РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ В ЦЕНЕ!

Рабочие профессии в цене Политика

Развитие социального партнерства и сотрудничества работодателей и образовательных учреждений в вопросах трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений — это главная цель III областного форума «Профессиональное образование и бизнес: диалог партнеров». Он состоялся на базе Атырауского политехнического колледжа под председательством заместителя акима области Салимжана Накпаева. Также в нем приняли участие работодатели и директора профессионально-технических учебных заведений.

Как известно, суть дуальной системы обучения — сочетание теоретического обучения с практическими занятиями на предприятии. Именно такой подход способствует обретению студентами более глубоких знаний и практических навыков работы по выбранной специальности. Ведь сегодня на рынке труда необходимы специалисты, обучившиеся по новой инновационной технологии, умело применяющие полученные знания и навыки на производстве.

— Глава государства в своем Послании народу Казахстана обозначил задачу — в ближайшие 2-3 года создать ядро национальной системы технического и профессионального образования на основе дуальной системы обучения. Сегодняшнее мероприятие — это своего рода диалоговая площадка, где будет рассмотрено внедрение дуальной системы, будут подняты проблемы развития данного подхода в системе профессионально-технического образования, — отметил Салимжан Накпаев.

Дуальная система — только плюсы

О том, как организована дуальная система обучения на практике, в ходе форума рассказала директор комбината сборно-строительных конструкций и деталей ТОО «КазКом-С», к тому же социальный партнер по внедрению дуального обучения в Атырауском индустриальном колледже  Светлана Долгова, которая с данным учебным заведением сотрудничает на протяжении 10 лет. Из них 3 года были ориентированы именно на внедрение дуальной системы обучения.

— На старте совместной работы по организации дуальной системы обучения была создана специальная рабочая группа, в состав которой вошли главные специалисты комбината, мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин колледжа, — сообщает Светлана Долгова. — В результате нами был подписан двухсторонний договор о проведении производственной практики и заключены трехсторонние меморандумы между нашим предприятием, колледжем и студентами. Затем, в соответствии с планом мероприятий по внедрению дуальной системы обучения, были разработаны экспериментальные рабочие учебные планы, график учебного процесса и другие документы.

По ее словам, в цехе комбината организованы 5 специальных рабочих мест по технологическим позициям, где студенты бригадами, согласно графику, проходят практику по всем позициям. Надо отметить, что по дуальной системе обучать сначала начали только по одной специальности — арматурщик. А сегодня на комбинате созданы условия для подготовки по дуальной системе уже и для электросварщиков, и стропальщиков. Студенты колледжа первоначальные навыки получают на первом курсе в производственных мастерских учебного заведения, а со второго курса четыре раза в неделю закрепляют полученные теоретические знания на практике уже на комбинате. Стоит отметить, что Атырауский индустриальный колледж — одно из первых учебных заведений в городе, активно включившееся в реализацию дуальной системы обучения. Здесь ребята осваивают востребованные сегодня на рынке труда профессии электрика, арматурщика, плотника, трубомонтажника, маляра, стропальщика и агронома.

— За время практических занятий ребята постепенно адаптировались к условиям труда на производстве, и к нам они приходят уже как на работу. К тому же, у них вырабатываются такие положительные качества, как старательность, ответственность, они становятся более самостоятельными и активными в общественной жизни. Кроме того, ребята имеют возможность повышать свою квалификацию. Так, студенты 3 курса уже имеют 3-й разряд. Также во время летних каникул студенты, изъявившие желание работать, в зависимости от выполненного заказа, могли заработать до 45 тысяч тенге, — отметила докладчик.

В заключение своего выступления Светлана Долгова подчеркнула, что для улучшения качества подготовки квалифицированных специалистов-рабочих по дуальной системе и по другим прогрессивным методам, необходима законодательная база, нормативно-правовые акты по стимулированию предприятий-работодателей, наставников-производственников, по оплате труда практикантов.

