Первый из казахов
Наш герой, о котором сегодня пойдет речь, является одним из первых казахов, строивших железную дорогу в Туркменистане: там, где проходил Великий Шелковый путь. Он получил от Министерства путей сообщения СССР во время Великой Отечественной войны высокую награду – знак «Почетный железнодорожник». Зовут его Байбол Ораков.
В редакцию газеты «Прикаспийская коммуна» пришел седовласый аксакал с массой документов, фотографиями и наградами. Оказалось, что Мерген Байболов – сын почетного железнодорожника. В разговоре с гостем «ПК» выяснила, что Мерген ага целых полгода проводил расследование, чтобы убедиться и доказать, что его отец – Байбол Ораков – действительно является первым казахом, получившим в октябре 1944 года отличительный знак и звание «Почетный железнодорожник».
– Я был в столичном архиве министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, где и нашел приказ за подписью наркома путей сообщения, генерала Л. Кагановича, в котором значатся фамилии 51 награжденного, и среди них только одна казахская – моего отца Оракова Байбола, – начал свой рассказ собеседник, показывая нам копию архивного документа.
«За образцовую работу и успешное выполнение задания правительства и военного командования по перевозке оборонных и народно-хозяйственных грузов в период Великой Отечественной войны приказом народного комиссара путей сообщения СССР наградить дорожного мастера Казанджикской дистанции железнодорожных путей Б. Оракова знаком отличия «Почетный железнодорожник», – читаем мы на сканированном листе бумаги.
Пешком до Туркменистана
Байбол Ораков родился 1 июня в 1900 году в городе Форт-Александровск (Шевченко) на полуострове Мангистау. Если окунуться в историю, то Казахстан, как и другие республики, входил в состав Советского Союза, и жизнь казахов была сложной: деление на несколько областей, установление советской власти, появление новых форм экономической и хозяйственной деятельности – все это подвигло молодого парня вместе с братьями искать лучшей жизни. В то время на полуострове Мангистау из-за неблагоприятных климатических условий и безработицы многие жители покидали свою землю и мигрировали в Узбекистан, Туркменистан, Иран. И Байбол с двумя братьями пешим ходом отправился в Туркмению: там был морской порт, и к тому же, там строили железнодорожные пути, а рабочие руки нужны всем.
Преодолевая голод и тяжелую дорогу, не имея за душой ни гроша, они все же дошли до города назначения, и Байбол с братьями устроился работать на железную дорогу. Это были 1932-1933 годы.
– Как раз в то время в Туркменистане велось строительство среднеазиатской железной дороги Красноводск – Ташкент – Оренбург, – уточняет Мерген Байболович.
Вот так казах из Мангистау, переселившийся в Туркменистан, всю жизнь посвятил себя профессии железнодорожника.
Надо сказать, что через туркменскую землю пролегал древний Великий Шелковый путь, соединяющий Китай с Европой. Со временем на смену караванным тропам пришли стальные пути, и в 1931 году на Ашхабадских железнодорожных магистралях впервые в мировой практике начались регулярные пассажирские и грузовые перевозки на тепловозной тяге. А в период с 1931-го по 1940-е годы прошлого столетия железная дорога стала базовой в СССР по освоению и внедрению тепловозов.
По воспоминаниям потомка почетного железнодорожника, его отца перебрасывали из одной дистанции на другую: Красноводск, Небидаг, Казанджик, Ашхабад, и везде он отличался трудолюбием, смекалкой и добросовестностью. Руководство, заметив способности Байбола, в 1938 году отправляет его в Москву на шестимесячные курсы при министерстве путей сообщения СССР. После окончания учебы молодой железнодорожник получает удостоверение мастера путей сообщения за подписью министра Лазаря Кагановича, что стало для Б. Оракова большой честью и ответственностью.
Вернувшись из Москвы, он продолжает работать на Ашхабадской железной дороге, на дистанции «Казанджик». А вскоре началась война.
Свист поезда – как пули
Во время Великой Отечественной железнодорожные пути сообщения имели важное стратегическое значение. Именно от их работы зависела оперативная переброска боевой техники и десятков тысяч бойцов, развертывание боевых подразделений и организация снабжения. Без стальных магистральных путей и самоотверженного боевого и трудового подвига железнодорожников победа над фашистской Германией была бы нереальна. И именно эта отрасль во время войны работала бесперебойно.
Среднеазиатские железнодорожные пути в годы войны являлись важным транспортным узлом. В военных условиях изменился не только тип перевозимых грузов, но и резко возросла дальность перевозк, срочность доставки грузов, появились требования к скрытности и необходимости проведения маскировочных работ. Для этих целей использовались неприспособленные станции, где не было специального оборудования, механизмов, а потому требовались не просто профессионалы, а люди, умеющие импровизировать, мыслить нестандартно, способные находить выход из самых сложных ситуаций. По этой причине Байбола Оракова оставили в тылу, выдав ему бронь.
Дистанция «Казанджик», где он работал, была промежуточной, через неё днем и ночью шли поезда в Оренбург, Ташкент, Ашхабад, портовой город Красноводск, а оттуда на суднах по морю шли в Баку и обратно, перевозя различный груз, начиная с военной техники, боеприпасов, продуктов питания, заканчивая эшелонами с бойцами и ранеными.
Если вспомнить историю работы железнодорожников в те годы – это был бессонный, опасный и, можно сказать, каторжный труд. Но при этом в самых экстремальных ситуациях железнодорожники умели сохранять хладнокровие. Это качество проявил и наш герой.
