«Должник» как новое веяние «киношки»
Мы привыкли, что в последние несколько лет в кинотеатрах крутят отечественные комедии. Да, можно прийти и отдохнуть за просмотром, посмеяться, ни о чем не думая. Но таких фильмов, как говорится, масса. «Пипл хавает» лицедеев, а где высокое искусство? Ладно, не прям уж высокое, но выбор ведь должен быть? На прошлой неделе один такой выбор появился: на большие экраны нашей страны вышел фильм «Должник». «Прикаспийская коммуна» взяла эксклюзивное интервью у главного режиссера картины Расула Шарафеддинова.
Не влезайте в долги
Доля Атырау в выпуске фильма есть: продюсер долгое время работал в нашем городе, в нефтяной компании, а дизайнер картины – коренной атыраучанин. Но важно, что съемочная группа пытается донести до зрителя: по сюжету герой берет кредит за кредитом, не задумываясь о будущем. И миссия фильма – граждане, не надо влезать в долги, а если уж и взяли в долг, верните!
– Расул, я прочла ваше интервью карагандинским журналистам, где вы упоминаете, что еще в 2010-м написали сценарий. Это, кажется, то самое время, когда казахстанцы массово стали брать кредиты?
– Да, все верно, сценарий был написан в 2010 году – время подъема экономики в стране. И началось повальное кредитование населения – имею в виду кредиты на потребительские нужды для физических лиц. В те годы я работал в банке (да, свою трудовую деятельность я начинал так, после окончания Западно-Казахстанского госуниверситета сначала на юриста, позже, там же – на экономиста) и видел подобное ежедневно. В то же самое время обрели популярность букмекерские конторы. В 2010-м, когда шел чемпионат мира по футболу в ЮАР, стал свидетелем, как ребята брали кредиты и играли на ставках. Вот тогда и родилась идея сценария фильма «Должник».
К тому же жить в кредит мне знакомо, даже очень. А кому сейчас в наше время удается жить без кредитов и вообще без долгов? Может и есть такие люди, но это, скорее, исключение. Сегодня все наше общество в кредитах, займах и долгах.
Тема азартных игр мне тоже близка, как и всем в нашей стране, думаю. Но вообще я не очень азартен, по крайней мере, что касается игр. Азартные игры человеку приносят не только радость и адреналин, но и, к несчастью, неприятности, причем серьезные. Искоренить любовь людей к ним, думаю, невозможно – такова человеческая натура. Хорошо это или плохо? Трудно сказать. Все зависит от человека играющего: насколько он может себя контролировать.
– Давайте теперь о фильме. Он для вас который по счету? Кто в нем занят из актеров, как он снимался? Правда, что у вас команда – начиная от сценариста, актеров и заканчивая дизайнерами и продюсером – из разных городов KZ?
– Фильм «Должник» – это мой дебют. Именно как полнометражное кино, ранее снимал только короткометражное. Актеры – настоящие профессионалы, с опытом. Так что творить и созидать было очень приятно, многому научился. Вообще, собралась потрясающая команда, к тому же у нас тот случай, когда работают за идею, а не за деньги. Тем более денег-то толком и не было: бюджет фильма очень маленький, что тут сказать – независимое кино! (улыбается).
Мои коллеги – из разных городов. Продюсер фильма – Темирлан Якушев – родом из Уральска, сейчас проживает в Караганде, 20 лет жил и работал в Атырау. Я сам из Нур-Султана. Мы приехали в Алматы на съемки изначально малой группой. Я и операторы Бекзат Алимбаев и Рустем Солтанбеков. По прибытии в Алматы линейный продюсер Камила Сагынткан и второй режиссер Айнур Сагандык сформировали всю команду. Да, все из разных городов: ребята, создававшие визуальные эффекты, – Азамат Ерназар с командой – из Шымкента, один из специалистов – из Бишкека. Повезло познакомиться и поработать с дизайнером Павлом Тулиным из Атырау. А одними из создателей саундтреков стали ребята из Уральска – группа «Lady Godiva». В продолжение географии съемочной команды: наш режиссер монтажа – из украинского города Черкассы – Семен Герасимюк.
Что касается актеров. Изначально была стратегия не задействовать в главных ролях лиц, слишком примелькавшихся в казахстанском кино. Но обязательное условие – должны быть профессионалы, вплоть до актеров, участвовавших в эпизодах. И нам удалось воплотить эту идею в реальность. Главные роли сыграли актеры Бекзат Достанов, Кирилл Климов и Елжас Рахим. На роли второго плана были приглашены именитые актеры нашего кино – Еркен Губашев, Даулет Абдыгапаров и Ашим Ахметов, Шарифбек Закир.
Привычные комедии, привычные лица
– Заметила в последнее время, что в кинотеатрах показывают не очень качественные фильмы из-за бугра, словно третьесортные. В то же время стало много отечественных фильмов, в основном комедий. А каких фильмов нам не хватает? И нужно ли государству помогать с финансированием нашего кино?
– В кино, как и в мире, все идет волнами. После спада будет и подъем. Кино – искусство зависимое – от ситуации в мире и стране, политической, экономической, социальной. Что касается отечественной киноиндустрии. Да, сегодня в основном это комедии. Здесь, полагаю, все дело в потребностях зрителя. Ведь зритель ходит на комедии намного больше, чем на драмы или кино другого жанра. Хотя снимают, и немало кино разного жанра. Но у зрителя оно непопулярно. А к некоторым жанрам вообще относятся скептически. Наш фильм «Должник» тоже немного непривычен зрителю. Это – криминальная комедия. Здесь нет истории любви, свадьбы или истории переезда из города в аул или наоборот. В «Должнике» преобладает черный юмор. Но вот как воспримет это зритель? Это вопрос.
Многие кинотеатры предпочитают проверенный продукт. Прокатчики делают ставку на узнаваемых в фильме актеров. Либо должен быть легкий и более приближенный к нашим проблемам сюжет. Может поэтому наш фильм в Атырау не попал. Мы провели некое исследование и выявили, что 95 процентов людей идут в кино на привычные комедии, на привычных для их глаз актеров и привычный сюжет.
Уверен, сегодня нам не хватает фильмов разных жанров, разных направлений. Да и вообще разнообразия. Нет разнообразия как в стилистке повествования, так и в героях. Давайте будем откровенны: все одинаково в той или иной степени. Но – мало кто хочет рисковать и пытаться выйти и кинуться на амбразуру. Единицы режиссеров таких, как Ермек Турсунов или Адильхан Ержанов, которые могут позволить себе снимать то, что они хотят. В основном все снимают что-то привычное зрителю. Я считаю, что мы должны дать шанс зрителю – показать другое кино.
Касаемо помощи кино от государства – она есть. Но не всем. Допустим нам, независимым киношникам, приходится выживать без помощи государства.
– Слышала, что Атырау и еще несколько городов страны отказались от проката «Должника». А почему? И где нам теперь смотреть?
– Насколько я в курсе, в городах Атырау, Актобе и Семее на сегодня проката нет. Не знаю, почему, наверняка есть какие-то причины, но мне о них неизвестно. Возможно, сейчас немного лихорадит киноиндустрию (не только в Казахстане, но и в мире), но считаю это временное явление, не каждый год как 1994 год, когда ежемесячно выходил шедевр кинематографа. Что касается, где посмотреть «Должника»… Мои друзья из Атырау поехали смотреть фильм в Уральск. А что теперь делать? (смеется)
Интервью записала Надежда ШИЛЬМАН