Как сообщил заместитель руководителя областного управления образования Шакиржан Мурзагалиев, в прошлом году на дуальную систему обучения перешли 5 учебных заведений Атырау. В этом году к ним присоединились еще 6. По его словам, в преддверии форума была проведена акция, в ходе которой заключались договоры о партнерстве предприятий с учебными заведениями. По итогам акции 612 предприятий выразили свое согласие принять участие в качестве партнеров в дуальной системе обучения. Ведь студенты, которые будут проходить у них практику, потом к ним же придут на работу. Поэтому заинтересованность в качественной подготовке кадров здесь обоюдная.

О том, как развивается дуальная система в Атырауском колледже сервиса, рассказала директор данного учебного заведения Галина Буревская. Напомним, что здесь готовят специалистов по трем основным профессиям — метрдотель, повар и портной.

— Производственное обучение и практика — это основные звенья формирования профессиональных умений у студентов. Без них невозможно знакомство с реальным производством, закрепление теоретических знаний, приобретение навыков рабочей профессии. Более 7 лет ТОО «Ренессанс-Атырау» является нашим социальным партнером. За эти годы ими были обучены и трудоустроены более 100 молодых специалистов. За 2013-2014 учебный год прошли производственную практику 26 студентов, из них 20 — по профессии метрдотель и 6 поваров. Оплата практикантов стабильна — 10 000 тенге. Также нашими социальными партнерами на протяжении многих лет являются ТОО «Онерпаз», ИП «Шарапиева», торговые сети «Атаба» и другие предприятия сферы быта и торговли, — отметила Галина Саметовна.

Все вышесказанные слова подтвердила обширная выставка, на которой были представлены материалы о достижениях учебных заведений в плане подготовки специалистов, успехах педагогов и мастеров производственного обучения, студентов.

Кадры для ГПФИИР

Проводимая в Республике Казахстан государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития набирает обороты и охватывает все регионы Казахстана. Ежемесячно во всех регионах республики открываются новые индустриальные объекты, имеющие важное народно-хозяйственное значение. Соответственно, сюда будут привлекаться выпускники профтехлицеев и профтехколледжей и других специальных заведений, готовящих для многоотраслевой индустрии РК новых специалистов, соответствующих новым современным требованиям.

Так, по словам руководителя областного управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Ларисы Жумагалиевой, с 2010 года в Казахстане осуществляется государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития.

— В Атырауской области в рамках ГПФИИР по Карте индустриализации реализуется 34 инвестиционных проекта на общую сумму 1,4 трлн. тенге с созданием более 4,3 тысячи рабочих мест. Из них два проекта на сумму порядка 1,3 трлн. тенге реализуются в рамках Республиканской карты индустриализации — это строительство первого интегрированного газохимического комплекса ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.», реконструкция и модернизация Атырауского нефтеперерабатывающего завода со строительством комплексов по производству ароматических углеводородов и глубокой переработке нефти.

В период с 2010-го по 2013 год в рамках ГПФИИР в области уже реализовано 27 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 67,8 млрд. тенге, создано более двух тысяч рабочих мест, — отметила Лариса Жумагалиева.

В 2014 году планируется ввести в эксплуатацию пять проектов на сумму 15,5 млрд. тенге с созданием 972 рабочих мест. Среди них — строительство центра вагонного сервиса «Ескене» — ТОО «ЦВС «Ескене»; строительство фабрики модульного домостроения, ТОО «Alan building systems» — организация домостроительного комбината, ТОО «БатысАльянсСтрой»; товарно-осетровая ферма — ТОО «Caspian Royal Fish»; организация производства по сборке крупногабаритного и сверхтяжелого оборудования — ТОО «Атыраунефтемаш».

По ее словам, чтобы воплотить в жизнь все эти проекты, необходимы такие специалисты, как операторы, механики, мастера по железу, стропальщики, инженеры-механики, технологи, конструкторы и сварщики.

В заключение форума были подписаны меморандумы о сотрудничестве между отраслевыми ассоциациями, крупными компаниями и учебными заведениями. Салимжан Накпаев вручил благодарственные письма от имени акима области, областного маслихата и управления образования ряду работодателей, вносящих свою весомую лепту в развитие дуальной системы обучения в Атырауской области.

 Динара КАНБЕТОВА,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА 

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна