За доставку отвечает «КАЗПОЧТА»

photo 153987 Актуально

«Алло, здравствуйте! Это редакция газеты «Прикаспийская коммуна»? Помогите, пожалуйста, разобраться: нам не носят газету. Я подписалась на ваше издание, а почтовое отделение говорит, что они не отвечают за доставку. Моя фамилия Ахметова, я живу по адресу: мкр. Жеруйык, ул. Орекешова, 19».

Такие звонки в редакцию областной газеты поступают систематически, и чтобы хоть как-то прояснить ситуацию с доставкой подписных изданий, а также узнать о работе службы доставки, мы связались с директором Атырауского филиала АО «Казпочта» Алтын САДЫКОВОЙ.

ТОЧЕЧНЫЙ ПОДХОД

— Алтын Бахтыбековна, чтобы не быть голословными, мы записали адреса, по которым наши подписчики вовремя не получают периодику. Например, читатели областной газеты, проживающие по ул. Полынина, 16, вынуждены ходить за газетами в отделение АО «Казпочта» возле железнодорожного вокзала; не носят газеты жительницам: мкр. Жеруйык, ул. Орекешова, 19, ул. Курмангалиева, 107, инвалиду, проживающему по адресу: проспект Азаттык, 173. И таких жалоб, поверьте, немало.

— Дело в том, что сегодня почтовые отделения, действительно, не несут ответственности за доставку корреспонденции. Сейчас у нас работает единый центр службы доставки, и газеты разносят курьеры. К сожалению, курьеров на данный момент в регионе не хватает, и на некоторых участках доставка корреспонденции временно осуществляется курьерами из других участков, — начала комментировать ситуацию директор Атырауского филиала. — Мы выяснили ситуацию по всем озвученным адресам, и могу сказать, что по адресам: проспект Азаттык, 173, и в мкр. Жулдыз не было курьера. На сегодняшний день доставка газет возобновлена, и Александр Толстов, инвалид, про которого вы спрашивали, уже получает газеты. Что касается доставки периодики по адресу: ул. Курмангалиева, 107, то на этом участке курьер имеется. Возможно, из-за загруженности один-два раза были задержки, но сегодня газеты до адресата доходят вовремя. 

 По словам директора Атырауского филиала, в настоящее время в черте города имеется 66 доставочных участков, включая пригород. Сегодня в службе доставки фактически работает 41 пеший курьер и 2 курьера-водителя. При этом потребность в пеших курьерах составляет 9 человек, а тех, кто доставляет посылки до дверей на авто, — 5. 

— Скажите, куда нужно обратиться подписчикам, если им не носят газеты?

— По вопросам и проблемам доставки периодики можно обратиться в службу доставки по телефону: 36-71-00 (приемная), вн. 7-60-65. 

СКОЛЬКО ПРОШАГАЛ — СТОЛЬКО ЗАРАБОТАЛ

— Почему было принято решение передать доставку почты курьерам? И чем отличается почтальон от сотрудника службы доставки? 

 — Атырауский областной филиал в 2019 году, проанализировав мировой опыт курьерских служб и понимая необходимость увеличения доходов почтальонов и водителей-курьеров, принял решение о запуске пилотного проекта, который подразумевает перевод сотрудников на сдельную оплату труда. Раньше почтальоны получали только фиксированную зарплату. Теперь каждый курьер получает оплату, в зависимости от выполненного фактического объема работы. Другими словами, «сколько сделал — столько получил». Так, в 2019 году по данному принципу стали работать пешие курьеры, которые стали получать намного больше — до 45 процентов выше, чем было ранее (в среднем 56 тыс. тг).

Учитывая данный положительный опыт, было принято решение о переводе в 2021 году на аналогичный принцип оплаты курьеров-водителей EMS для повышения их дохода и увеличения качества оказываемых услуг и в других регионах. Всего в Акционерном обществе было переведено 140 штатных единиц.

До внедрения проекта почтальоны в регионах получали чистыми на руки среднюю заработную плату порядка 56 тысяч тенге в месяц. На сегодняшний день почтальон получает в среднем 90 тысяч. Таким образом, как ежемесячные, так и годовые доходы – 70 процентов – пеших курьеров выросли на 28,6 процента. К примеру, если ранее среднегодовой доход почтальона составлял 1 миллион тенге, то в 2022 году данный показатель составит 1 млн 250 тысяч тенге, что на 25 процентов выше. В частности, 43 процента курьеров получают ежемесячную оплату в размере от 80 до 100 тысяч тенге, 16 процентов — от 100 до 130 тысяч тенге и 8,5 процента — от 130 до 240 тысяч тенге.

 Международный опыт курьерских компаний показал высокую эффективность сдельной оплаты труда. В отличие от частных курьерских служб, работающих в Казахстане, АО «Казпочта», как социально-ориентированная организация, выплачивает курьерам гарантированную постоянную часть. При этом, напоминаем, что с 1 февраля 2022 г. в АО проиндексирована как заработная плата производственного персонала, так и гарантированная оплата пешим курьерам на 20 процентов. 

Также директор филиала добавила, что пешим курьерам выдаются велосипеды, а водители могут взять авто у компании в аренду с правом выкупа через два года. Но затраты по обслуживанию выданных транспортных средств курьеры несут сами. На данный момент филиал выдал 20 велосипедов. Кроме всего прочего, сотрудники службы доставки обеспечиваются мобильными телефонами со специально загруженным приложением, куда вбивается отчетность по доставке. 

 ТАК СКОЛЬКО ЖЕ МОЖЕТ ЗАРАБОТАТЬ КУРЬЕР?

Виктория Майер работает почтальоном-курьером вот уже 19 лет. Она обслуживает 3 участка. Как штатный сотрудник Виктория получает фиксированную заработную плату плюс курьерские услуги. 

— Например, за доставку одного заказного письма нам платят 50 тенге, за каждый экземпляр газеты — 10 тенге, за бандероли и мелкие посылки до двери — 150 тенге. Также отдельная плата идет за доставку пенсий и пособий, — рассказывает о своей работе сотрудник «Казпочты». 

По словам курьера, фиксированная зарплата составляет около 75 тысяч тенге, в день она доставляет не менее 30 писем и 900 экземпляров корреспонденции в неделю. Путем простых математических подсчетов можно убедиться, что за 6 дней Виктория разносит до 180 писем и около 5 тысяч газет, журналов. Тут стоит уточнить, что 10 тенге курьер получает за каждый экземпляр газеты или журнала. Скажем, если в КТЖ она отнесла 300-350 газет, то в итоге она получила 3000-3500 тенге. А бывает, что такая организация, как ДВД, получает до 3 тысяч уведомлений и писем. Вот и посчитайте — 30 тысяч вы уже заработали.

Кроме того, отдельная плата идет за доставку пенсий и пособий. 

— Также нам платят и фиксированную сумму – от 1,500 до 2000 тенге в день за выход на участок. Если ты в месяц отработал все 25 дней, то получил 50 тысяч тенге, — продолжает говорить курьер. В день она обходит более 50 точек. 

Если подсчитать, то из всего сказанного выходит, что Виктория в месяц в среднем зарабатывает где-то от 130 до 150 тысяч тенге, а то и больше. Ведь курьерская работа – сдельная. Сколько протопал, столько получил. Отчеты курьеры сдают каждый день, фиксируя свою работу в доставочном листе в мобильном приложении. В конце месяца итоги автоматически подводит робот.

Надо отметить, что директор Атырауского филиала «Казпочта» Алтын Садыкова добавила, что с 1 февраля текущего года оплату за курьерские услуги повысили. 

— Например, за доставку писем и заказных уведомлений теперь будут платить не 50 тенге, как раньше, а 75, за ускоренную корреспонденцию — 200 (было 150), мелкие пакеты с товарным вложением подняли до 300 тенге, — сообщает А. Садыкова. 

Но, откровенно говоря, не у всех курьеров есть такой объем доставок и опыт работы, как у Виктории. 

