Малый транспорт, большой хаос
У многих могла возникнуть ситуация, когда вы спокойно держите свой путь по дороге, и тут неожиданно появляется мопедист и создаёт аварийную ситуацию. «ПК» решила расспросить жителей города про такие случаи. Выяснить у экспертов, как улучшить ситуацию, и узнать мнение самих владельцев двухколёсного транспорта. Ведь уже долгое время стоит вопрос о безопасности езды на мотороллерах.
Думаю, каждый из вас часто слышал или сам произносил такие фразы после каждой новости о несчастном случае: «Небезопасно всё это!», «Такой молодой, а уже всю жизнь себе сломал после аварии…», «Надо запретить или ввести ограничения!». И эти слова возникли не на пустом месте – статистика за этот год вполне красноречива.
По информации пресс-службы департамента полиции Атырауской области, начиная с 1 января 2024 года к административной ответственности был привлечен 371 мопедист. В результате нарушений правил 85 веломоторов были перемещены на специализированные стоянки. Зарегистрировано 32 дорожно-транспортных происшествия, в которых 17 участников стали инициаторами аварий, а 22 человека получили травмы. Кроме того, восемь водителей мопедов нанесли материальный ущерб другим транспортным средствам.
Если сравнивать, то соотношение виноватых мотогорожан и автомобилистов в ДТП почти одинаково – 53% на 47%. Но, по мнению владельцев авто, другая сторона виновна в 99 случаях из 100.
Автолюбитель Дмитрий Давыдов, который имеет большой опыт вождения:
– Вожу машину уже почти 17 лет и заметил, что в последнее время сильно увеличилось количество скутеров на дороге. К сожалению, многие из них часто игнорируют ПДД, а это создаёт дополнительные риски для всех участников движения. Они регулярно выезжают на встречную полосу, чем подвергают опасности себя и других. Кроме того, у них есть склонность маневрировать между машинами в плотном потоке, а так их сложнее заметить.
Ему вторит Балзия Нармагамбетова:
– Водители мопедов часто игнорируют правила дорожного движения. Они должны держаться обочин, но вместо этого выезжают на центр дороги, создавая опасные ситуации. Они могут проскочить между автомобилями. Им только недавно начали выдавать права, а большинству – по 16-17 лет, часто ездят без шлемов. Это страшно как для нас, так и для них.
– Мой муж водит машину, и владельцы скутеров его очень раздражают. Наши дороги просто не приспособлены для таких транспортных средств. Вид мопедов вызывает страх, особенно после недавней аварии со смертельным исходом, – рассказывает жительница Жемис Дюсигалиева.
Из сказанного выше делаем вывод – проблема достаточно серьезная. У каждого найдётся хоть одна история, где водитель мопеда подрезает или нарушает правила. Даже я, человек нейтральный, своими глазами узрел, как скутерист подрезал общественный транспорт, что вызвало негодование у водителя автобуса. Но давайте послушаем противоположную сторону, может, есть своё видение на этот счёт?
– Всё зависит от водителя, раз на раз не приходится. Мне вот 20 лет, и я понимаю, что большинству мотороллеристов даже 16 не исполнилось. Разумеется, многие не знают правил. На таких легко давить, делая виноватыми в ДТП, – говорит любитель двухколёсного транспорта, представившийся Ильёй. – Но не нужно обвинять всегда нас. Вот недавно я стал участником ДТП, ехал по главной дороге, а автомобиль – по второстепенной, и логично, что меня должны были пропустить. К сожалению, этого не произошло, он при попытке проскочить въехал в меня. Хочу сказать, что всё зависит от ситуации. У нас и защитная экипировка не совсем удобная, ну а что поделать? Безопасность есть безопасность. А насчет прав – где нам их получать, в Уральске? Это самая ближайшая мотошкола, откройте такую у нас и увидите, что проблем станет меньше.
Многие же не просто катаются по городу ради удовольствия – это экономно, когда ты работаешь курьером. Вот на машине траты на бензин куда больше.
Владелец белого мопеда Гоша (решил представиться только так) говорит:
– Да, я понимаю негодование водителей, но не всегда можно разглядеть полосы в больших потоках, голова от такого количества транспорта начинает кипеть. И со мной случались аварии, этого не избежать, но считаю, что чаще всего молодые парни нарушают закон по неопытности.
Приняв во внимание аргументы скутеристов и автомобилистов, мы обратились к депутатам городского и областного маслихатов.
– Учитывая значительное увеличение числа дорожно-транспортных происшествий за последний год, связанных с использованием скутеров и мопедов, особенно среди молодежи, считаю необходимым ввести особый надзор над этими транспортными средствами. Многие молодые люди ездят на них без надлежащих прав, что усугубляет ситуацию. Нужно применять к ним те же требования, что и к мотоциклистам. Наши дороги, особенно в центральной части города, слишком узкие для того, чтобы отводить отдельные полосы. Нужно активно работать над законодательными инициативами, которые ужесточат правила использования мопедов, учитывая, что многие несовершеннолетние активно их используют, – говорит депутат областного маслихата, председатель постоянной комиссии по социально-культурному развитию области Нурлыбек Даралиев. Депутат Атырауского городского маслихата Юрий Ли также отметил, что положение нужно исправлять.
– Например, в Китае очень много скутеров, и там проблему активно рассматривали. Они внедрили различные меры, такие как обязательная регистрация, контроль над скоростью и применение новых технологий: система распознавания номерных знаков и камеры видеонаблюдения. Да, ужесточение правил движения может значительно повысить безопасность в Казахстане.
– Если ввести такую систему, безопасность на дорогах улучшится. Возможно ли это сейчас?
– Город достаточно оснащен камерами «сергек», что обеспечивает более эффективный мониторинг на дорогах. К тому же, сотрудничество с разработчиками и департаментом полиции может облегчить реализацию мер по внедрению и ужесточению управления скутерами в Атырау. Совместными усилиями разработчиков, которым нужно чуть докрутить программу, и полицейских с большим контролем можно получить положительный результат.
– Скутеристы жалуются, что у нас нельзя сдать на «А1» категорию.
– Да, возможность сдавать экзамены на права в Атырау может быть полезной для них, так они получат нужные навыки и знания, – говорит Юрий Ли.
В прошлом месяце на заседании мажилиса депутаты приняли в первом чтении проект закона, устанавливающий новые правила для водителей мопедов в Казахстане, пишет www.nur.kz.
Согласно законопроекту, в Казахстане предлагается:
— ввести государственную регистрацию мопедов с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров;
— установить требования к водителям мопедов;
— наделить местные исполнительные органы компетенцией по определению порядка эксплуатации электросамокатов;
— ввести нормы по цифровизации дорожной безопасности.
Кроме того, в рамках Кодекса «Об административных правонарушениях»:
— вводится ужесточение ответственности лиц, значительно превышающих допустимую скорость;
— водители мопеда приравниваются к водителям механических транспортных средств;
— возрастает ответственность должностного лица за повторное правонарушение, связанное с содержанием дорог и дорожных сооружений.
Позже в кулуарах вице-министр внутренних дел Игорь Лепеха сообщил, что для водителей мопедов вносится новое требование – управлять этим транспортным средством теперь можно будет только с 16 лет, для этого будет необходима категория прав А1.
По словам руководителя одной автошколы в Атырау, каждое специальное учреждение может обучать курсантов на подкатегорию «А1», но всё зависит от того, есть ли у тех разрешение на это.