По официальным данным, Казахское ханство, как независимое государство, было создано правнуками знаменитого Орыс хана — султанами Кереем и Жанибеком в 1465 году. Но Орыс умер в 1377 году. Как так получилось, что спустя целых 88 лет его потомки все еще продолжали претендовать на власть в степи и даже осуществили свои замыслы?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно погрузиться в эпоху «игры престолов» в период после смерти последнего по-настоящему великого хана Улуг Улуса Тохтамыша и последнего же великого эмира государства Едиге. Тут нужно понять, что никто из значимых степных владык того времени не стремился создать свой маленький улус, наоборот, каждый приходящий к власти в разных уголках Великой степи был «болен» идеей вновь объединить распавшееся ханство, воссоздать империю. Правда, история уже не подчинялась их воле – центробежные силы разорвали улус на кусочки…
Тохтамыш пришел к власти при поддержке великого завоевателя — хромого Тимура и вначале его ханствования они с Едиге были союзниками. Но со временем они поссорились, и последний уходит к Тимуру. Далее при конфликте Тимура с Тохтамышем Едиге находится в стане Джихангира. В лагере завоевателя и сын вчерашнего непримиримого врага Орыс хана — Куйыршык. Его-то вместе с сильным войском Тамерлан послал в Орду, снабдив символами ханской власти. Но Куйыршык просидел на троне недолго – умер. После этого на некоторое время следы потомков Орыс хана в дошедших до нас источниках теряются. А фигура Барака (сын Куйыршыка) возникает в связи с ордынскими событиями только в 1419 году после смерти Едиге. Но вернемся чуть-чуть назад.
Итак, Тохтамыш погибает в стычке с войском Едиге в 1406 году. После его смерти Едиге становится подлинным властителем улуса, но не будучи чингизидом, он сам не имеет права сесть на трон, а потому назначает кукольных ханов, от имени которых управляет Ордой. Жизнь этого батыра, бия, выдающегося политического деятеля и военачальника очень интересна для любителя истории, но сегодня речь о других. В упомянутом 1419 году Едиге погибает в бою с войском одного из сыновей Тохтамыша Керимберды, и относительный порядок в Орде снова нарушается. Борьба за престол вспыхивает с новой силой. Все перипетии этой войны всех против всех нам не совсем ясны. Известно только, что Барак убегает из улуса, во владения тимуридов в Самарканд. В конце концов, с помощью Улугбека Барак занимает великий трон. При этом его владения историками обозначаются какими-то абстрактными, обобщенными терминами «из Сибири», «с Востока», «из глубин Степи». Так, например, пишет известный советский историк Александр Якубовский: «Кочевники из районов Западной Сибири во главе с узбекским ханом Бораком» [Греков, Якубовский 1950: 410]. По мнению его коллеги Магомета Сафаргалиева, Бараку «не удалось закрепить за собой захваченные на западе земли, и спустя год он был вынужден бежать снова на Восток» [Сафаргалиев 1960: 198]. Немецкий историк Бертольд Шпулер пишет: «Из Сибири на запад шел Барак» [Шпулер 2016: 185]. Авторы процитированных и других обобщающих работ по истории Золотой Орды исследовали в основном события, происходившие в центральных и западных областях Улуса Джучи, а события к востоку от Волги и Урала оставались вне поля их зрения. Из этого можно сделать осторожный вывод, что все это время Барак находился на территориях, бывших под владычеством своего знаменитого деда – Орыс хана до начала и в период беспорядков в степи, то есть еще в начале второй половины XIII века. И не просто находился, а имел под своей рукой обширный улус и крепкое боеспособное войско. Видимо, он решил воспользоваться очередным витком смуты в Большой Орде и, объединив оба крыла государства, сосредоточить власть в одних руках, тем самым восстановив былое могущество Джучиева улуса. Но тут ему противостоял другой чингизид — Улу Мухамед, не считая более мелких претендентов. Борьба между потомками одиннадцатого сына Джучи хана Тукай-Тимура велась с переменным успехом. Видимо, и тот, и другой опирались на ногайских биев – сыновей и внуков Едиге. Те поддерживали то одного, то другого, им был нужен слабовольный хан, от имени которого, по примеру деда, они могли бы управлять государством. В 1420 году Барак, разгромив войско соперника, воцаряется в Орде, но через три года вынужден оставить трон в результате своего поражения. Еще через три года он возвращает себе Орду при помощи сына Едиге — Мансур бия, которого назначает своим беклербеком. Но на этот раз триумф продолжался недолго. Улу Мухамед, бежавший в Литву, получив поддержку от Великого князя Литовского Витовта, возвращается в Орду и выгоняет Барака. Последний отступает на левобережье Волги. Его авторитет сильно пошатнулся, от него стало отворачиваться вчерашнее окружение. И здесь он совершает роковую ошибку. Пытаясь вернуть свое влияние, он идет на крайние поступки. Заподозрив свое ближайшее окружение в предательстве, он казнит несколько своих беков, в том числе и бия Мансура. Это позволяет на короткий срок стабилизировать ситуацию, собрав новые силы, Барак хан вынуждает Улу Мухамеда вновь бежать на запад и возвращает свой трон. Но родственники Мансур бия не простили его смерти. В 1428 году младшие братья Мансура Казы и Наурыз, заключив союз с шибанидами, выходцами из Сибири, выступили в поход против Барака. Битва произошла в окрестностях Сарайшыка. Это был последний бой беспокойного хана, пытавшегося воспрепятствовать крушению Великого Улуса. Барак хан пал в сражении, а едигеевичи возвели на трон 17-летнего Абулхаира, посчитав, что малолетний хан будет в полном их подчинении. Они просчитались, но это уже другая история…
«Основу улуса Барак-хана составляли степи современного Западного Казахстана, в основном это левобережье Волги (Едил), реки Жайык и Жем, Северное Приаралье и далее на юге Сыгнак и Присырдарья. Улус Барак-хана территориально совпадал с землями казахских ханов, с Казахским улусом. В Ак-Орде Барак-хана и Казахском ханстве при Керей-хане и Жанибек-хане, Бурундук-хане, Касым-хане и Хакк-Назар-хане важным столичным городом и ханской усыпальницей был город Сарайчик. Есть источники, сообщающие о том, что здесь была могила Касым-хана, но нет сведений о том, где был похоронен его дед Барак-хан. Однако учитывая роль и значение города Сарайчик в XIV–XVI веке, можно допустить, что здесь было много ханских могил. Вандализм донских казаков, а затем и изменившееся русло реки Жайык, казалось бы, унесли тайны ханских погребений, но современные археологические раскопки на городище дают надежду на новые научные открытия», — рассказал кандидат исторических наук, директор института гуманитарных исследований АБДИ Канат Ускенбай на Республиканской научно-практической конференции «Сарайшык и средневековый мир Евразии», посвященной 800-летию Улуса Джучи.