Например, если курьер не состоит в штате, то он получает деньги, согласно тарификации по розничному бизнесу, то есть только за доставку корреспонденции, бандеролей, писем и так далее. Кроме того, новенький курьер должен изучить свой участок, район, чтобы не затрачивать много времени на поиск адресата, суметь правильно и рационально организовать свой маршрут и работу, ведь график у него гибкий. Да и двигается он на своих ногах. Нужно учесть и тот факт, что сотрудник может заболеть и не доставить вовремя корреспонденцию. 

По мнению главного почтальона области, тут во многом играет роль пресловутый человеческий фактор. 

— У многих не хватает терпения и желания изучить свой район. Конечно, они устают, когда не могут найти адрес, особенно это касается частного сектора и окраин города. А если, скажем, сотрудник службы доставки занемог, то вместо него может разнести почту член семьи. Еще нужно учитывать специфику нашего региона — все стремятся попасть на работу в нефтяные компании, да и пандемия тоже сыграла свою роль, — говорит А. Садыкова. 

К тому же, собеседница уточняет, что к ним приходят на работу в основном люди среднего возраста, которые вышли на пенсию или студенты — они не выдерживают нагрузку. Исходя из всего этого, курьеры в службе не задерживаются.

ОТКУДА ТАРИФЫ?

Цена на услуги «Казпочты» за доставку газет состоит из разницы подписки и издательской цены. Если говорить конкретно, то за доставку областной газеты «Прикаспийская коммуна» сумма услуг почты составляет 17 тенге 40 тиын. 

— Таким образом, 10 из 17 тенге мы отдаем курьерам, а 7 тенге забирает «Казпочта» для оплаты труда сортировщикам и водителям, — дает раскладку Алтын Садыкова. — Повышать тариф за свои услуги мы не можем, соответственно, оплату курьерам тоже. 

Прибыли нет. А когда нет материальной заинтересованности, сотрудники уходят на более высокооплачиваемую работу. 

УБЫТОЧНЫЙ

За последние годы спрос на печатную периодику упал. А если специфика работы «Казпочты» направлена в основном на доставку корреспонденции и посылок, то и доходы тоже не растут. 

Мы поинтересовались у директора Атырауского филиала, сколько выписывают печатных изданий в нашем регионе сегодня. 

— Объем печатных изданий в городе составляет 9122 экземпляра, а по области — 37647. Если сравнить спрос на печатную периодику с пятилетней давностью, то по состоянию на 2020-2021 гг. спрос на журналы снизился на 43 процента, а на газеты — на 36 процентов. Мало того, объем посылок тоже упал. Например, до пандемии в день в филиал прибывало 5 тысяч посылок, сегодня — всего 3 тысячи. Причем, надо отметить, что в нашем регионе больше получают посылок, чем отправляют. Что тоже сказывается на себестоимости. 

Алтын Бахтыбековна выразила мнение, что качество оказания услуг «Казпочты» находится не на должном уровне не потому, что она плохо работает, а потому, что услуги по доставке периодических изданий и прос­тых писем нуждаются в государственных дотациях. 

— Международный опыт распространения печатных изданий по подписке показывает, что эффективная почтовая служба не может быть выстрое­на без участия государства. К примеру, в некоторых странах предусмотрено выделение государством субсидий на покрытие расходов на доставку прессы организациям-распространителям, также используются дотации и льготные кредиты для новых изданий, снижение почтовых тарифов, освобождение всех газет от НДС. Например, в Швеции, Германии и Финляндии государство частично субсидирует расходы на доставку и пересылку прессы. Почтовые субсидии введены и в Швейцарии. В некоторых странах имеется опыт объединения издателей и создания издательских домов, которые занимаются не только организацией подписки, но и имеют свою службу доставки.

Нужно улучшать условия труда наших сотрудников и повышать заработную плату. Как правило, у нас региональные филиалы почтовой связи являются убыточными. И наш филиал не исключение, — говорит А. Садыкова.

По мнению директора филиала, государству нужно задаться вопросом — нужна ли почта вообще, особенно на селе? 

Кстати, производственных объектов в областном филиале 87 — это отделения почты в селах и районах, в ЦОНах, ­аэропорту. Также в городе установлены пять постаматов и три отделения супермаркетов посылок.

