ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ СНЕЖНОГО ПЛЕНА
Обильные зимние осадки и бураны продолжают оставаться непреодолимым препятствием для некоторого автотранспорта. Так, 16 февраля в Макатском районе на автодороге Атырау-Актобе, в полутора десятках километров от райцентра Макат, в снежных заносах застряли пять единиц тяжелой техники, принадлежащих одной из нефтяных компаний.
В результате пять человек — работники этой фирмы — оказались в снежном плену. Как прокомментировали в департаменте ЧС области, в операции по спасению людей и эвакуации завязших транспортных средств были задействованы силы ГУ «ЗРАОСО» МЧС РК, отдела по ЧС Макатского района, предприятий АО «Интергаз Центральная Азия» и НГДУ «ДоссорМунайГаз».
— Помимо этого, на27 километреавтотрассы Доссор-Байчунас застряло восемь машин, в которых было 9 человек, — сообщила пресс-секретарь департамент ЧС по Атырауской области Самал Абирова. — Такая же участь постигла еще пять авто, которые застряли на тридцатом километре этой же дороги. Там было восемь человек. Пострадавших нет.
Ранее, 15 февраля, на15 километреавтотрассы Атырау-Доссор-Бейнеу в снежном плену оказались 25 человек и 5 авто. А в35 километрахот месторождения «Масабай» — 2 человека и 1 единица техники. Силами спасателей Жылыойского района, в расчет которых вошли 3 человека личного состава и одна единица техники, «железные кони» были отбуксированы до нормального участка дорожного полотна. После чего те продолжили движение уже своим ходом. В этом случае также никто не пострадал. Всего, по сообщению пресс-службы департамента ЧС по Атырауской области, из снежных заносов на путях сообщений было вызволено 18 транспортных средств и 25 человек.
Информирован значит вооружен
Между тем представители ведомства спасателей призывают государственные учреждения и частные структуры к тесному взаимодействию. Местная служба ЧС могла бы реагировать быстрее, если бы организации сразу же сообщали о происшествиях чрезвычайного характера.
— Например, если бы диспетчеры КТЖ 8 февраля поставили нас в известность о том, что в снегах застрял пассажирский поезд «Атырау-Мангышлак», мы бы отреагировали моментально. К тому же, за этим составом остановились еще шесть поездов. Это прямое нарушение инструкции «О передаче информации при угрозах, возникновении или ликвидации ЧС», — прокомментировал начальник департамента ЧС по Атырауской области Болатбек Омаров в ходе встречи с представителями атырауских учреждений и организаций. — Согласно инструкции, информация о возникновении чрезвычайной ситуации должна незамедлительно передаваться в спасательные службы. А получилось, что сообщение о случившемся на пульт спасателей «112» поступило не от диспетчеров или руководства КТЖ, а от самих пассажиров поездов. Из-за этого помощь к людям пришла с большим опозданием.
В настоящее время в департаменте создана единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), пульт которой идет под номерами 101 — для сообщений о пожарах и 112 — для всех остальных служб чрезвычайного реагирования.
— Цель создания такой структуры — повысить оперативность действий, — сообщил главный атырауский спасатель Болатбек Омаров. — Она позволяет упорядочить реагирование на поступающие сигналы о ЧС. Здесь же и вопрос времени — его сокращение приводит к более быстрому сбору оперативно-спасательных подразделений и выезду их на место происшествия. Кроме того, на базе ЕДДС создан специальный кризисный центр, предназначенный для координации действий служб ЧС и аварийных структур других организаций.
Помимо этого, с докладом о водных запасах в водоемах региона выступила заместитель директора филиала РГП «Казгидромет» Татьяна Акатьева. Как сообщила гидрометеоролог, с 25 по 29 января выпала почти двухмесячная норма осадков. В Атырау выпало30 миллиметровснега при норме16 миллиметров. В Махамбетском районе -18 миллиметровпри норме в 11, а в Индерском -21 миллиметрпри норме в 13. Из-за сильного порывистого ветра северо-восточного и восточного направления снежный покров растелился неравномерно. Средняя высота снега в степи сейчас составляет43 сантиметра.
Собственно говоря, ничего уникального в этом явлении нет, — высказала свою точку зрения Татьяна Акатьева. — Вспомните — такая же картина наблюдалась в 2006 году. Причем, в январе было 37 градусов мороза, это ниже даже, чем в этом году. Сильные снегопады тоже были. Все будет зависеть от заполнения осадками верховий реки Урал. Предварительно, по прогнозу самарских гидрометеорологов, паводок будет меньше нормы. Более точный прогноз по главному водоему нефтяной столицы мы сможем дать только в начале марта.
Однако по малым рекам региона у наших синоптиков прогноз уже есть. В Жылыойском районе по реке Эмбе уровень воды в период паводка будет 250-350 сантиметровпри норме в 325. По Уилу, протекающему в Кызылкогинском районе, также ожидается в пределах нормы.
— Глубина промерзания почвы в настоящее время составляет107 сантиметров. Кстати, в ближайшем будущем потепление не прогнозируется. Поэтому снег в верховьях рек будет таять постепенно, и резкого прихода большой воды не будет, — сообщила Татьяна Акатьева. — Тем более, что основной объем влаги у нас уходит на испарение.
Другие же специалисты считают, что паводковой воды будет, как говорится, море. Поэтому на встрече с представителями ЧС они подняли вопрос о скорейшей подготовке спасателей к этому. Кроме того, готовность требуется и от аварийных служб других учреждений. По расчетам начальника Урало-Каспийской бассейновой инспекции Бисена Куанова, в этом году прибудет 11-12 миллионов кубометров паводковой воды.
— Это при норме в девять миллионов кубов, — говорит он. — В любом случае, мы должны быть начеку.
Евгений САМАРИН