Хан Барак, внук предка всех казахских ханов Орыса. Сподвижник Барака бий Мансур, старший сын великого Едиге был женат на родной сестре Барака Суйдуне-ханым. Видимо, это и стало главной причиной союза между этими двумя влиятельными фигурами своего времени. Ведь договорившись с Бараком, Мансур, по сути, нарушил завещание своего знаменитого отца, наказавшего перед смертью, что его сыновья в деле возрождения Орды должны поддерживать сибирских ханов шибанидов. Вначале так и было, но протеже бия Хаджи Мухаммад оказался человеком не амбициозным, его власть не распространялась на Поволжье – территорию всех великих ханов Улуса. Он к тому и не стремился. А вот притязания Барака на реанимирование всего наследия Жошы пришлись бию по душе.
Из всего сказанного можно сделать логичный вывод, что борьбу казахских ханов с шибанидами нельзя рассматривать как войну разных государств. На самом деле это противостояние двух ветвей потомков Жошы хана за наследие предка. Орыс хан – выходец из дома одиннадцатого сына Жошы, Тукай-Тимура, представителями того же дома являются и Тохтамыш – последний хан, сумевший, хоть и на время, объединить Золотую Орду, и Улу Мухамед – главный соперник Барака в борьбе за престол. Шибаниды, как серьезная политическая сила, правили Сибирью и включились в борьбу за власть в степи только в поздний период Орды, когда она фактически распалась. И те, и те другие стремились объединить степь и восстановить государство. И те, и другие во многих случаях прибегали к помощи потомков Едиге, которые образовали свой улус – Ногайскую Орду. В бесконечных стычках между этими тремя силами и погиб Улуг Улус, созданный когда-то старшим сыном Потрясателя Вселенной Чингисхана.
Каждая из сторон хотела объединения, но каждая видела во главе государства лишь себя. Но зачастую даже внутри этих кланов братья враждовали между собой, что уж тут говорить о более широких масштабах согласия. Абулхаир правил восточным Дешт-и-Кыпчаком 40 лет. Он сумел собрать вокруг себя наиболее влиятельных султанов и беков всех трех кланов. В результате и тимуриды, и могольские ханы подпали в определенную зависимость от «кочевых узбеков» (так часто называли ханство Абулхаира восточные современники). Но к концу своего правления, видимо, и он стал терять свой авторитет. В 1457 году он терпит сокрушительное поражение от джунгарского тайчи Уз-Темира, заключает с ним унизительный мир и даже отправляет в ставку джунгар аманатов.
Примечательно, что по исследованиям современных историков в его окружении в это время нет ни Керея с Жанибеком (основоположники Казахского ханства), ни Акжол бия, ни Кобланды батыра (ссору их двоих официальная казахстанская историография считает причиной разлада между Абулхаиром и казахскими султанами). Получается, что после смерти Барак хана распря между тукай-тумуридами и шибанидами не прекращалась, а только поутихла. Сын Барак хана Жанибек и племянник Керей только ждали удобного момента и дождались. Когда авторитет Абулхаира среди подданных в результате поражения от джунгар пошатнулся, потомки Орыс хана не преминули воспользоваться таким обстоятельством. Они укочевали в пределы Моголистана, а уже обретались там (вероятно, бежали от Абулхаира после гибели Барак хана) и принимали кочевья недовольного правлением шибанида населения. Вот такой вывод напрашивается, если внимательно проанализировать последние открытия ученых.
И в конце вернемся к Сарайшыку. Земли Западного Казахстана, особенно Западно-Казахстанской и Атырауской областей, всегда считались сакральными для потомков властителей Золотой Орды. Интересный факт, что шибаниды больше тяготели к среднеазиатским оазисам, то есть к Бухаре, Самарканду, Хорезму, и не очень стремились на берега Жайка и Едиля. Хотя Абулхаир предпринимал подчинить себе ногаев, но как-то вяло, не очень активно. А вот потомки Тукай-Тимура, едва обретя самостоятельность, устремились к Жаику, уже Жанибек, будучи еще султаном, с войском пришел в Сарайшык. Я не историк и не знаю причин столь явного тяготения, наверняка, тому были многие причины. Мне просто хочется думать, что население степи, добровольно присоединившееся к Керею и Жанибеку и позже назвавшееся казахами, имело куда большие связи именно со здешними территориями, а в то время ханы не могли игнорировать настроения народных масс, традиционная степная демократия вынуждала властителей считаться со своими подданными. А Касым – самый могущественный из всех казахских ханов, перенес свою столицу в Сарайшык и, скорее всего, похоронен на берегах седого Жаика.
Кайрат САТАЕВ