— Если говорить об отделениях связи в селе, то они должны были стать агентом финансовых услуг. Но, находясь в конкурентной среде, сегодня люди пользуются мобильными приложениями банков, которые перешли в онлайн-формат. Клиентам стало удобно оплачивать коммунальные услуги и разного рода платежи, не выходя из дома. И от «Казпочты» пошел отток клиентов. Сегодня почтовые отделения в аулах мы содержим только для того, чтобы выдать посылки и пенсии. В среднем на одну точку в месяц приходит всего 5 посылок. Других услуг на селе нет. Поэтому, я считаю, что государству нужно принять решение — нужна ли почта в селах? Когда мы говорим о необходимости отделений почты в отдаленных районах, то нужно говорить и о государственной дотации, ведь их нужно еще и содержать. 

Слушая главного почтальона области, мы поймали себя на мысли, что и вправду очень редко пользуемся услугами операторов почтовой связи. Газеты и журналы не выписываем, письма отправляем на электронную почту, платежи совершаем в телефоне, да и товары, купленные в интернет-магазинах, доставляет курьерская служба других компаний. 

— Да, курьерских служб сейчас полно, но в отличие от других компаний, наша служба регламентируется законодательными актами, — поясняет собеседница. 

ВЫХОД ЕСТЬ, НО ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ НЕТ

По словам Алтын Садыковой, согласно Закону РК «О почте», доставка газет осуществляется на дом при наличии почтового ящика. Отсутствие абонентских ящиков в многоэтажных домах и частном секторе либо при ненадлежащем состоянии имеющихся абонентских ящиков, согласно «Правилам предоставления услуг почтовой связи» и Закона РК «О почте», курьер не имеет право оставлять периодику. В этом случае почтовые отправления и периодические печатные издания выдаются лично пользователю услуг. Но если адресата нет дома, то газеты возвращаются в службу доставки, чтобы обеспечить их сохранность. 

 — Конечно, выдача ППИ в отделении доставки не является решением проблемы. Нужно решать вопрос с установлением и сохранностью абонентских ящиков. Также сильно влияет на доставку наличие домофонов в многоэтажных домах, которые тоже препятствуют входу курьеров в подъезды домов. Вопросы решения проблем по своевременной доставке печатных изданий находятся на постоянном контроле руководства филиала, и мы реагируем на каждую жалобу абонентов, – комментирует А. Садыкова.

 Мы в свою очередь можем привести успешный пример, реализованный в Нур-Султане, — там привлекли к совместной работе КСК. Руководство столичного филиала АО «Казпочта» оплачивает труд для почтальонов из кооперативов. То есть, они привозят весь объем доставки по участку в КСК, а оттуда уже человек разносит по домам. Может быть, и нам последовать такому опыту?

 Кроме того, хорошо бы решить и вопрос с установкой абонентских почтовых ящиков в многоэтажных домах и в частном секторе. 

Кстати, проект совместной работы «Казпочты» и КСК привлекают и в соседнем городе Уральске. Тем самым региональные филиалы почтовых связей надеются, что эти меры помогут решить проблему кадрового дефицита и избавят жителей от нужды обрывать телефоны и обивать пороги почтовых отделений в поисках запоздавшей корреспонденции. 

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Председатель Ассоциации КСК города Атырау Гульнара Салихова в свою очередь прокомментировала, что такое сотрудничество возможно, но только после 1 июля текущего года. 

— В этом году к 1 июля КСК в нашей стране должны перейти в ОСИ (объединения собственников имущества) и ПТ (простые товарищества). А наша ассоциация будет переоформлена в управляющего сервисной компании и станет работать по договору с каждым домом. Поэтому все разговоры о сотрудничестве с «Казпочтой» можно будет вести только после перехода на новую форму управления, — прокомментировала глава Ассоциации. 

Кстати, по ее словам, КСК, который находится по улице Сырыма Датова, практикует такой метод – курьер оставляет там журналы, а сотрудники кооператива разносят их жителям. Но в данном случае сотрудники КСК выполняют функцию курьера бесплатно, а если сядут на договорные отношения, то можно и заработать. 

Анжелика КИМ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна