшағында», народный артист Казахской ССР Рашид Мусабаев: «В 1976 году в один из весенних солнечных дней состоялся большой концерт в здании высшей партийной школы. В концерте принимал участие эстрадно-симфонический оркестр под управлением главного дирижера оркестра Александра Гурьянова. Сюда же пришли именитые композиторы, в их числе — Еркегали Рахмадиев, Базарбай Джуманиязов, Мансур Сагатов, Омирбек Байдильдаев, Дунгенбай Ботбаев, Абылахат Еспаев, Дмитрий Матсутцен и множество самодеятельных авторов из областей, краев и самой Алматы. Сцена была красочно оформлена, в зале ощущалось приподнятое настроение. Первым номером концерта была песня Ш. Калдаякова «Бақыт құшағында». При словах ведущего о том, что исполняется песня «В объятиях счастья», зал буквально взорвался бурными аплодисментами. Песня полилась в зал, завораживая своей дивной мелодией, доставляя людям истинное удовольствие своей одухотворенностью и весенним настроением. Когда закончилась песня, зал на минуту замер, и вдруг внезапно, с новой силой раздались аплодисменты и бурные овации. Публика требовала, скандируя: «Автора, автора!» В это время сквозь ряды быстро пробрался сам композитор — Ш. Калдаяков. В руках он нес букет ароматных цветов, который вручил мне — исполнителю песни».
Остается добавить, что хоть и с некоторым опозданием, в 1987 году композитору было присвоено звание заслуженного работника культуры Казахской ССР. А незадолго до кончины ему присвоили звание народного артиста РК.
Шамши оставил после себя богатейший репертуар. Им было написано большое количество произведений разного жанра, особенно эстрадного, в числе которых такие, как «Қайықта», «Шынарым», «Тамды аруы», «Цыган серенадасы» и др., вошедшие в повседневную жизнь жителей республики. Повсюду — в городах, селах, аулах, на торжественных вечерах или просто в семейном кругу — можно услышать знакомые каждому популярные мелодии автора.
Великое наследие мастера музыки, скромно прожившего свою жизнь, будет напоминать о себе сегодняшнему и будущему поколениям и служить достойным примером верности родному народу и искусству.
«Талантливый человек должен творить много, а народ сам отберет себе нужное», — когда-то сказал Шамши. Этому кредо он оставался верен всегда.

Шахман НАГИМОВ,
профессор Атырауского 
государственного университета,
Почетный работник образования РК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button