О казахах

қazaқtar История

Некоторые так называемые «ученые» пишут и рассуждают об истории моего народа, пользуясь поверхностными сведениями из широко доступных, но во многом потерявших актуальность устаревших источников. Конечно, зачем копать глубже, когда на поверхности лежат многие тома!

Алма ТУРГАНОВА

Ошибочные суждения во многом исходят из-за европацентрической точки зрения ученых XIX века. Лучше всего об этом сказал Олжас Сулейменов в своей знаменитой книге «АЗиЯ»: «Молодая цветущая Европа, морща носик, рассматривала из окна вагона хромую, согбенную старуху Азию. И мгновенное это соотношение казалось обеим вечным. Трудно было юной эгоистичной особе поверить, что морщинистая баба-яга некогда была энергичной, дерзкой красавицей. И тяжелые драгоценности, которые она вынесла к поезду на продажу, украшали когда-то ее гибкую шею и бились, сверкали на высокой груди. И звонкую речь ее слушала Древняя Греция и старцы Египта.

Досталось от науки и кочевникам. Рваные юрты, грязь и нищета XIX века произвели такое угнетающее впечатление на европейских ученых, что сама мысль о возможности древнейших культурных контактов степи и Европы казалась кощунственной».

 Из-за такого взгляда свысока и сложилось в мире мнение об отсталости, лени, праздности кочевников вообще и казахов, в частности.

Например, специалист по восточным народам, ярый иранист Алексей Левшин описывает казахов ленивыми: «Не зная никаких искусств и ничем почти не занимаясь, кроме скотоводства, казах ни в какое время не видит нужды трудиться». Еще он утверждает, «что праздность рождает в киргизе беспечность, сластолюбие и болтливость. Она же делает его чрезмерно любопытным и даже жадным ко всяким новым слухам. Нежелание трудиться, однообразие и скудость кочевого быта ведут к склонности казахских кочевников к тщеславию».

Другой исследователь жизни казахов Федор Герман: «Вечная праздность, хитрость, грубейшая лесть».

Попробуем возразить высокочтимым ученым, увидевшим в казахах только отрицательные стороны, не заметив ничего хорошего.

Казахи ленивы?

Только на минуту представтьте себя в бескрайней степи, где температура воздуха колеблется от минус 50 зимой (с пронизывающими ветрами) до плюс 50 знойным летом. А если жить и растить детей в этих условиях всю жизнь? Ведь в степи не было электричества, газа и прочих благ. Сможет ли выжить в этих условиях ленивый? Жить – это значит обогревать свои жилища, одеваться тепло, быть сытым и еще заботиться о своем главном богатстве – скоте. Потому что скот для моего предка был источником жизни. Скот был источником стройматериалов для жилища, он же одевал и он же кормил. Скот обогревал, и да, у казахов было безотходное производство, «блины» скота служили топливом. А теперь представьте, кто занимался переработкой мясомолочной продукции скота, кто возделывал шкуру и кожу животных и шил из них одежду и обувь? А если учесть, что животноводство в принципе не предусматривает выходных и отпусков, то о какой лени может быть речь? Между прочим скот подвержен разным болезням и учитывая многотысячные стада, представьте, каково было их выхаживать?!

А еще наши предки великолепно владели искусством наездника, вывели гончую породу собак «тазы» и приручили сокола для охоты. Они знали секреты хранения продуктов на долгие месяцы, что позволяло есть мясо летом, не имея холодильников. Все это огромный труд.

Как писал великий полководец Бауыржан Момышулы, «только легкомысленный глупец, не имеющий представления о жизни моего народа, или злоумышленник с целью подавления духа казаха может нести такой бред, что казах ленив. А недалекие люди подхватывают и кричат об этом со всех углов. Скажите по справедливости, кто кормил казахов многие века, кто защищал от врагов и конфликтов? Если не знаешь, то узнай, казахи сами себя кормили, сами себя защищали. Ухаживать за скотом, подбирать для него землю под летний жайлау или зимнее стойбище, найти место, где и как пасти скот, определить, какой травой он будет питаться, лечить больной скот, ориентироваться в пути по звездам безлунной ночью, ухаживать за охотничьим соколом и конем, прогнозировать погоду заранее, лечить недуги, придумать такие игры, как кокпар, байге, борьба, альчики. Способен ли на это ленивый человек? Сам подумай, если бы казах был ленивым, смог бы он отстоять такую огромную землю? Смог бы вырастить столько мудрецов и называться Родиной всех тюрков?»

«НЕ ЗНАЯ НИКАКИХ ИСКУССТВ»…

Это самая грубая ошибка по отношению к казахскому народу. Начнем с того, что казахи – одна из самых музыкальных наций, а еще у нас очень много поэтов. То есть почти каждый второй казах был не только мастером слова, но и мог рифмовать их на ходу. За счет развитого устного искусства вся информация переходила через жыр, терме, так вся история казахов и батыров дошла до современников. Как говорил незабвенный Герольд Бельгер: «В казахском языке — 2 млн. 400 тысяч слов. Для сравнения: английский словарь – примерно 240 тысяч слов. Маяковский, например, обходился 15 тысячами слов, язык Шекспира состоит из такого же количества слов, а в «Пути Абая» (я это тоже постоянно подчеркиваю) Ауэзов употребил 16 983 слова. Это свидетельствует о богатстве и мощи казахского языка, которого многие не знают».

А сколько у нас было музыкальных инструментов! Начнем с древнего кобыза, который считался не просто музыкальным инструментом, но и имел сакральное действие на слушателей. Под его звуки казахские бақсы успешно лечили людей от недугов. А итальянцы официально признали кобыз прародительницей скрипки. Кобыз был изготовлен Коркыт ата в VIII-IX веке, а скрипка появилась в Италии XV-XVI вв. А еще домбыра, сырнай, сыбызғы, керней и т.д. В прошлом году я была участником конференции, посвященный памяти Рахимжана Отарбаева, где российский профессор сказала, что казахи необычайно музыкальный народ, они чувствуют и понимают всю красоту звуков. На самом деле казахи очень любят петь сами и слушать песни. У нашего народа были весьма почитаемы люди искусства, они разъезжали по аулам с домброй и везде их встречали, как самых дорогих гостей, одаривали, потчевали самыми вкусными национальными блюдами.

То, что в наших генах природой заложена музыкальность можно доказать на сегодняшних примерах. Начнем с малого — в последние годы наши исполнители все чаще становятся победителями популярных музыкальных международных конкурсов. А всемирно известный Димаш Кудайберген собирает в залах десятки тысяч благодарных зрителей в США, Европе, Азии. Что интересно, сегодня американцы, немцы, чехи, китайцы, итальянцы и многие другие нации изучают язык своего кумира и поют песни в оригинале. А сто лет назад Амре Кашаубаев покорил зрителей своим пением на первом фестивале Евровидения в 1925 году в Париже! Вернемся в современность — 20 летний путеец-железнодорожник из Павлодара Иманбек Зайкенов, не имеющий музыкального образования, пишет на простейшем компьютере ремиксы и получает самую высокую премию мирового масштаба «Грэмми»! Эти факты говорят о наличии особой предрасположенности к музыке моего народа, которая передается на генном уровне.

Также наши предки были искусными мастерами во всем. К примеру, одежда, женские украшения, снаряжение всадника, холодное оружие, бытовые принадлежности, изготавливаемые из шерсти, кожи, костей и металла, отличались самобытной красотой. И сегодня они очень ценятся в мире, потому что передают национальный колорит.

ПРАЗДНОСТЬ

Да, казахи любили и любят праздники. Насколько жизнь была нелегка, настолько мои предки отрывались на праздниках. После долгой зимы в теплое время начинались бесконечные тои со скачками, играми, качелями алтыбакан, с обязательными состязаниями айтыскеров — в этом никто с нами не сравнится. Все потому, что казахи умели радоваться жизни, даже можно сказать, были пьяны жизнью без вина. Подчеркну момент, мои предки были экологичны. Огромная территории позволяла свободное передвижение, тучные стада обеспечивали безбедную, сытую жизнь, а еще они жили в полной гармонии с природой, прекрасно осознавая свое место во Вселенной. Эта была степная цивилизация, которая без современных технологий знала, какая будет погода завтра и даже какой выдастся предстоящая зима, а время определяли по звездам. Да, они все знали лучше нас, современников, о небесных телах, об их движениях, все они имеют казахские названия. Кочевники умели быть счастливыми, потому что понимали, что они гости в этом мире. Только в нашем народе есть слово «жалған» (иллюзия жизни)! То есть они понимали, что жизнь скоротечна и может остановится в любой момент (как говорит Воланд в булгаковском «Мастере и Маргарите» — человек смертен, но хуже всего что он может быть внезапно смертен), так зачем страдать из-за мелочей? Также наши предки знали, что душа бессмертна, недаром в нашем языке об умершем говорят не иначе, как қайтты, что означает вернулся!

