Маршрутный передел: в Атырау меняется движение городских автобусов
В областной филармонии им. Н. Жантурина на суд общественности города был представлен проект измененной схемы движения общественного транспорта.
Субсидии придётся урезать
Как проинформировал аким города Мейирим Калауи, данная встреча организована для того, чтобы перед тем, как принять решение о планируемых изменениях в схемах автобусных маршрутов, вместе обсудить все вопросы и проблемы, которые имеются на сегодняшний день и которые могут возникнуть в будущем.
– Если будут предложения и пожелания, их надо учесть при принятии решений – такова наша позиция. В таком же формате, то есть публично, мы намерены обсудить с горожанами планы по реновации жилья и состояние дачных участков, – отметил градоначальник.
По словам М. Калауи, в 2017 году специалисты Казахской автомобильно-дорожной академии им. Л.Б. Гончарова изучили и разработали концепцию развития общественного транспорта города и, придерживаясь ее принципов, на текущий период были разработаны новые схемы автобусных маршрутов, которые вынесены на обсуждение. Согласно проекту, из 30 городских автобусных маршрутов 17 будут подвергнуты изменениям.
На сегодня из местного бюджета ежегодно субсидируется громадная сумма средств (5,2 млрд тенге) для покрытия нужд городских перевозчиков. А тем временем ни сервис, ни качество обслуживания от этого не становятся лучше. От жителей Атырау и пригородов все также поступают жалобы на нехватку автобусов, несоблюдение дистанции между автобусами, «байгу» на дорогах, когда водители устраивают опасную езду наперегонки, их грубость и хамство по отношению к пассажирам и т.д.
То есть вкладываемые бюджетные средства не дают должного эффекта. Поэтому решено было пересмотреть подходы к субсидированию маршрутов и изменить схему их движения. И, как было озвучено, упор будет сделан на эффективность освоения средств и повышение качества обслуживания пассажиров. А вот будет ли ожидаемый результат от частичного сокращения объемов дотации городских перевозок, покажет, конечно же, время. Государство вряд ли полностью откажется от дотации общественного транспорта, но подстегивать частных перевозчиков работать на совесть и требовать отдачу от финансирования затрат городские власти будут жестче.
Дойти до автобуса
Поскольку главной темой встречи были автобусные движения, то естественно Мейирим Калауи коснулся вопроса автобусных остановок.
В связи с тем, что во многих местах (особенно в пригородах) отсутствуют автобусные остановки, то для нужд города из бюджета будут выделены средства на приобретение 55 остановок.
Они не будут такими дорогими, как ранее, из Республики Беларусь за 8-10 миллионов тенге, будут обычными – из металлопрофиля и будут стоить примерно 1,5-2 млн тенге. Кстати, именно такой конструкции просили сельчане в ходе недавних встреч, – заверил аким города.
В то же время в ходе обсуждений выяснилось, что часть пригородных маршрутов, охватывающих многие улицы в селах, перестанут это делать. Естественно это может вызвать недовольство у многих жителей сел и аулов, привыкших садиться в автобусы поблизости от своих домов. По расчетам специалистов, новая схема сэкономит время, затрачиваемое топливо для автобусов и сократит интервал движения между автобусами. Особенно это удобно в часы-пик, когда люди по утрам и в обед спешат на работу и обратно домой.
Прозвучало пояснение, что норматив расстояния между остановками составляет от 400 до 700 метров, а то и больше. Получается, что селянам определят новые места, где им ждать автобусы. В зиму, в холода и в слякоть это может вызвать определенные трудности, особенно в тех местах, где еще нет тротуаров и нормальных дорог. Не в восторге будут школьники, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, мамаши на руках с маленькими карапузиками, которым надо ездить на учебу, посещать поликлиники, места торговли и оказания услуг в городе. Однако этот вопрос остается открытым и будет обсуждаться до начала августа. В связи с этим Мейирим Калауи дал поручение руководителям соответствующих отделов разместить новые схемы маршрутов на страничках городского акимата в социальных сетях и на ведомственном сайте на портале e-gov. Необходимо разъяснить горожанам, собрать их предложения и пожелания, чтобы найти приемлемый баланс интересов между пассажирами, перевозчиками и акиматом города, заметил градоначальник. Так что горожанам надо активнее включаться в процесс обсуждения схем автобусных маршрутов.
Городским – город, а пригородным – сельские округа
Затем по главной тематике выступил директор КГУ «Смарт Атырау» Арслан Аронов.
«Сегодня мы представили на обсуждение вопрос о внесении изменений в городские и пригородные автобусные маршруты. В настоящее время можно сказать, что разница между городскими и пригородными маршрутами стерлась и утрачена. Причем разница между городскими и пригородными маршрутами четко определена и регламентирована Законом Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденными приказом министра по инвестициям и развитию РК. Если перейти к пунктам, указанным в настоящих правилах, то городской маршрут – это перевозки в пределах определенных границ населенного пункта или города, то есть внутри него. А пригородный маршрут – это перевозки по маршрутам, соединяющим город с населенным пунктом в пригородной зоне протяженностью до 50 километров, которые исчисляются от установленных границ населенного пункта. У нас же многие из них заезжают на городскую территорию и являются по сути городскими маршрутами. Таким образом, загрузка города дополнительным транспортом приводит к заторам на дорогах и в свою очередь уменьшает количество пассажиров на городских маршрутах», – подробно разъяснил Арслан Аронов, касаясь целей предстоящих изменений.
И здесь кстати будет напомнить, что в свое время Казахская автомобильно-дорожная академия Л.Б. Гончарова при разработке концепции развития общественного транспорта для г. Атырау и его пригородов определила места конечных остановок для пригородных маршрутов. Такими четырьмя точками прибытия пригородных автобусов были определены конечные остановки в микрорайонах Балыкши и Авангард, рынки Дина и Аламан.
По словам директора КГУ «Смарт Атырау», если конечные точки доступа пригородных маршрутов, определенные итогами исследования автомобильно-дорожной академии, закрепить и не давать ездить пригородным автобусам по городу, это изменение позволит улучшить интервалы движения пригородных маршрутов, даст возможность охватить отдаленные сельские округа, улучшить пассажиропоток городских маршрутов и снизить рабочую нагрузку на городские дороги.
Кое-что о маршрутах
На основании вышеизложенного планируется внесение изменений в схемы автобусных маршрутов №59, 58, 58А, 56, 57, 50, 53, 65, 52, которые ездят по территории сельских округов. Например, маршрут №56 предложено проложить от села Алга с въездом в село Бесикты до рынка «Дина», маршрут №53 планируют пустить от села Талгайран до рынка «Дина» с охватом населенных пунктов Акжар, Акжар-2, Аксай-2, маршрут №58А возможно будет ездить от села Аксай по микрорайонам Коктем и Мирас до рынка «Дина», маршрут №58 будет курсировать от микрорайонов Жулдыз-3, Жулдыз-2, Жулдыз до рынка «Дина».
А маршрут №57 будет курсировать от села Кызыл-балык через сёла Жанаталап и Зарослый до мкр. Балыкши, маршрут №50 будет курсировать от поселка Дамба непосредственно до мкр. Балыкши. Аналогично маршрут №52 будет курсировать от сел Еркинкала, Еркинкала-2 до конечной мкр. Авангард. Маршрут №65 проложат от микрорайона Балыкши с охватом сел Таскала, Таскала-2, Таскала-3.
Кроме того, планируется внести изменения в схемы городских маршрутов №11, 21, 22, 4, 30А, 51 по городу. Например, в настоящее время конечная остановка маршрута №21 находится по улице №1 микрорайона Самал. По просьбам жителей микрорайона Самал планируется продлить маршрут №21 через улицу №1, через улицы №20, №11 до аэропорта Атырау. Маршрут №22 проляжет от рынка «Дина» по проспекту Бейбарса до аэропорта, затем по проспекту Абылхайырхана с охватом микрорайонов Самал и Нурсая.
Предусматривается перенос конечной остановки маршрута №4 из микрорайона Нурсая в аэропорт. Маршрут №30А планируется проложить от аэропорта по проспекту Абылхайырхана через жилой комплекс New City по улицам Курмангазы, Жастар, Сатыбалдиева, А. Кунанбаева, Кожакаева до конечной остановки в мкр Балыкши. Маршрут №51 будет курсировать от села Кокарна до рынка «Дина». Также планируется открытие нового маршрута №64, который будет охватывать микрорайоны Оркен, Оркен-2, Балауса, начиная с конечной остановки микрорайона Авангард.
Также будет внесено предложение по исключению маршрута №30, так как он дублирует маршрут №1 на 70%, маршрут №12 – на 60% и маршруты №14, 15. Так что предусмотрено изменение семи маршрутов по городу и девяти маршрутов по пригороду.
Жители высказывали различные претензии и предложения по поводу работы общественного транспорта. Основные претензии таковы. Как всегда, нет автобусов после 9 часов вечера, кроме 14-го маршрута, не соблюдается оговоренная дистанция в среднем 15-20 минут между автобусами, людям с ограниченными возможностями трудно в Атырау пользоваться общественным транспортом. Об этом говорил инвалид первой группы Куанышбек Кенжегалиев. Специальные подъемные устройства в автобусах либо сломаны, либо ими водители попросту не умеют толком пользоваться, а то и не знают об их наличии. Вопросов было много, и не на все были получены четкие ответы. Так что возможно это не первая встреча, а услышанное будет учтено городскими властями и перевозчиками.
На сегодня из местного бюджета ежегодно субсидируется громадная сумма средств (5,2 млрд тенге) для покрытия нужд городских перевозчиков. А тем временем ни сервис, ни качество обслуживания от этого не становятся лучше. От жителей Атырау и пригородов все также поступают жалобы на нехватку автобусов, несоблюдение дистанции между автобусами, «байгу» на дорогах, когда водители устраивают опасную езду наперегонки, их грубость и хамство по отношению к пассажирам и т.д.
Тимур КАЗИЕВ