Однажды ночью 1942 года мастеру Байболу Оракову пришло срочное сообщение, что через них пройдут литерные поезда (высокой важности, перевозящие ценный груз), которые всегда имели неоспоримый приоритет и сопровождались сотрудниками НКВД. Байбол, как обычно, пошел проверять рельсы и обнаружил, что в некоторых местах расшатанные костыли (крупные специализированные гвозди, скрепляющие рельсы и деревянные шпалы) вылезли из своих отверстий, и их срочно нужно забить обратно. Иначе катастрофа неминуема. Байбол, не чувствуя ног, побежал за молотком: времени нет, поезд уже приближается, а ему еще нужно успеть закрепить шпалы. Собрав все эмоции в кулак, бесстрашный мастер, чувствуя едва заметные вибрации рельсов, вызванные приближением поезда, начал забивать костыли. Он уже слышит шум приближающегося транспорта, а потом и гудок поезда, крики помощника машиниста, который, заметив на рельсах человека, стоя на подножке кабины, интенсивно размахивая руками, сигналил: «Сейчас же уходи с рельсов!»
Мастер, хладнокровно забив последний костыль, успевает в последний момент спрыгнуть с путей и несколько минут неподвижно лежит на земле, переводя дыхание. Поезд, обдавая человека потоком воздуха и издавая характерный свист от скрежета колесных пар, пронесся мимо.
В 1944 году ответственного сотрудника дистанции «Казанджик» Б. Оракова награждают знаком почетного железнодорожника. На этом отрезке железнодорожных путей сообщения ветеран тыла проработал до конца войны.
– Потом отца перевели на другую станцию, и в 1955 он получает еще одну награду – орден «За трудовую доблесть», также у него есть знак «Ударник сталинского призыва», медаль «За трудовое отличие». А когда папа вышел на пенсию, в 1963 году мы с семьей вернулись в Казахстан, поселок Жетыбай Мангистауской области, – продолжает рассказывать о своем отце Мерген ага.
Дома, на родной земле, семью Ораковых тоже ждали трудности. Жилья в селе Жетыбай не было, и им дали временное. Прожив с семьей там пять лет, в 1968 году они переезжают на станцию Ералиево, где и получают в новом доме двухкомнатную квартиру. Там родители Мергена и прожили до конца своих дней.
По словам сына ветерана железной дороги, Байбол Ораков умер в 1987 году в возрасте 87 лет.
Через потери
Как вспоминает Мерген ага, даже на пенсии отец вел активную жизнь, всегда интересовался проблемами своего района, делился опытом с коллегами и был уважаемым человеком.
– А после его смерти мы получили письмо от сослуживца папы Жубана Курманкулова, который работал с ним на Ашхабадской железной дороге с 1939 по 1949 годы. В письме была фотография моего отца, сделанная в годы войны, и короткое письмо: «Я всю жизнь бережно хранил фотографию вашего отца как пример мужества, преданности своему делу и ответственности. Теперь это фото я доверяю вам, его детям, чтобы потомки помнили подвиг отца и деда», – продолжает повествование собеседник «ПК».
Несомненно, тяжелая жизнь родителей, которые достойно прошли все испытания, лишения, трудности, голодные военные и послевоенные годы, стала достойным примером для династии Ораковых.
Даже страшные трагедии, связанные со смертью детей, не сломили их.
– Папа с мамой до войны потеряли подряд троих детей, которые умерли еще в младенчестве. И когда в 1942 году родился я, мама оберегала меня как могла. Но через три года вновь потеря – родившийся после меня братишка не выжил, – вспоминает Мерген ага. – Мама Канбиби была мужественной женщиной и все тяготы жизни переносила стойко. Помню, мы жили на пустынной железнодорожной станции «Ахча-Куйма» в казарме вместе со всеми, кто там работал. В основном это были украинцы. Стоял уже 1950 год. Мужчины на работе, а женщинам приходилось смотреть за детьми, топить печь шпалами, которые рубили на дрова, ходить за продуктами за 30-40 километров на станцию, куда прибывал спецвагон. Все помогали друг другу, – рассказывает Мерген ага.
На рождение еще одного ребенка семейная пара Ораковых решилась только в 1952 году. Уж больно много было потерь. Родился мальчик – Машрык, в 1956 – дочь Несибелли, а в 1958 – младшенький сынок Кудайберды. Сейчас в семье их четверо.
– К сожалению, мама ушла из жизни рано, в 1978 году, ей было всего 64 года. Тогда младшему братишке исполнилось всего 20 лет, – говорит М. Байболов.
Все дети, слава Аллаху, нашли свой путь в жизни: Мерген ага занимал должность заместителя начальника ДВД Атырауской области, Машрык – полковник полиции, живет в Актобе, сестра Несибелли – в Актау, работала учителем, а самый младший – Кудайберды – живет в Астане, служил в министерстве экологии и природных ресурсов РК.
Сегодня старший сын Байбола Оракова задался целью оставить потомкам память об отце – человеке, первом казахе, строившем в Туркмении железную магистраль и удостоенном высокого звания «Почетный железнодорожник СССР» в годы войны. Также Мерген Байболов сейчас поднимает вопрос, чтобы имя его отца было занесено в список исторических личностей.
– Я сдал все необходимые документы в акимат Мангистауской области, чтобы реализовать в жизнь предложение его коллег-железнодорожников Мангистау – назвать именем Байбола Оракова одну из железнодорожных станций либо улицу. Думаю, это было бы вполне справедливо, – высказал свое мнение потомок ветерана тыла.