ҚАЗАҚ ЗНАЧИТ СВОБОДНЫЙ ДУХ

Слово «қазақ» означает свободу или свободный дух! Кочевник был свободен в сознании, его не отягощали думы о богатстве, у него просто не было недвижимого имущества, как он и не имел работы, как таковой в нашем понимании. Если что-то ему не нравилось, он мог откочевать за одну ночь и продолжать жить в свое удовольствие – степь широка. У нашего народа не было рабов, люди себя считали равными, а баи брали на себя ответственность за весь аул, обеспечить приданым невесту из своего рода, сыграть свадьбу джигита, организовать похороны и поминки – все это являлось обязанностью родового бия. Скот – богатство казаха, считался имуществом бая, но по сути принадлежал всему роду. К примеру, в соседней Российской империи был крепостнический строй, крепостной человек был бесправным рабом хозяина. И крепостное право, это постыдное явление в истории человечества в империи упразднили только во второй половине XIX века.  Казахи назывались своим именем и именем отца, как Бауыржан Момышулы.

В любом обществе возникают конфликты. Их решали бии, вердикты которых оказывались намного справедливее и эффективнее нынешних судов. У казахов не было тюрем, за тяжкие преступления человека изгоняли из рода, то есть он должен был уйти в степь… Предки понимали, что лишать жизни человека имеет право только Творец, который его создал, но никак не человек.

Шокан Уалиханов писал: «В пользу суда биев мы можем привести еще один крупный факт, говорящий сам за себя. Это то, что русские истцы или русские ответчики во многих случаях предпочитают суд биев русскому следствию».

БОЛТЛИВОСТЬ

Про болтливость казахов скажу, что в каждом народе могут быть болтливые люди, но судить так о всей нации — ошибка. Дело в том, что в нашем народе многословие считается серьезным пороком. А еще есть известное словсочетание «Ымды түсінбейтін — дымды түсінбейді!». Смысл в том, что казахи были по натуре немногословны, они придавали большое значение силе слова, стараясь зря не растрачиваться. Любой конфликт и даже войны могли разрешить значимым словом. Помню, ходила на исторический спектакль, где в сюжете казахи и кыргызы готовились к бою, но сначала в словесный бой вступили лучшие айтыскеры сторон. Мастерство, мудрость, а главное, аргументы казахского акына перевесили притязания противной стороны, и кыргызы признали свою неправоту. Конфликт закончился тоем в честь примирения сторон.

У казахов так и говорится: «Сөзге тоқтаған халықпыз» («Нас может остановить слово»).

СТЕПНАЯ МЕДИЦИНА

Считаю нужным добавить об искусстве врачевания казахов. Левшин представляет нас темными людьми, которым ничего не ведомо, и только от них мы всему научились. В вышеназванной статье по словам имперских чиновников отмечается, что казахи отличаются крепким здоровьем и выносливостью. Это правда, в каждом ауле, кроме обычного люда, было по несколько батыров. Все потому, что кочевники употребляли качественную натуральную пищу и были жизнерадостны. Какая связь, спросите вы. Прямая, это сейчас ученые доказывают, что все болезни от нервов или по научному от психологического состояния человека, а казахи знали об этом испокон веков. К примеру, названия органов говорят сами за себя: өкпе — легкие имеют еще одно значение — обида. Значит, долгие обиды первым поражают легкие человека, у которого начинаются проблемы дыхательных путей. Сердце переводится как жүрек, а чтобы оно хорошо работало – жүру керек, то есть надо двигаться, ходить! Многие народы и сегодня устраивают близкородственные браки. Но доказано, что дети от таких браков рождаются больными, нежизнеспособными. Казахи знали об этом без всякой современной науки. У нас строго запрещено жениться до семи колен. А вообще, не приветствуются браки до 12 колен. Или, к примеру, орган поджелудочная железа в русском языке названа так из-за своего место положения в организме под желудком. А наши предки назвали его ұйқы безі (сонная железа), так как знали, что как только перестает работать этот орган, человек падает в кому, то есть засыпает. А желудок переводится как асқазан, то есть казан, где варится (переваривается) еда.

Да, что там говорить, когда в каждом мало-мальском казахском ауле проживает несколько сынықшы-костоправов, которые могут собрать человека, буквально, по кусочкам после аварий, который уже через месяц ходит на своих ногах. К сожалению, этот феномен нашего народа не изучен на научном уровне. Но это работает! Также было развито врачевание природным материалом – травами. Здесь описана мизерная часть знаний кочевников о жизни, которые помогли им выжить, несмотря на пережитые трагические потрясения – голодоморы, войны.

Толерантность казахов, гостеприимство и доброту представители некоторых этносов считают за слабость. Оставим это на их совести…

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна